Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой

Работа №99223

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие об экологической культуре в педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования экологической культуры дошкольников 15
1.3. Педагогические условия формирования экологической
культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Уровень сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
экологической культуры старшего дошкольного возраста
2.3. Сформированность экологической культуры детей старшего
дошкольного на заключительном этапе исследования 48
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

С рождением человечества природа как бы раздвоилась: с этого момента она существует в виде двух частей, которые если и тождественны субстанционально (представляя собой формы бытия одного и того же универсума), то глубоко различны с точки зрения способа, типа и ритма своего существования.
Различие, которое наметилось в момент раскола на природу «как таковую» и природу, выступающую в виде «естественноисторического» организма - общества, с развитием человеческой цивилизации привело характер отношений в системе «общество - природа» до степени серьезных противоречий, свидетельством чему является углубляющийся экологический кризис [29].
Мощь современной цивилизации непрерывно возрастает и как следствие этого наблюдается экспоненциальный рост антропогенных воздействий на природную среду, по причине которых последняя начинает кардинально меняться [29].
В настоящее время общество встало перед необходимостью нового концептуального видения места человека в мире, в котором человек выступает как одно из звеньев в геобиотическом круговороте живого, что, в конечном счете, и определяет границы экологии человеческого общества [29].
Способствовать этому должна экологизация общественного сознания. В этом процессе можно выделить следующие стадии: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств; во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т.д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в- 3
четвертых, становление отношений человека и природы в качестве элементов внутренней культуры личности [27].
Важным является заложить основу экологической культуры у детей с раннего возраста, которая, в будущем, станет фундаментом для дальнейшего развития личности в этом направлении. Ведущая роль в этом процессе, на данный момент, принадлежит дошкольным образовательным учреждениям.
С.Н. Николаева считает, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [42].
Таким образом, тема педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой считаю актуальной на сегодняшний день.
Проблема исследования: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать эффективному формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Гипотеза - формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- регулярно использовать природоведческую художественную литературу;
- разработать и внедрить комплекс экскурсий.
Задачи.
1. Изучить литературу.
2. Дать сущностную психолого-педагогическую характеристику понятия экологическая культура.
3. Выявить, теоретически обосновать педагогические условия способствующие формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно поисковым путем подтвердить эффективность выявленных и теоретически обоснованных педагогических условий.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы теоретические методы исследования, такие как: анализ, синтез, обобщение и др.
А также, были использованы труды таких авторов как: С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, К.Д. Ушинский, Е.В. Гончарова и др.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 81 лист печатного текста. Содержит в себе введение, заключение, две главы, список использованной литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические основы формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, мы убедились в социальной обусловленности развития экологической культуры. Преодолеть экологический кризис и не допустить экологической катастрофы можно лишь при ответственном отношении к окружающему миру каждого жителя Земли. Относиться заботливо к окружающему миру могут только люди, обладающие экологической культурой, которая включает экологические знания, умения, связанные с природой, и ценностные ориентации.
Для осуществления данной цели, важным является привитие экологической культуры с раннего детства. Ведущая роль в этом процессе отводится дошкольным образовательным учреждениям.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
В процессе изучения темы, были рассмотрены педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Существует много средств для развития экологической культуры, но были выбраны экскурсии в природу и использование природоведческой художественной литературой, так как на экскурсии дети сами через наблюдения и исследования добывают знания о телах и явлениях окружающего мира, овладевают умениями, связанными с природой, закрепляют правила поведения в природе.
Используя очерки писателей-природоведов об удивительном мире природы, об особенностях некоторых растений, повадках и сезонной жизни 55
животных повышается эмоциональность восприятия окружающего мира, а также содействует эстетическому восприятию воспитанников.
Чем разнообразнее по своей структуре будут экскурсии в природу и чем эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития эстетических качеств дошкольников и их экологического воспитания.
Сравнив результаты опытно поисковой работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, в ходе которой мы изучили влияние природных экскурсий и природоведческой художественной литературы на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. И пришли к выводу - организация природных экскурсий и использование художественной литературы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с выдвигаемыми требованиями, являются важными условиями для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, мы практическим путем подтвердили гипотезу, выдвинутую нами вначале работы.
Тема «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой» раскрыта, цели достигнуты.


1. Авдеева, Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текс] : Программа для ДОУ - М., 2011.
2. Акимова, Т. Д. Экология [Текст] : учеб. для вузов. / Т. Д. Акимова. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 430 с.
3. Базарнов, В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. [Текст] / В. Ф. Базарнов - Томск, 1997. - 65 с.
4. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А.П. Букин
-М.: Просвещение, 2014. - 114 с.
5. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева - Минск, 2006. - 297 с.
6. Вахрушев, А. А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека [Текст] / А. А. Вахрушев// Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11, С. 25-26.
7. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
8. Всемирная энциклопедия. Философия [Текст] / Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2012. - 1311с.
9. Геккель, Э. Общая морфология организмов [Текст] / Э. Геккель. - М: 1999, С. 15.
10. Горелов, А. А.Экология [Текст] : учеб. для вузов. / А. А. Горелов.
- М.: Академия, 2014. - 400 с.
11. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное образование российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2012. - N 4. - С. 55.
12. Дежникова, Н. С. [и др.]. Образование экологического образования у детей и подростков: экол. занятия, сюжет.-ролевые игры, сценарии лит.-экол. праздников [Текст] / Н. С. Дежникова [и др.]. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
13. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 460 с.
14. Дзятковская, Е. Н. Психологические проблемы школьного экологического образования [Текст] / Е. Н. Дзятковская // Гуманитарный вектор. - 2014. - № 1 (37) - С. 125.
15. Запольский, А. К., Салюк А. И. Основы экологии [Текст] / А. К. Запольский, А. И. Салюк. - Киев, Высшая школа, 2011 - 42 с.
16. Захлебный, А. Н. Общее экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] / А.Н. Захлебный // Сов. педагогика. 1984. - № 9. - С. 16-21.
17. Кириллова, З. А. Экологическое образование и образование школьников в процессе изучения природы [Текст] / З. А. Кириллова // Начальная школа — 1989. - № 5. - С. 25-26.
18. Клепинина, З. А. Развитие экологической грамотности учащихся [Текст] / З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 93-95.
19. Комов, С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций [Текст] : учебное пособие / С. В. Комов. - Екатеринбург: УрГУ, 2008. - 82 с.
20. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» [Текст] / Н.Н. Кондратьева. СПб, 2012. - 260 с.
21. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду [Текст] / В. М. Корнилова. - М.:ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
22. Коробкин, В. И. Экология [Текст] / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 473 с.
23. Королева, А. Земля - наш дом [Текст] / А. Королева // Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. / Дошкольное образование. -
2014. - № 10. - с. 34-36.
24. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология [Текст] / В. Н. Кузнецов - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
25. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология [Текст] / В. Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
26. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Куликова. - М., Просвещение, 2015. - 54 с.
27. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : В 2 т. Т. 1. / А. Н. Леонтьев. - М., 2015. - 392 с.
28. Лисенко, Н. В. Практическая экология для детей [Текст] / Н. В. Лисенкою - Ивано-Франковск.: Версия, 2009. - 127 с.
29. Лось, В. А. Экология [Текст]: учебник / В. А. Лось. - М.: Экзамен, 2006. - 520 с.
30. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование [Текст] / Н. М. Мамедов, - М., 2012. - 52с.
31. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
32. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова. - М.: Просвещение,2012.- 240 с.
33. Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. - 115 с.
34. Мир природы и ребенок: Методика экологического образования дошкольников [Текст] / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 319 с.
35. Миронов, А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 48-51.
36. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2013. -
37. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. - М.: ЦГЛ, 2014. - 190 с.
38. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 453 с.
39. Мы. Программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2013. - 240 с.
40. Николаева, С. Н. Методика экологического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2013. - 184 с.
41. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и образования детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное образование. - 2012. - № 9. - с. 52-64.
42. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст] / С. Н. Николаева. - Пермь, 1994. - 89 с.
43. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России,2013.- 38 с.
44. Николаева, С. Н. Теоретические предпосылки использования игры в экологическом воспитании детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа. 1996. - 270 с.
45. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева - М.: Академия, 2012 - 336 с.
46. Основы экологии [Текст] : учеб. пособие / под. ред. Е. В. Некос. — Донецк: ДонГАУ, 2009.— 459 с.
47. Петрицкий, В. А. Экологизация морали и этика [Текст] / В. А. Петрицкий // Философские науки -1990. №5.-С. 103-106.
48. Рекомендации организаторам экологических игр [Текст] / сост. О. В. Шишкина. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. - 120 с.
49. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. - М.: «Современное слово», 2001. - 570 с.
50. Экологический энциклопедический словарь [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М.: Ноосфера, 2012. - 55 с.
51. Экологическое и эстетическое образование дошкольников [Текст] / под ред. Л. П. Печко. - М., 2014. - 38 с.
52. Экология. Творчество. Дети [Текст] / сост. А. А. Александров // Я вхожу в мир искусств, - 2010. - № 10. - с. 19-21.
53. Эльконин, Д. Б. Психология развития [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Д. Б. Эльконин. - М., 2011. - 296 с.
54. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении [Текст] / под ред. С. Н. Николаевой. - М.: Просвещение, 2012. - 82 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ