Методика развития выносливости у бегунов 17-18 лет на средние дистанции
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК
ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Общая характеристика выносливости 6
1.2. Физиологические основы выносливости 10
1.3. Факторы проявления выносливости 14
1.4. Средства и методы развития выносливости 16
1.5. Характеристика нагрузок по зонам интенсивности 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК
ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Общая характеристика выносливости 6
1.2. Физиологические основы выносливости 10
1.3. Факторы проявления выносливости 14
1.4. Средства и методы развития выносливости 16
1.5. Характеристика нагрузок по зонам интенсивности 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
Актуальность исследования. Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции, способом физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. В системе физического воспитания юных бегунов легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Бег является одним из самых массовых и доступных видов спорта для всех возрастов населения, способствующий улучшению состояния здоровья и совершенствованию двигательных качеств и навыков, необходимых для трудовой деятельности человека. Мировые современные достижения в легкой атлетике сегодня настолько велики, что без систематической подготовки юных спортсменов нельзя рассчитывать не только на высокие результаты, но и на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена [1].
Воспитание бегунов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа занятий легкой атлетикой в стране. Известно, что укрепление здоровья невозможно без высокого уровня развития выносливости. Проблема совершенствования выносливости является одной из важнейших в физическом воспитании. Воспитание выносливости должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения. И оттого насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов не только в легкоатлетическом спорте в целом, но и в беге на средние дистанции в частности.
Вопросами спортивной подготовки бегунов на средние дистанции занимались специалисты разных профилей: педагоги, тренеры, врачи, физиологи и психологи [10,13,36].
Так, исследования ученых Е.П. Ильина [16], А.В. Родионова [38], Е.Н. Гогунова [7], В.П. Лукьяненко [22] и других показали, что в юношеском возрасте закладывается фундамент для успешного выступления и достижения высоких спортивных результатов в зрелом возрасте. А также формируется мотивы, определяющие перспективы дальнейшего саморазвития.
Современная возрастная физиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальный материал по отдельным вопросам развития выносливости организма. Также известно, что возраст 1718 лет является благоприятным для развития быстроты движений. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у подростков изучены неполно.
Легкая атлетика - спорт, связанный с продолжительной циклической работой, где решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов [11].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции.
Предмет исследования - средства и методы развития выносливости у бегунов 17-18 лет на средние дистанции.
Цель исследования - определить и обосновать эффективность применения средств и методов для развития выносливости у бегунов 17-18 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования, изучить состояние проблемы.
2. Выявить динамику развития выносливости у бегунов 17-18 лет за период эксперимента.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития выносливости у бегунов 17-18 лет.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, литературного списка, приложений. Содержание работы изложено на 56 страниц машинописного текста и включает 4 таблицы и 7 рисунков. Литературный список состоит из 48 источников.
Воспитание бегунов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа занятий легкой атлетикой в стране. Известно, что укрепление здоровья невозможно без высокого уровня развития выносливости. Проблема совершенствования выносливости является одной из важнейших в физическом воспитании. Воспитание выносливости должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения. И оттого насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов не только в легкоатлетическом спорте в целом, но и в беге на средние дистанции в частности.
Вопросами спортивной подготовки бегунов на средние дистанции занимались специалисты разных профилей: педагоги, тренеры, врачи, физиологи и психологи [10,13,36].
Так, исследования ученых Е.П. Ильина [16], А.В. Родионова [38], Е.Н. Гогунова [7], В.П. Лукьяненко [22] и других показали, что в юношеском возрасте закладывается фундамент для успешного выступления и достижения высоких спортивных результатов в зрелом возрасте. А также формируется мотивы, определяющие перспективы дальнейшего саморазвития.
Современная возрастная физиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальный материал по отдельным вопросам развития выносливости организма. Также известно, что возраст 1718 лет является благоприятным для развития быстроты движений. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у подростков изучены неполно.
Легкая атлетика - спорт, связанный с продолжительной циклической работой, где решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов [11].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции.
Предмет исследования - средства и методы развития выносливости у бегунов 17-18 лет на средние дистанции.
Цель исследования - определить и обосновать эффективность применения средств и методов для развития выносливости у бегунов 17-18 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования, изучить состояние проблемы.
2. Выявить динамику развития выносливости у бегунов 17-18 лет за период эксперимента.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития выносливости у бегунов 17-18 лет.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, литературного списка, приложений. Содержание работы изложено на 56 страниц машинописного текста и включает 4 таблицы и 7 рисунков. Литературный список состоит из 48 источников.
Развитие такого двигательного качества, как выносливость, является важным условием сохранения высокого двигательного образа жизни. Подготовка юных бегунов - это сложная задача, требующая системного подхода с учетом множества различных факторов. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям. Многообразие методов развития выносливости дает возможность создания различных тренировочных методик и совершенствования тренировочного процесса. Эти методы хорошо изучены и широко освещены в специализированной литературе. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой техники построения тренировочного процесса, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести к снижению уровня тренированности.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы.
1. Проблема развития выносливости у юных легкоатлетов 17-18 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции, активно обсуждается в научной литературе и является, одним из важных аспектов тренировочного процесса.
2. Для повышения уровня развития выносливости в группах применялись разные методики, направленные на улучшение как общей, так и специальной выносливости. Тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю по 1,5-2 часа.
3. За период эксперимента произошли положительные изменения результатов по всем тестам как у юношей контрольной, так и экспериментальной группы. Вместе с тем, достоверное улучшение результатов отмечалось только у бегунов экспериментальной группы.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы.
1. Проблема развития выносливости у юных легкоатлетов 17-18 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции, активно обсуждается в научной литературе и является, одним из важных аспектов тренировочного процесса.
2. Для повышения уровня развития выносливости в группах применялись разные методики, направленные на улучшение как общей, так и специальной выносливости. Тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю по 1,5-2 часа.
3. За период эксперимента произошли положительные изменения результатов по всем тестам как у юношей контрольной, так и экспериментальной группы. Вместе с тем, достоверное улучшение результатов отмечалось только у бегунов экспериментальной группы.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСА ГТО В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Методика воспитания скоростной выносливости у бегунов на средние дистанции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование техники бега на средние дистанции юношей 15-17 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие выносливости у обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по легкой атлетике в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК-ЛЕГКОАТЛЕТОК 15-16 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА 800 М
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2025 - Оптимизация тренировочного процесса в полугодичном цикле подготовки бегунов на средние дистанции
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4570 р. Год сдачи: 2024 - Методика развития специальной выносливости у школьников 14-15 лет
на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





