Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №72947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры здоровья у младших школьников 7
1.1. Воспитание культуры здоровья личности как педагогическая проблема 7
1.2. Возрастные особенности воспитания культуры здоровья
у младших школьников 15
Глава 2. Методическая работа по воспитанию культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 26
2.1. Диагностика уровня культуры здоровья у младших школьников 26
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры здоровья
у младших школьников на уроках по предмету
«Окружающий мир» 34
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения
и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей
организации всей жизни образовательного учреждения, включая еѐ инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение
рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья
детей в сложных современных условиях развития России исключительно
значима и актуальна.
За последние годы в России произошло значительное качественное
ухудшение здоровья школьников. Это обусловило появление работ, в которых предпринимаются попытки найти пути и способы сохранения здоровья
детей в процессе образования. Среди таких работ можно назвать исследования таких авторов, как Бахмутский А. Е., Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В., Башаркина Е. А., Девятых С. Ю., Здобникова Ю. Ю., Новолодская Е. Г., Коленда А. Н., Крившенко Л. П., Левитан К. М., Литовчик Н.
Н., Лухверчик В. Н., Маралов В. Г., Мардахаев Л. В., Подласый И. П.
В современных условиях модернизации российского образования ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к формированию у детей культуры поведения, усвоения этических норм, сформированности ценностных отношений.4
Актуализируется проблема формирования ценностного отношения
к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Подходы к изучению понятия «культура здоровья» показал, что данное
понятие является составной частью общей культуры и отражает уровень образованности личности.
Феномен «культура здоровья» является полноправной, социально-значимой составляющей общей культуры личности, личностным интегративным качеством, формирующимся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, а также накопления опыта применения знаний, умений
и навыков в активной жизнедеятельности, что способствует раскрытию своих
потенциальных способностей и возможностей.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является
актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания
культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету
«Окружающий мир»
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс воспитания культуры здоровья у младших школьников.
Предметом исследования являются условия воспитания культуры
здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий
мир».
Гипотеза исследования: воспитание культуры здоровья
у младших школьников будет эффективным, если учитель на уроках по
предмету «Окружающий мир» формирует мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и эмоционально-волевой компоненты
культуры здоровья.
Задачи данного исследования:5
 изучить проблему воспитания культуры здоровья, выявить возрастные особенности воспитания культуры здоровья у младших школьников;
 провести диагностику воспитания культуры здоровья
у младших школьников;
 разработать методику уроков по предмету «Окружающий мир»
с целью воспитания у младших школьников культуры здоровья.
Практическая база исследования: 2 класс МОУ «Крутоложская
ООШ» Белгородского района Белгородской области, учитель – Карасѐва
Марина Ивановна.
Структура выпускной квалификационной работы определена задачами и логикой исследования. Работа включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении представлены актуальность проблемы и обозначен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, гипотеза исследования.
В первой главе «Теоретические основы воспитания культуры здоровья
у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» изучены
основные аспекты воспитания культуры здоровья личности как педагогическая проблема, возрастные особенности воспитания культуры здоровья
у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Методическая работа по воспитанию культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
проведена диагностика уровня культуры здоровья у младших школьников,
а именно показатели и уровни оценки воспитания культуры здоровья, содержание работы по воспитанию культуры здоровья у младших школьников
на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во введении нашей выпускной квалификационной работы мы отметили, что проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за
период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения
и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
В первой главе «Теоретические основы воспитания культуры здоровья
у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» изучены
основные аспекты воспитания культуры здоровья личности как педагогическая проблема, возрастные особенности воспитания культуры здоровья у
младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Безопасный образ жизни – это осознанное отношение человека к природе, которое не только обеспечивает сохранение, обогащение окружающей
среды, но и создает благоприятные условия для здорового образа жизни человека.
Исходя из этого, окружающий мир является важным средством формирования общей и личностной культуры, культуры общения и здоровья. Важное значение «Окружающий мир» имеет в нравственно-эмоциональном развитии младших школьников.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что
«Окружающий мир» имеет большой образовательный, развивающий, воспитывающий, культурологический, пропедевтический потенциал в формировании здорового и безопасного образа жизни.
Его образовательная функция заключается в формировании представлений о природе, человеке, обществе в котором он живет, в развитии целостного восприятия окружающего мира.43
Развивающая функция предмета заключается в формировании культуры, эстетическом развитии младших школьников. Воспитывающая функция
включает решение задач, связанных с гуманистическим существованием в
среде обитания, воспитание положительного взгляд на мир.
Значение интегрированного курса имеет большое значение в процессе
формирования здорового и безопасного поведения младших школьников,
в развитии гуманного взаимодействия с окружающим миром, ориентации
на природу как материальную и духовную ценность, в соблюдении моральных и правовых норм в экосистемах.
Во второй главе «Методическая работа по воспитанию культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
проведена диагностика уровня культуры здоровья у младших школьников,
а именно показатели и уровни оценки воспитания культуры здоровья, содержание работы по воспитанию культуры здоровья у младших школьников
на уроках по предмету «Окружающий мир».
Экспериментальная работа по изучению уровня культуры здоровья
у младших школьников проводилась в 2 классе, на базе МОУ «Крутоложская
ООШ». В исследовании принимали участие 30 детей.
В первую группу вошли учащиеся с высоким уровнем сформированности мотивационного компонента, во вторую – со средним уровнем, в третью
– с низким уровнем сформированности мотивационного компонента культуры здоровья.
Третья группа оказалась самой многочисленной, следовательно, большинство младших школьников не проявляют интереса к информации по
здоровью и здоровому образу жизни, не читают детских журналов об этом,
научно-популярной литературы для детей по вопросам здоровья, не смотрят
передач об этом, используют интернет для игр и развлечений.
Качественный анализ результатов по методике выявления умения детей
выполнять санитарно-гигиенические требования на практике показал, что у44
большинства испытуемых наблюдаются проблемы с применением санитарно-гигиенических умений в жизнедеятельности.
Они недостаточно владеют навыками, приѐмами здорового образа жизни, у 46% не сформированы привычки гигиенического поведения. Они слабо
проявляют потребности в выполнении санитарно-гигиенических норм и
нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослых.
Нами были разработаны 2 урока по воспитанию культуры здоровья у
младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Основными методами для учителя по предмету «Окружающий мир»
при формировании культуры здоровья младших школьников должны стать:
ориентация на личность; осуществление индивидуальнодифференцированного подхода в обучении и воспитании; соблюдение режима учебы и отдыха, гигиенических условий жизнедеятельности.
Учет щадящих компонентов режима дня; опора на оптимальные формы
психолого-медико-педагогического взаимодействия, направленного на облегчение учебной деятельности недомогающих детей и профилактику дидактических заболеваний; педагогическая поддержка; обеспечение свободы в
ориентировочно - поисковой деятельности и произвольно- моторной сфере,
применение сенсорно-стимульного разнообразия для органов чувств; формирование у учащихся общих приемов познавательной деятельности на основе деятельной теории обучения, внедрение элементов проблемного обучения, работу детей в парах сменного состава, включение специальных методик, позволяющих организовать рефлексивную деятельность учащихся, других образовательных технологий, дающих развивающий и оздоровительный
эффект.
Таким образом, разработанные нами уроки помогут повысить уровень
воспитания культуры здоровья у младших школьников в исследуемой школе
МОУ «Крутоложская ООШ» на уроках по предмету «Окружающий мир».
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, задачи
исследования решены, цель достигнута.


1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
2. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание /
A. С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007. - 111 с.
3. Баль Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школь¬ников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М,: ЭКСМО, 1995. -128 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая активность человека/ В.К.Бальсевич. - Киев: Здоровье, 1987. - 222 с.
5. Бахмутский А. Е. Педагогика: учебник / А. Е. Бахмутский-М.: 2017. - 304 с.
6. Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование куль¬туры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 445-447.
7. Башаркина Е. А. Общая педагогика: курс лекций: в 2 ч. / Е. А. Башаркина. - М.: МГУ, 2014. - 123 с.
8. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А., Куцакова Л.
B. , Мерзлякова С. И., Сахарова В. Н.. Как обеспечить безопасность дошколь¬ников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного воз¬раста: Кн. Для воспитателей дет.сада- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 94 с.
9. Блонский П.П. Вопросы педагогики / П.П. Блонский. - СПб.: Пи¬тер, 2009. - 223 с.
10. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 37 с.
11. Васильева Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Васильева; Гос. НИИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и Мин-ва труда и соц. раз¬вития РФ. - М.: 2000. - 26 с.
12. Выготский Л.С. Воспитание детей / Л.С. Выготский. - М,: Логос, 2010. - 144 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008. - 156 с.
14. Гамаюнова А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта / А.Н. Гамаюнова // Фун¬даментальные исследования. - 2005. - № 6. - С. 34-38.
15. Гаркуша Н.С. Мониторинг показателей здоровья обучающихся: Методическое пособие для классных руководителей / Н.С. Гаркуша. - Ста¬рый Оскол: ИПК «Квадрат», 2004. - 72 с.
16. Гебекова А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО // Проблемы и перспективы развития обра¬зования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 18-21.
17. Гомзякова Н.Ю. Педагогические условия повышения эффектив-ности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида :автореф. дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.Ю. Гомзякова; Моск. открытая соц. академия. - М.: 2009. - 24 с.
18. Девятых С. Ю. Основы психологии и педагогики: психологиче-ские тесты и упражнения / С. Ю. Девятых. - Минск: Республиканский инсти-тут высшей школы, 2016. - 59 с.
19. Здобникова Ю.Ю., Новолодская Е.Г. Организация исследова-тельской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира при изучении организма человека и его здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 1011-1015.
20. Зенькова С. А. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С.19-21.
21. Золотых И.В., Золотых Н.А. Здоровье школьников один из фак-торов эффективности обучения // Начальная школа. 2012. №8. С.59-62.
22. Инновационная педагогика: учебное пособие / ГУО "Минский городской институт развития образования"- Минск: МГИРО, 2014. - 201 с.
23. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе / В. В. Колбанов // Начальная школа. - 1999. - №1. - С. 41-43.
24. Коленда А. Н. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / А. Н. Коленда. - Гомель: ГомГМУ, 2013. - 66 с.
25. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник для бакалавров / [Л. П. Крившенко и др.]. - М.: Проспект, 2015. - 487 с.
26. Кулагина Л.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников // Начальная школа плюс до и после. -2012. -№7. -С.3-5.
27. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подхо¬ды к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и под¬ростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова // Здоровье населения и среда обита¬ния. - 2002. - № 2.
28. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник для вузов по направлению "Юриспруденция" / К. М. Левитан. - М.: Норма: Инфра-М, 2017. - 415 с.
29. Литовчик Н. Н. Педагогика: экзамен: вопросы и ответы / Н. Н. Литовчик. - Мозырь: Содействие, 2013. - 202 с.
30. Лухверчик В. Н. Педагогика: учебно-методический комплекс в 2 ч. / В. Н. Лухверчик. - Новополоцк: ПГУ, 2014.- 334 с.
31. Максялайте С. Д., Кувалдина Е. А. Формирование физической культуры младших школьников // Научно-методический электронный жур-нал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 416-418.
32. Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образова-нии: учебное пособие / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - М.: Юрайт, 2015. - 424 с.
33. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2013. - 817 с.
34. Назгуль А. Педагогика общения: учебное пособие / Наз- гульАнарбек. - Алматы, 2014. - 155 с.
35. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учебное пособие / С. А. Дружилов. - Москва: Флинта: Наука, 2013. - 237 с.
36. Педагогика высшей школы: учебное пособие / под общей редакцией О. В. Уваровской. - Сыктывкар: Сыктывкарского госуниверситета, 2013. - 197 с.
37. Педагогика, психология, методики преподавания: практикум / Учреждение образования "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы". - Гродно: ГрГУ, 2016. - 50 с.
38. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2015. - 573 с.
39. Подымова Л. С. Педагогика: учебник и практикум / [Л. С. Подымова и др.]. - М.: Юрайт, 2016. - 332 с.
40. Савко Э.И. воспитание культуры здоровья студентов и технология формирования здорового образа жизни в процессе физического воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esepp.ru/20-e-i-savko- vospitanie-kultury-zdorovya-studentov-i-tehnologiya-formirovaniya-zdorovogo- obraza-zhizni-v-processe-fizicheskogo-vospitaniya.html.
41. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы: андро- гогическая парадигма: учебник для высших учебных заведений / В. Д. Са¬мойлов. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. - 207 с.
42. Сивашинская Е. Ф. Педагогические системы и технологии: кон-спект лекций / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. - Мозырь: Содействие, 2015. - 215 с.
43. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы: иннова¬ционный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015. - 319 с.
44. Сластенин В. А. Педагогика: учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. - 490 с.
45. Столяренко Л. Д. Основы педагогики и психологии: для студен-тов высших учебных заведений / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2016. - 133 с.
46. Тамбовцева В.А. Отношение к здоровому образу жизни у млад-ших школьников / В.А. Тамбовцева, А.Н. Карамчаков // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебокса-ры: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 57-59.
47. Третьякова Н.В. Организационно-педагогические условия здоро¬вьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. кан. пед. наук. - Екатеринбург, 2011.- 245 с.
48. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011.
49. Фомина Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 513-518.
50. Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции / Б.Н. Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 213 с.
51. Шкурпит М. Н. Воспитание культуры здоровья студентов / М. Н. Шкурпит, А. П. Гаврюшенко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интер¬актив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 426-428.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ