Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков речевого поведения старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях

Работа №97386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы141
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Онтогенез формирования навыков речевого поведения 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с дизартрией 13
1.3. Характеристика речевого поведения старших дошкольников с
дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Цель, задачи и методики логопедического обследования навыков
речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией 25
2.2. Анализ результатов обследования детей 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 58
3.1. Принципы и основные направления организации логопедической
работы по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией 58
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков
речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией 66
3.3. Контрольный эксперимент 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Существование человечества немыслимо вне общения, в процессе которого человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. В общении человек формируется как личность и как субъект деятельности. Практически вся жизнь человека - это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты работы, и семейная жизнь.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в современном мире общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности, успешной социализации и реализации жизненных целей. В самом широком смысле общение - это обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение «обеспечивает связь и взаимодействие между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании» [44, с. 4].
Социальный заказ общества на воспитание человека, обладающего культурой общения, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где записано, что социально-коммуникативное развитие направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [49]. Речевое развитие должно обеспечить «овладение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; практическое овладение этикетными нормами речи» [49].
Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и в речевом поведении, навыки которого должны быть сформированы на уровне автоматизма, стереотипности.
В современной психолого-педагогической литературе проблема формирования навыков речевого поведения у детей дошкольного возраста рассмотрена с разных позиций: в теории деятельности - в работах Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.; в рамках теории коммуникативного общения - в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной, в работах по культуре общения детей таких авторов, как И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, Н.И. Формановская и др.
Задача формирования навыков речевого поведения актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере - для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с дизартрией.
Наиболее полно и глубоко в литературе освещены вопросы этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при дизартрии, разработаны методологические подходы и отдельные направления их преодоления (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, О.В. Правдина, И.А. Смирнова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Однако остаются недостаточно изученными вопросы организации логопедической работы по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.
С учетом этого, был сделан выбор темы выпускной квалификационной работы и определена проблема исследования: установление принципов, основных направлений и содержания логопедической работы по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования - процесс речевого развития старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - специфика логопедической работы по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - систематизировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Экспериментально определить уровень сформированности навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
2. Тестирование, беседа, наблюдение.
3. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
База исследования: психолого-логопедический центр «Кристаллик» г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 20 детей (5-6 лет), 10 детей имеют логопедическое заключение «дизартрия» и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, результаты эксперимента показали важность формирования навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях в детском саду.
Анализ литературы показал, что навыки речевого поведения - это навыки речевых действий культуры речи и речевого этикета, которые характеризуются сформированностью фонетических и лексико-грамматических средств языка и выражаются в стереотипных высказываниях и речевых клише, соответствующих типичным коммуникативным ситуациям. Главное в этом процессе - формирование потребности в общении и овладение коммуникативными навыками и навыками культуры речевого этикета, которые активизируют навыки речевого поведения, необходимые для полноценного общения детей со взрослыми и со сверстниками, успешной социализации и адаптации в социокультурном обществе.
Дети с дизартрией испытывают особые трудности в формировании навыков речевого поведения, так как при дизартрии имеются нарушения звукопроизношения, речевого дыхания и просодической стороны речи, и поэтому дети малообщительны.
Особенностями речевого поведения старших дошкольников с дизартрией являются несформированность потребности в общении, недостаточная сформированность фонетических и лексико-грамматических средств языка, неумение устанавливать эмоциональный контакт во время общения, слабое владение стереотипными высказываниями и речевыми клише в типичных коммуникативных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, извинение и т.д.), недоразвитие коммуникативных навыков и навыков речевого этикета. Все это препятствует осуществлению полноценного речевого поведения. Поэтому дети с дизартрией нуждаются в специально организованной логопедической работе по формированию у них навыков речевого поведения.
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено диагностическое обследование сформированности навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией и детей того же возраста, развивающихся в норме. У детей изучались уровни понимания речи (технология Н.М. Трубниковой), коммуникативные навыки (методика О.В. Дыбиной) и навыки культуры речевого этикета (методика Н.С. Малетиной).
Сравнительный анализ полученных данных показал, что во всех пробах дошкольники с дизартрией испытывают больше трудностей и допускают больше ошибок, чем их ровесники с нормальным речевым развитием. Можно сделать вывод о том, что навыки речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией сформированы на недостаточно высоком уровне, отстают от нормы.
Учитывая эти результаты, на формирующем этапе экспериментальной работы с детьми-дизартриками нами была проведена логопедическая работа по формированию у них навыков речевого поведения.
Содержание этой работы основано на принципах коррекционного воздействия и общедидактических принципах. Она была организована по трем направлениям:
1. Усвоение детьми социокультурного опыта общения через овладение фонетическими и лексико-грамматическими средствами языка.
2. Обучение детей способам диалогического общения и формирование навыков речевого поведения.
3. Формирование навыков культуры речевого этикета.
Первое направление логопедической работы обеспечивает усвоение детьми с дизартрией способов социокультурного опыта общения через понимание номинативной стороны речи, предложений и лексико-грамматических форм.
При реализации второго направления детей обучают доступным им способам диалогического общения и формируют у них коммуникативные умения, способствующие стремлению к общению и формированию навыков речевого поведения.
Третье направление логопедической работы обеспечивает формирование у детей с дизартрией навыков культуры речевого этикета.
Нами был разработан комплекс логопедических занятий, основанный на игровой деятельности. В данный комплекс вошли: речевые, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки, игровые упражнения и задания, моделирующие различные ситуации общения.
После проведенного экспериментального обучения у старших дошкольников с дизартрией наблюдается приближение общих показателей по всем исследуемым функциям навыков речевого поведения к показателям, которые имеются у дошкольников с нормальным речевым развитием. Из этого следует, что проблема формирования навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией, должна решаться именно в этот период возрастного развития детей. Профилактической функцией и коррекционным воздействием при этом обладают различные игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, речевые, дидактические игры и игровые упражнения на моделирование ситуаций общения.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у всех дошкольников с дизартрией имеется положительная динамика в формировании навыков речевого поведения.
Эти положительные результаты свидетельствуют об эффективности реализованных нами методов, приемов и упражнений для логопедических занятий в детском саду по формированию навыков речевого поведения у старших дошкольников с дизартрией.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 207 с.
2. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет [Текст] : метод. рекомендации / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2012. - 228 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель. - 2015. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Хранитель, 2013. - 319 с.
6. Баринова, Е. В. Уроки Вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету [Текст] / Е. В. Баринова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2013. - 254 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2016. - 287 с.
8. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Богуш. - Минск : Ранок, 2010. - 84 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ, 2015. - 143 с.
10. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : практ. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - М. : Айрис-пресс, 2014. - 128 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2014. - 680 с.
12. Волкова, Г. А. Энциклопедический словарь логопеда [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 256 с.
13. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : Мозаика- синтез, 2014. - 162 с.
14. Воронова, А. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / В. А. Воронова. - М. : Детство- Пресс, 2014. - 243 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академический проект, 2015. - 424 с.
16. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Владос, 2014. - 144 с.
17. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - М. : Центр педагогического образования, 2017. - 112 с.
18. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О. В. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 64 с.
19. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников [Текст] / И. А. Емельянова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения : сб. матер. IV всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. ; под ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : ЦРНС-Издательство СИБПРИНТ, 2013. - Ч. 1. - С.77-82.
20. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст] : Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2013. - 230 с.
21. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2012. - 120 с.
22. Земская, Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Земская. - 5-е изд., стер. -
М. : Флинта, 2016. - 241 с.
23. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Академия, 2014. - 355 с.
24. Казарцева О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. - М. : Флинта, 2016. - 80 с.
25. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2016. - 388 с.
26. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И. Н. Курочкина. - М. : Владос, 2012. - 224с.
27. Курочкина, И. Н. Этикет для дошкольников [Текст] : пособие для родителей / И. Н. Курочкина. - М. : Просвещение, 2010. - 96 с.
28. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2014. - 224 с.
29. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
30. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2014. - 226 с.
31. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] ; под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Союз, 2015. - 264 с.
32. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Речь. - 2013. - 192 с.
33. Малетина, Н. С. Развитие речевого общения дошкольников [Текст]: учеб. пособ. для вузов / Н. С. Малетина. - СПб. : Речь, 2015. - 192 с.
34. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова, И. В. Ипполитова. - М. : Просвещение, 2012. - 250 с.
35. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов. - В 3 кн. - Кн. 1. Основы психологии. - М. : Владос, 2011. - 328 с.
36. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2008. - 200 с.
37. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Павлова. - М. : МОСУ, 2007. - 95 с.
38. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Петерина. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
- 96 с.
39. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2008. - 412 с.
40. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2009. - 390 с.
41. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. - М. : Академия, 2012. - 272 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2014. - 356 с.
43. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин. - М. : Высшая школа, 2009.-310 с.
44. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка дошкольного возраста : проблемы, диагностика, коррекция [Текст] : учеб.- метод. пособие / А. Г. Самохвалова. - СПб. : Речь, 2015. - 320 с.
45. Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Скитская // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - №2. - С.34-35.
46. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия,
ОНР [Текст] / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 318 с.
47. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун¬т, 1998. - 51 с.
48. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Владос, 2011. - 274 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения 21.05.2018).
50. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2013. - 128 с.
51. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина, Г. В. Бабина. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 213 с.
52. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - М. : Эксмо, 2015. - 318 с.
53. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 252 с.
54. Формановская, Н. И. Культура общения и речевого поведения [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Икар, 2014. - 238 с.
55. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагог. училищ ; под ред. Г. В. Чиркиной. - 2¬е изд. - М. : АРКТИ, 2013. - 240 с.
56. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия, 2012. - 32 с.
57. Широкова, Г. А. Школа общения для дошкольников [Текст] / Г. А. Широкова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. - 286 с.
58. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына. - СПб. : Речь, 2011. - 285 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ