Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование диалога у старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях в детском саду

Работа №96419

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Развитие диалога в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 13
1.3. Характеристика диалогической речи у детей с дизартрией 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация и методики проведения констатирующего
эксперимента 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Характеристика диалогической речи у детей с дизартрией по данным
констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 45
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию диалога у дошкольников с дизартрией 45
3.2. Содержание логопедической работы по формированию диалога у
детей экспериментальной группы 48
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84


Диалогическая речь возникает тогда, когда у ребенка появляется повод обратиться ко взрослому. Диалог, как более простая и ранее появляющаяся форма речевого общения, позволяет детям на начальных этапах развития узнать от взрослых о нормах и правилах окружающего мира.
Формирование диалога изначально является непростым процессом, даже для детей без речевых патологий и нарушения работы высших психических функций. Наличие дизартрии обуславливает еще большее количество трудностей на жизненном пути ребенка.
Будучи отправной точкой, умение задавать вопросы, понимать заданные и отвечать на них, способность правильно коммуницировать с другим человеком в процессе деятельности во многом влияет на последующий успех или неуспех дошкольника в образовательных учреждениях.
Значимой проблемой является ежегодное увеличение числа дошкольников с дизартрией и несформированными коммуникативно - диалогическими умениями. Не используя диалог как способ получения информации от собеседника, дети недополучают опыта общения со сверстниками и окружающими их взрослыми, что может негативно сказываться на их взаимоотношениях, эмоциональном состоянии, усвоении правил и норм поведения.
Многие логопеды и дефектологи сталкиваются с подобным в ДОУ, реализующих АООП. Перед ними стоит задача выбора эффективного способа формирования диалога, который мог бы логично и последовательно коррелировать с коррекционной деятельностью на логопедических занятиях.
Выше отмеченное определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Формирование диалога у старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях в детском саду».
Характеристика диалога и его особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Многие исследователи затрагивали в своих работах тему формирования диалога, в частности, как одной из форм связной речи. Среди отечественных исследователей можно выделить А. Г. Арушанову, М. М. Алексееву, А. А. Леонтьева, Ю. Н. Емельянова, С. В. Коноваленко. Нельзя не отметить труды Е. М. Мастюковой, А. М. Бородич, освещавшие проблему формирования диалога у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), к которым также относятся дети с некоторыми из форм дизартрии.
Объектом исследования является состояние диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание и процесс логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией.
Целью работы является изучение уровня сформированности диалогической речи у дошкольников с дизартрией и разработка и проверка эффективности содержания логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией.
В соответствии с целью были предложены задачи:
- проанализировать теоретические аспекты развития диалога в онтогенезе;
- изучив психолого-педагогическую литературу, выявить особенности диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией;
- провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
- теоретически обосновать принципы и особенности организации логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией;
- определить содержание коррекционной работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией и экспериментально проверить её эффективность.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида - детском саду № 452 города Екатеринбурга Свердловской области.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и семи приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале нашей работы, обозначив актуальность данного исследования, нами была выдвинута цель: изучение уровня сформированности диалогической речи у дошкольников с дизартрией и разработка и проверка эффективности содержания логопедической работы по формированию диалога у старших дошкольников с дизартрией. Последующая работа решала необходимые для её достижения задачи.
В 1 главе для рассмотрения важности и необходимости диалогической речи в старшем дошкольном возрасте у детей с дизартрией, мы рассмотрели различные литературные источники.
Для знакомства с уровнем развития диалогической речи детей мы проанализировали работы различных авторов: М. М. Алексеевой, Б. И Яшиной, А. А. Леонтьева, В. П. Глухова, А. Г. Арушановой и др.
В работе мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей, диалогическую речь в онтогенезе и пути развития речи детей с дизартрией. Сведения, которые мы получили, говорят о том, что нарушения в устной речи находят свое отражение в употреблении детьми неправильных форм диалогических высказываний.
Нарушения коммуникативно-речевых навыков чаще всего входят в рамки развития связной речи, так как основное внимание ученых направлено на изучение особенностей языковых, грамматических и фонетических средств языка. При этом многие вопросы, направленные на выявление причин и особенностей диалогической речи, определяющих их характерные черты, остаются без ответа, что определяет проблему построения методики формирования диалога.
В результате проведения констатирующего эксперимента, мы увидели подтверждение наших предположений. Дети с дизартрией действительно отстают в речевом развитии, ведь ни один ребенок не смог показать высшего уровня развития диалогических умений, а наибольшая часть дошкольников показала низкий уровень развития коммуникативно-речевых умений.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей данной категории недостаточно сформированы речевые навыки, дети не умеют вступать в общение, не желают поддерживать, продолжать и заканчивать диалог даже во время игры со сверстниками.
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге они пользуются короткими и лаконичными фразами, дети могли отвлекаться, менять тему, пропускать некоторые слова, от чего смысл сказанного приобретал совершенно иное значение.
Для коррекции проблем, мы подобрали и апробировали методы логопедической работы по формированию диалогической речи детей с дизартрией. Были использованы различные формы работ, например: беседа, дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, заучивание небольших диалогов, инсценировка сказок. Занятия проводили как групповые, так и фронтальные, с учетом особенностей детей. Занятия шли ограниченно по времени, одно занятие длилось 25-30 минут, включало обязательно динамическую паузу во избежание переутомления.
Для оценки эффективности логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных результатов контрольного и констатирующего эксперимента позволяет говорить об улучшениях словарного запаса детей, грамматической стороны речи. В диалоге дети стали использовать интонацию, свои реплики они стали усложнять, добавляя в них грамматические обороты. дошкольникам с дизартрией стало легче вступать в беседу, вести ее и завершать; дети стали проявлять активность и заинтересованность в диалоге.
Проведенная работа показала положительную динамику, эффективность доказана. Задачи выпускной квалификационной работы были решены, а цель достигнута.



1. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Просвещение, 1997. - 307 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. [Текст] / Е. Ф. Архипова. - Спб. : АСТ, 2010. - 320 с.
3. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Изд-во МГУ, 1989. 215 с.
4. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
5. Бом, Д. Специальная теория относительности [Текст] / Д. Бом. - М. : 1967. - 281 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия. [Текст] / Е. Н. Винарская. - Спб. : Транзиткнига, 2011. - 144 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь : [монография] /
Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2007. - 350 с.
8. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов [Текст] / Л. С. Выгодский ; под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. М. : Издательство Академии педагогических наук, 1960. - 271 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
10. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1948. - 60 с.
11. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст] : Учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
12. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств: обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М. : Просвещение, 2012. - 257 с.
13. Дункер, К. Психология продуктивного мышления [Текст] / К. Дункер. - М. : Мир психологии, 1965. - 166 с.
14. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика [Текст] / В. П. Зинченко. - Самара : Самарский дом печати, 1998. - 90 с.
15. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
16. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст] : Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / под общ. ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ