Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Работа №97393

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 11
1.1. Принципы проектирования и программирования образовательного
процесса в дошкольном образовании 11
1.2 Особенности проектирования процесса ознакомления дошкольников с окружающим миром 22
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 34
2.1. Критерии оценки качества образовательной программы по
ознакомлению дошкольников с окружающим миром 34
2.2 Оценка результативности реализации образовательной программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Актуальность исследования. Дошкольное образование является важной ступенью в развитии детей, закладывающей все основы адаптации и социализации в постоянно изменяющемся обществе. В соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом - дошкольное образование считается первым звеном системы общего образования. Проектирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации нацелено на поиск новых возможностей для повышения качества эффективности учебной и воспитательной деятельности, и предполагает положительный вариант предстоящей деятельности.
Проектирование образовательного процесса затрагивает все стороны работы дошкольной образовательной деятельности. Закономерности, принципы и идеи педагогического проектирования в последние время все чаще встречаются в педагогических исследовательских работах и в педагогической литературе.
Немаловажные свойства педагогического проектирования представлены в исследованиях О. С. Газмана. Олег Семёнович Газман оценивает процесс педагогического проектирования как интегрированную деятельность, обладающую признаками автодидактизма, так как все участники педагогического проектирования автоматически осваивают новые представления, понятия во всех аспектах жизни.
В наше время человечество осознало противоречивый характер связи человека с природой, собственно, что настоятельно просит другого качества познаний о природе и характере взаимоотношений к ней со стороны людей. Вследствие этого в настоящее время актуальный смысл приобретают задачи воспитания в организации по ознакомлению с окружающим миром.
Данный вопрос считается весьма актуальным, что обусловлено все большей потребностью каждого педагога в эффективном инструменте собственной профессионально-педагогической деятельности.
Ознакомление с окружающим миром воспитанников дошкольного возраста считается важным направлением педагогической работы в образовательной области «Познавательное развитие». Это связано с необходимостью получения дошкольников простых знаний о природе, природных явлениях, временах года, закономерностях природных процессов, объектах природы. Проблема экологического образования в дошкольной образовательной организации считается объектом большого внимания и интереса. Система непрерывного экологического образования на сегодняшний день регулируется нормами действующего законодательства. Предпосылки экологического образования воспитанников дошкольного возраста содержатся в Федеральном Законе № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, учащийся молодёжи, экологическое просвещение всего населения РФ. В главе 13 «Основы формирования экологической культуры», ст. 71 написано, что в «целях формирования экологической культуры ... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование.». В статье 72, п. 1 закона указывается, что «преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях. независимо от профиля и организационных форм». Познавательное развитие дошкольников в направленности экологического образования возводится в разряд первостепенных государственных проблем Указом Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а так же «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации» (2017). Таким образом, экологическая безопасность нашего государства считается составной частью национальной безопасности.
В дошкольном возрасте, как известно, закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, вследствие того дошкольный возраст является важным этапом приобретения начальных представлений экологического характера. Таким образом, приобщение детей к знаниям об окружающем мире считается одним из приоритетных направлений педагогической теории и практики.
Необходимость использования педагогической технологии проектирования образовательного процесса по ознакомлению детей с окружающим миром продиктована необходимостью организовывать образовательный процесс по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром с учетом принципов ФГОС дошкольного образования, реализуемой примерной общеобразовательной программой дошкольной организацией, принципами планирования целей и задач образовательного процесса.
Педагогический процесс по ознакомлению дошкольников с окружающим миром должен быть запланирован с учетом деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» и с соблюдением принципа интеграции образовательных областей. Такая необходимость продиктована тем, что экологическое образование воспитанников дошкольного возраста состоит не только в сообщении детям необходимых знаний о природе, но и формированию нравственных чувств к окружающей среде.
Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста - воспитание на начальных этапах экологической культурной личности. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном возрасте должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные педагоги, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, методов и средств его реализации, способные создать, условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в ДОО.
Представление об окружающем мире обеспечивает немаловажный прогресс в умственном развитии детей только тогда, когда воспитанники дошкольного возраста получают конкретные знания. Знакомство с окружающим миром обогащает чувствительный навык ребёнка - обучает его быть внимательным и благодарным к тому, что его окружает. Обогащение чувствительного навыка так же связано с развитием чувствительного познания - восприятие им представления.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема нововведений в области образования прослеживается в последние двадцать лет в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. С. Лазарева, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и других. Ознакомление дошкольников с окружающим миром раскрыто в трудах С. А. Веретенниковой, Н. Ф. Виноградовой, О. Е. Герасимовой, Л. И. Марченко, Т. А. Федоровой и других. Изучением методики и теории экологического образования воспитанников дошкольного возраста занимались Д. С. Гордеева, О. М. Газина, О. А. Соломенникова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. Г. Фокина, и другие.
Автор данного исследования, изучая методическую литературу по проблеме познавательного развития воспитанников дошкольного возраста, материалы педагогической практики, пришел к выводу о том, что спектр исследования вопрос формирования познавательной активности у дошкольников широк, однако вопрос об особенностях такого процесса остается мало изученным ввиду того, что основная часть исследований проводилась без учета индивидуальности и неповторимости личности ребенка дошкольного возраста.
Т. И. Бабаева считает залогом такой активности новообразование, которое называется «ориентировочный рефлекс». Данное свойство, как считает Татьяна Игоревна, развивается на базе потребности к познанию, внешне же выражается построением образца мира в исследовательской деятельности, поисковой деятельности.[1]
Л. М. Маневцева считает, что таким свойством считается познавательная деятельность. Автор исследования, изучая труд Л. М. Маневцевой, подвела к выводу о том, что под познавательной деятельностью Л. М. Маневцева подразумевает внешне проявление познавательной активности дошкольника, стимул его к обучению и познанию в целом. [21]
А. Н. Поддъяков считает такое качество «любопытство», обосновывая свой вывод тем, что это специфическое качество личности считается направляющим фактором детской познавательной потребности во всех сферах жизни, проявляющимся в любых видах деятельности - игре, обучении и труде.
Непосредственно, мнение А. Н. Поддъякова перекликается с мнением Л. М. Маневцевой в части того, что внутренняя ориентация ребенка на познавательную активность обязательно имеет внешние проявления. Данный вывод является ключевым для выбора автором данного исследования методик диагностики познавательного развития у группы детей дошкольного возраста. [25] Поэтому в целях диагностики уровня познавательной активности для ребят, с которыми проводилась организация практико - познавательной деятельности в природе, были выбраны диагностики, которые учитывали внешние проявления познавательной активности дошкольника.
Л. В. Лохвицкая считает, что «познавательная активность как таковая, в которой дошкольник выступает как субъект, который создает свой опыт в определенной мере самостоятельно; одновременно он является реципиентом внешних воздействий».[19]
Названные авторы (Л. В. Лохвицкая, А. Н. Поддъяков, Л. М. Маневцева, Л. И. Бабаева) в своих трудах конкретизируют внешние проявления познавательной активности ребенка. Познавательная активность внешне выражается как общая активность, инициативность к участию в труде, обучению, игре. В целом внешние выражения познавательной активности свидетельствуют о попытках построения ребенком модели окружающего мира в своей деятельности.
Анализ в научных и научно-практических явлениях позволил выделить противоречие: в детских садах при учении окружающего мира делается акцент на воспитание бережного отношения к природе, впрочем, этого не достаточно. И тем самым это позволило сформулировать проблему исследования: дошкольникам необходимо дать на начальном этапе знания об окружающей мире, которые помогут им вести себя правильно с точки зрения экологии.
Цель исследования - обобщить и систематизировать методические рекомендации по проектированию парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста познавательной области «Окружающий мир».
Объект исследования - исследования: Процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Предмет исследования - проектирование процесса ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Для решения цели исследования, автор поставил следующие задачи:
1. Исследовать принципы проектирования образовательного процесса, а так же программирования как формы проектирования образовательного процесса.
2. Исследовать особенности проектирования процесса по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
3. Определить компоненты, критерии и методы оценки качества образовательной программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
4. Определить в соответствии с критериями оценки качества программы возможности парциальной программы «Я и природа» по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
5. Оценить результативность реализации парциальной программы «Я и природа» по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
В связи с этим выдвинута гипотеза:
Гипотеза - процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром происходит продуктивно, результативно и эффективно, если он реализуется на основе предварительно разработанной программы.
В целях исследования автором настоящего исследования была составлена парциальная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром «Я и природа».
Автор исследования предпримет попытку решить задачи ознакомления дошкольников с окружающим миром средствами предметной области ФГОС дошкольного образования «Познавательное развитие», реализуя образовательный процесс на основе составленной парциальной программы «Я и природа».
Парциальные программы дошкольного образования, считаются дополнением к основной комплексной образовательной программе используемые в воспитательно-образовательном процессе. Программы направлены на гармоничное развитие каждого ребенка в дошкольной образовательной организации.
Составление программы ознакомления воспитанников дошкольного возраста с окружающим миром так же требует специальных знаний о требованиях к программе, ее структуре и т. д. В работе так же будет предпринята попытка систематизировать различные исследования в области педагогического программирования, а так же методический указания по планирования образовательного процесса, будет сделан вывод о соответствии составленной парциальной программы «Я и природа» таким требованиям. Кроме того, будут сделан вывод об эффективности работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе данной программы.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, индукция, дедукция.
База исследования - исследование проводилось в детском саду № 49 обособленном структурном подразделении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Гармония».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования составлена парциальная образовательная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром «Я и природа». Данная программа состоит из 4 образовательных блоков, по содержанию нацеленных на ознакомление детей с неживой природой, живой природой, взаимодействием объектов природы, влиянием человека на окружающий мир. Средствами программы была спланирована образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Для целей исследования и доказывания гипотезы было решено исследовать такие вопросы, как принципы проектирования и программирования в дошкольном образовании, а так же исследование средств составленной автором исследования программы «Я и природа» по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Таким образом, работа делится на теоретическую часть и практическую части.
Из анализа результатов педагогической мониторинга, проведенного до и после реализации программы «Я и Природа» (Приложение 1) видно, что у всех детей значительно вырос уровень осведомленности об окружающем мире. Отсутствуют дети с низким уровнем сформированности представлений по одному из блоков Программы. У одного из детей мало сформирован эмоциональный отклик на вопросы экологии. Двое из семи детей набрали 15 баллов, максимально возможный результат. До реализации Программы у 4 детей из группы сформированность представлений об окружающем мире была на среднем уровне, у двоих - на низком уровне. После реализации Программы пятеро детей из группы показали высокий уровень осведомленности об окружающем мире, один из детей показал средний уровень сформированности таких представлений. Предметно - пространственная среда, созданная в ходе реализации данной парциальной программы, соответствует требования ФГОС ДО в части вариативности, насыщенности, содержательности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности. В ходе реализации программы в качестве одной из основных форм деятельности по ознакомлению с окружающим миром было использовано экспериментирование. Таким образом, экспериментирование позволило использовать потенциал материалов, объектов природы для ознакомления с их свойствами. Учитывая, что ознакомление с окружающим миром происходило так же в форме наблюдения за объектами живой природы, неживой природы, использование дневника наблюдения как инвентаря так же позволило использовать возможности образовательной среды для достижения целей Программы «Я и природа». Все предлагаемые программой виды деятельности и их содержание соответствуем старшему дошкольному возрасту. Кроме того, программа обладает вариативностью, поэтому педагог в рамках образовательных блоков программы «Я и природа» может предоставить детям возможность выбора деятельности. Кроме того, образовательная деятельность, запланированная Программой «Я и природа», построена на основе взаимодействия ребенка и взрослого, что отвечает требованиям Стандарта к психолого - педагогическим условиям реализации программ.
Программа предусматривает возможность педагога в ходе ознакомления с окружающим миром детей в рамках реализации программы «Я и природа»:
1. Поддерживать инициативу детей, их самостоятельность в специфических видах деятельности, в т. ч. в экспериментировании.
2. Поддержка домашнего экологического воспитания ребенка.
3. Создание условий.
Таким образом, считаю программу «Я и природа» в части созданных психолого - педагогических условий ее реализации, соответствующей требования ФГОС ДО. И на основе, проведенной в данном параграфе оценки результативности реализации парциальной программы «Я и природа» по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, возможно, сделать вывод о наличии значительных результатов по формированию уровня представлений дошкольников об окружающем мире средствами данной программы.
И выдвинутая гипотеза доказана о том, что процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром происходит продуктивно, результативно и эффективно, если он реализуется на основе предварительно разработанной программы.



1. Бабаева Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева: материалы межвуз. сб. науч. трудов [Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду]. М.: Педагогика, 2010. С. 40-51.
2. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [текст] / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2002. - №5. - С.80¬82.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: [учеб. -метод. пособие] / Э.А. Баранова. -СПб.: Речь, 2005. - 121 с.
4. Газина, О. Играя познаем природу [Текст] / О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 39-45.
5. Гирусов, А.В. Природные основы экологической культуры: учеб.пособие / А.В. Гирусов. - М.: Просвещение, 1999. - 126 с.
6. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования
дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во
Нижневартовский гуманитарный университет, 2008. - 326 с.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» 2005. - 192 с.
8. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. М.: Академия, 2005. С. 78-86
9. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и вузов — М.: Издательство Юрайт, 2016 - 102 с.
10. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учебное пособие. - М., 2001. - 192 с.
11. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года N 273 - ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №115 URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения
11. 12.2018г.)
12. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С. 45-49.
13. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №7. - С. 31-34.
14. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. Сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.;
15. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С.10-12.
16. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА - ПРЕСС, - 2007. - 208 с
17. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4-12.
18. Косенко Ю.Н. Проблема формирования творческой активности дошкольников в играх, отражающих содержание литературных произведений: материалы межвуз. сб. науч. трудов / Ю.Н. Косенко // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГПИ, 2014. С. 111-115.
19. Лохвицкая Л.В. Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста [сб. научных трудов Волынского государственного педагогического университета] / Л.В. Лохвицкая // Проблемы педагогических технологий. Киев: Волынский Академический Дом, 2014. Вып. 2. С. 19-25.
20. Н. М. Мамедовой, Л. В. Моисеевой и И. Т. Суравегиной. URL: http://el-mikheeva.ru(дата обращения 11.11 2018 г.)
21. Маневцева Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательной активности / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 38-41.
22. Молчанова И. Об экологическом образовании студентов педколледжа (региональный компонент) [Текст] / И. Молчанова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7. - С. 93-95.
23. Муравьёва Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография - М.: Прометей, 2002. - 200 с.
24. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2006 - с. 25 - 43.
25. Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. 2012. № 12. С. 69-74.
26. Приказ Министерства образования и науки РФ [Электронный
ресурс]: от 17. 10. 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/2ff7a8c72de39 94f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 17.10.2018).
27. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. с. 217
28. Проектирование образовательного процесса, как один из эффективных методов осуществления педагогической деятельности . В. Куренная, аспирант ГОУ ВПО «Шуйский государствённый педагогический
университет». URL: yspu.org>images/3/3c/Kurennay_E_article.doc (дата
обращения 14.09.2018 г.)
29. Савенков, А.И. Учимся задавать вопросы. //Дошкольное
воспитание. 2006. № 1 - с. 21-30.
30. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в
дошкольном образовании./Дошкольное воспитание. - № 1 , 2006 - с. 21-43.
31. Савенков, А.И. В детском саду учебное исследование. //Дошкольное воспитание - 2006. - № 2. - С. 8
32. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». - МОЗАИКА СИНТЕЗ. - М. - 2009 - 112 с.
33. Социальное развитие в пространстве времени детства / Д.И.Фельдштейн. М., 1997 - 158 с.
34. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Сакирдановой Т. - Симферополь, 2004. - 35 с.
35. Эльконин Д. Б.; Детская психология: учеб. Пособие для студ.высш.учеб заведений / ред.-сост. Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
36. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. - Минск: Элайда, 2008 URL: https://www.twirpx.com (дата обращения 13.10.2018 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ