Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №97380

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гражданско-правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Гражданско-правовое воспитание: понятие, цель, задачи,
принципы 14
1.3. Возможности внеурочной деятельности в гражданско-правовом
воспитании детей младшего школьного возраста 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности на примере МАОУ «СОШ» № 14» имени Героя России Д.Шектаева пос. Калья, г. Североуральска 38
2.1. Анализ внеурочной деятельности школы по гражданско-правовому
воспитанию младших школьников 38
2.2. Первичная диагностика уровня гражданско-правовой воспитанности
младших школьников 46
2.3. Программа по гражданско-правовому воспитанию младших
школьников во внеурочной деятельности в школе 61
Заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложения 85

Для современного этапа развития российского общества характерны глубинные перемены во всех сферах жизни, которые требуют изменений в педагогической теории и практике.
Актуальность исследования проблемы гражданско-правового воспитания обусловлена социально-политическими преобразованиями российского государства, приведшими к разработке и внедрению в жизнь новых основ российского законодательства, в том числе присоединением России к международным документам о правах детей и юношества, которые определили необходимость нового осмысления темы воспитания гражданина, его правового статуса в развивающемся мире.
В условиях глобализации и демократизации современного российского общества гражданско-правовое воспитание становится предметом государственной политики и необходимой частью образования.
Несмотря на это, процесс формирования правового сознания граждан сам по себе не является полностью изученным в педагогической и юридической науке.
В послании федеральному собранию Российской Федерации от 2008 года Президент России Д.А. Медведев отмечал, что в России не разработана серьезная программа преодоления правового нигилизма граждан, а, следовательно, работа в данном направлении остается по-прежнему актуальной [53].
Вопрос организации гражданско-правового воспитания в общеобразовательных учреждениях на сегодняшний день является открытым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России. В части обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций как одного из направлений, гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, и разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей [54].
Необходимость формирования гражданской позиции обучающихся педагогическими работниками определена статьей 48 Федерального Закона РФ «Об образовании» [58].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на 2016-2020 годы определяет, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося... Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию» [23].
Образование на сегодняшний день является тем социальным институтом, который способен воспитывать новое поколение граждан, способных усваивать демократические ценности, понимать необходимость законопослушного поведения и быть готовыми к проявлению гражданской активности в решении социально значимых проблем.
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для становления гражданской позиции личности. Психолого-педагогические особенности младших школьников позволяют усваивать не только жизненные ценности, но и гражданско-правовые нормы.
Об актуальности данной проблемы также свидетельствует то, что этим вопросом занимаются различные ученые. В настоящее время проблемой правового воспитания подрастающего поколения занимаются Н.А. Ануфриева [3], В.К. Бабаев [5], Г.И. Гайдман [13], Л.В. Земляченко [29], З.Н. Каландаришвили [33], Г.А. Караханова [36], А.В. Мелехин [46], Е.А. Певцова [53] и другие.
Данная проблема рассматривалась в трудах: С.С. Алексеева [1], И.А. Ильина [31], Я.А. Коменского [39], А.С. Макаренко [43], В.А. Сухомлинского [57], К.Д. Ушинского [58] и др.
Изучение теоретических источников гражданско-правового воспитания младших школьников показало наличие ряда противоречий между необходимостью гражданско-правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения этого процесса для педагогов школы.
Проблема исследования: как осуществляется гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности?
Исходя из актуальности проблемы, была выбрана тема исследования : «Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс гражданско-правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методы, формы и средства гражданско- правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу по гражданско-правовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гражданско-правовое воспитание младших школьников в образовательной организации должно строиться на основе программы по гражданско-правовому воспитанию во внеурочной деятельности с учетом выделенных методов (формирования гражданско-правового сознания личности, взглядов и оценок; организации деятельности, опыта гражданско-правового поведения; стимулирования гражданско-правового поведения и деятельности), форм (классные часы, кружки, экскурсии, совет по профилактике, конкурсы, встречи с работниками правоохранительных органов и т.д.) и средств (игра, труд, музыка, учение, художественная деятельность, художественная литература, тренинги, театрализованные представления).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать понятие «гражданско-правовое воспитание», определить цель, задачи, принципы.
3. Рассмотреть возможности внеурочной деятельности в гражданско- правовом воспитании детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать деятельность школы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников.
5. Провести первичную диагностику уровня гражданско-правовой воспитанности младших школьников в образовательной организации.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические - анализ документов, наблюдение, анкетирование.
База исследования: МАОУ «СОШ №14» поселка Калья, г. Североуральска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Становление гражданского общества и правового государства - одна из основных задач Российской Федерации на современном этапе. Деятельность государственных институтов нацелена на разработку и принятие мер по преодолению правового нигилизма в современном обществе, созданию правовой среды и повышению уровня правового сознания граждан.
Воспитание активного ответственного гражданина становится предметом деятельности образовательных организаций, в которых вопрос гражданско-правового воспитания на сегодняшний день является открытым.
Границы младшего школьного возраста принято считать возраст от 6-7 до 10-11 лет. Развитие высших психических функций и личности в младшем школьном возрасте в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности. Младшие школьники очень эмоциональны. В младшем школьном возрасте ребенок часто представляет себя на месте героев книг, фильмов, старается подражать выбранному эталону в жизни.
В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных и правовых норм, следовательно, необходимо различными способами способствовать воспитанию социально-активной личности гражданина, обладающей правовыми знаниями и умениями.
Мы определили, что гражданско-правовое воспитание - это целенаправленный, специально-организуемый процесс формирования ценностного отношения у личности к правам и обязанностям; формирования гражданско-правовой воспитанности личности. Гражданско-правовая воспитанность представляет собой многокомпонентное явление и включает в себя три критерия: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Задачи гражданско-правового воспитания: формирование системы гражданских ценностей личности на основе этнических, общенациональных и общечеловеческих нравственных ценностей; приобщение к общенародным и общечеловеческим нормам морали; развитие способности к объективной самооценке и регуляции поведения; формирование понимания и осознания своих прав и обязанностей и др.
Принципы гражданско-правового воспитания: принцип гуманизма, принцип интегральности, принцип опоры на жизненный опыт ребенка, принцип деятельностного подхода, принцип включенности, принцип сотрудничества, принцип эмоциональной открытости.
Возможности внеурочной деятельности в гражданско-правовом воспитании обусловлены: широким содержанием, неограниченными временными рамками, свободой выбора и большим разнообразием форм, методов и средств.
Гражданско-правовое воспитание в школе реализуется посредством следующих форм: классные часы, кружки, экскурсии, совет по профилактике, конкурсы, олимпиады, встречи с работниками правоохранительных органов, администрации, деловые игры, работа «патрулей», выставки творческих работ, оформление правовых уголков и др.
Среди методов гражданско-правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе выделяют: методы формирования гражданско-правового сознания личности, взглядов и оценок, методы организации деятельности, опыта гражданско-правового поведения, методы стимулирования гражданско-правового поведения и деятельности.
Средствами гражданско-правового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе могут быть: игры, труд, музыка, художественная деятельность, художественная литература, тренинги, театрализованные представления.
В рамках решения четвертой задачи мы изучили опыт работы МАОУ «СОШ №14» имени Героя России Дмитрия Шектаева по гражданско- правовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Мы определили, что процесс формирования гражданско-правовой воспитанности школьников в школе происходит в рамках тематических классных часов, уроков мужества, встреч с ветеранами войны и труда, акций, общешкольных и муниципальных мероприятий по гражданско-правовой тематике, деятельности актива и отряда ЮИД, занимающихся вопросами пропаганды и контроля правил безопасности, прав и обязанностей обучающихся, через правовое просвещение родителей, профилактические мероприятия с КДН, ОДН, ГИБДД, ОВД. Образовательная организация находится в постоянном поиске форм и методов гражданско-правового воспитания. Но при всем при этом необходимо усилить работу с младшими школьниками по гражданско-правовому воспитанию.
Нами была проведена первичная диагностика уровня гражданско- правовой воспитанности младших школьников в образовательной организации во 2 «Б» классе. Проведенная диагностика позволила выявить средний уровень гражданско-правовой воспитанности у обучающихся, что свидетельствует о наличии системы знаний гражданско-правового характера, но неполном понимании обязанностей школьника, гражданина, о недостаточном соблюдении правил и общественных норм, недостаточно сформированном убеждении в необходимости правопослушного поведения и его проявлении.
Результаты диагностики определили необходимость систематической и целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию. В связи с этим мы разработали Программу по гражданско-правовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в школе «Я - гражданин России». Программа по гражданско-правовому воспитанию включает в себя семь направлений.
Программа рекомендована для обучающихся начальной школы. В ней отражены цели, задачи и направления работы по гражданско-правовому воспитанию во внеурочной деятельности, прописаны условия реализации, определены ожидаемые результаты освоения программы.
Программа по гражданско-правовому воспитанию «Я - гражданин» рассчитана на один учебный год и будет реализовываться в следующем учебном году.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юрид. лит., 1982. 360с.
2. Антонова Н.Н. Внеурочная деятельность младших школьников в условиях современных ФГОС НОО: рекомендации по написанию рабочих программ // практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: СБ. СТ. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Новосибирск: СИБАК, 2015.
3. Ануфриева Н.А., Лунина Т.П., Пивкина Н.Н. (сост.). Гражданское образование: Учебно-методическое пособие. Саранск: Мордовский республ. ин-т образования, 2004. 72 с.
4. Асташова Н.А. Гражданско-правовое образование: аксиологический
подход // Вестник БГУ. 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7grazhdansko-pravovoe-obrazovanie- aksiologicheskiy-podhod(дата обращения: 02.10.2019).
5. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 715 с.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2007. 208 с.
7. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013. 177 с.
8. Байжуминов С.М. Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей учащихся средней школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 164 с.
9. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дисс. . д-ра пед. наук. Ставрополь, 1997. 315 с.
10. Бибарсова Г.Ш. Педагогическое проектирование как инструмент организации гражданско-правового воспитания // Вестник Санкт-
Петербургского университета МВД России. 2011. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskoe-proektirovanie-kak- instrument-organizatsii-grazhdansko-pravovogo-vospitaniya(дата обращения: 02.10.2018).
11. Большой юридический словарь Z Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина,
B. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 530-531.
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: собр. соч.: в 6 т. М., 2013. 328 с.
13. Гайдман Г.И., Каменский И.В., Червонюк В.И. Правоведение. М., 2005.
C. 28.
14. Гафаров З.М. Методика правового воспитания молодёжи: курс лекций. Ташкент, 2000. 43 с.
15. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: дисс. ... д-ра пед. наук. Бирск, 1996. 145 с.
16. Гладилина И.П. Гражданско-правовое воспитание студенческой молодежи: в помощь куратору учебной группы: метод. пособие. М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2010. 76 с.
17. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002. 157 с.
18. Голикова Н.И. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся ZZ Начальная школа. 2001. №7. С.14-19.
19. Голованова Н.Е. Общая педагогика. СПб.: Речь,., 2011. 317 с.
20. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: монография. СПб.: СМИО-ПРЕСС, 2005. 506 с.
21. Данилов М.А. Умственное воспитание ZZ Педагогика. 2010. № 12. С. 70-86.
22. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности ZZ Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С. 14-19.
23. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 36 с.
24. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. 411 с.
25. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления МВД РФ, 2004. 229 с.
26. Еремина И.С. Гражданское воспитание в России. История и современность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3. С. 44-48.
27. Ермолаева М.В. Психология развития: метод. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003.
28. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007.152 с.
29. Земляченко Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников
в контексте традиционной культуры региона // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-pravovoe-vospitanie-mladshih- shkolnikov-v-kontekste-traditsionnoy-kultury-regiona(дата обращения: 05.09.2018).
30. Земляченко Л.В. Диагностика гражданско-правовой воспитанности младших школьников // «Начальная школа плюс До и После», 2014. №6. С.33-37.
31. Ильин И.А. Путь духовного обновления: собр. соч. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.
32. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288 с.
33. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2004. 205 с.
34. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2011. 200 с.
35. Карабейник Н.А. Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2018. №2 (18).
36. Караханова Г.А., Оруджалиева Е. Е., Панахова А. А. Моделирование процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie- protsessa-formirovaniya-osnov-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u- mladshih-shkolnikov(дата обращения: 10.08.2018).
37. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. [Электронный ресурс] // Словари: [сайт]. URL: http://slovo.yaxy.ru/87.html(дата обращения: 15.09.2018).
38. Колачева И.В. К вопросу о формах и методах правового воспитания школьников // Журнал NovaUm.Ru. 2016. №14. С.210-215.
39. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избр. педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 476 с.
40. Куницина С.М. Гражданско-правовое воспитание в россии: история и современность // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. №4-1 (11). С. 158-162.
41. Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 2007. №9. С.60-65.
42. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. 2002. №6. С. 6-11.
43. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы: Избр. труды. М.: Юрайт, 2016. 249 с.
44. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
45. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Юристъ, 1997. 672 с.
46. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учеб.-метод. материалами. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009, 545 с.
47. Микрюков В.Ю. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота // Воспитание школьников. 2009. № 1. С.112-119.
48. Мухина В.С. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 608 с.
49. Науменкова К.В. Проблема правового воспитания граждан России на рубеже веков // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. Тамбов, 2004. С.41-43.
50. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения 11.08.2018).
51. Никитин, А.Ф. Право и политика. / А.Ф. Никитин. М.: Просвещение, 2004. 192 c.
52. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=561547#01972380101169755 (дата обращения: 08.09.2018).
53. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: Владос, 2003. 400 с.
54. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008
[Электронный ресурс]
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_81294/ (дата
обращения: 22.08.2018).
55. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата
обращения: 22.08.2018).
56. Саитова Л.Р. Школа как центр гражданско-правового образования // Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы X Международной научно-практической конференции 10 декабря 2015 г. Уфа: Издательство БГПУ, 2015. 332 с.
57. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / пер. с укр. Н. Дангуловой. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.
58. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т.1. 416 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902(дата обращения 05.09.2018).
60. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с (07.09.2018).
61. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2007. 520 с.
62. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ