Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в музыкально-творческой деятельности

Работа №97374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего
школьного 17
1.3. Методические основы развития эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста в музыкально-творческой деятельности 27
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика развитости эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста 38
2.2. Содержание проектировочной работы по развитию
эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в музыкально-творческой деятельности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73


Развитие современного общества предполагает формирование инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Одним из источников активно развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём, и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отражаются личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые включают в себя: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
У детей младшего школьного возраста с ослабленной способностью к эффективной саморегуляции, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих детей могут быть самыми различными: от неудач в общении со взрослыми и сверстниками до ухудшения успеваемости в школе. Однако младший школьный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Данный период характеризуется особой эмоциональной впечатлительностью, восприимчивостью, отзывчивостью.
Изучением развития эмоциональной сферы занимались отечественные психологи: П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, Н.А. Довгая, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Б.М Теплов, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, а так же зарубежные психологи: В. Вундт, К. Э. Изард и др.
Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально - эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, В.Г. Ражникова и др. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.). Труды этих исследователей свидетельствуют о том, что музыкальное развитие ребёнка оказывает незаменимое воздействие на его общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Анализ литературы показал, что, несмотря на значимость эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, ее развитие осуществляется не в полной мере. Недостаточно разработано содержание педагогической деятельности в развитии эмоциональной сферы, не в полной мере определены методы и приемы организации музыкально-творческой деятельности по развитию эмоциональной сферы.
Таким образом, возникает противоречие между безусловной значимостью развития эмоциональной сферы младшего школьника и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы для ее развития в музыкально-творческой деятельности.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-творческой деятельности.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-творческой деятельности.
3. Выявить особенности и определить возможности музыкально-творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования П.К. Анохина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонова об особенностях развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста; положения общей и музыкальной педагогики, эстетики, музыкознания о природе эстетической и музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов и др.); теория и методика музыкального обучения и воспитания младших школьников (Э.Б. Абдулин, В.К. Белобородова, Л.А Безбородова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития эмоциональной сферы младших школьников в процессе музыкально¬творческой деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- беседа;
- творческие задания;
- проектировочная деятельность.
База опытно-поисковой работы: Проектировочная работа проводилась на базе МАОУ СОШ Гимназия № 40. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста 8-9 лет (из которых 12 девочек и 8 мальчиков).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значимость развития эмоциональной сферы в период младшего школьного возраста определяется тем, что эмоции на данном возрастном этапе управляют и регулируют всеми психическими функциями, влияют на их развитие.
В результате анализа литературы по проблеме развития эмоциональной сферы, сопоставления точек зрений разных авторов в определении понятия «эмоциональная сфера», мы опираемся на позицию Е.М. Листик. Автор определяет эмоциональную сферу как широкий спектр внутренних индивидуальных переживаний и чувств человека [48]. Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста заключается в расширении представлений о многообразии человеческих эмоций, в развитии адекватного эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии и эмпатии. Структурными компонентами эмоциональной сферы младшего школьного возраста являются: когнитивный, эмоциональный и действенный.
- когнитивный компонент проявляется в адекватном определении эмоций, на основе вчувствование в эмоциональное состояние другого;
- эмоциональный компонент проявляется во внешнем выражении разнообразных эмоций и эмоциональных проявлений;
- действенный компонент проявляется в способности к гибкому реагированию и саморегуляции эмоциональных проявлений на эмоциональное состояние другого человека.
На основе выявленных структурных компонентов развития эмоциональной сферы были определены показатели, критерии и разработаны уровни развитости эмоциональной сферы младших школьников. К показателям развитости эмоциональной сферы были отнесены:
- эмпатия;
- эмоциональная выразительность;
- эмоциональное реагирование.
Эффективным средством развития эмоциональной сферы младших школьников является музыкально-творческая деятельность, как художественно-образное педагогическое средство воздействия на внутренний эмоциональный мир человека.
Музыкально-творческая деятельность заключается в том, что воспринятый и осознанный музыкальный образ превращается в мыслеобраз, своеобразную единицу мышления. Став внутренней формой, он приобретает самостоятельность жизни и способность воздействовать на деятельность субъекта. Образ способен выполнить в педагогическом процессе функцию образца, управляющего дальнейшим поведением человека, то есть регулятивную или нормирующую функцию.
Таким образом, музыкально-творческая деятельность в развитии эмоциональной сферы ребенка понимается нами как импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной музыкальной деятельности и направлено на развитие умения вчувствоваться в образ, определять и выражать эмоции, возникшие в процессе восприятия музыки, и находить адекватные образу способы действия.
В ходе работы были определены возможности музыкально-творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Музыкально-творческая деятельность способствует:
- обогащению эмоционально-чувственного опыта младшего школьника;
- реализации и выражению ребенком собственных чувств и эмоций;
- формированию опыта эмпатийного поведения на основе вхождения в
эмоционально-образное содержание музыкального произведения
проживания эмоций и чувств, воплощенных в музыке;
- интериоризации ценностных оснований музыкального искусства (духовных, эстетических ценностей) во внутренний опыт ребенка;
- пониманию и осознанию собственных эмоций;
- развивает способность к саморегуляции эмоциональных проявлений.
С целью повышения уровня развитости эмоциональной сферы младших школьников, был разработан комплекс занятий по развитию эмпатии, эмоциональной выразительности и эмоциональному реагированию, как значимых компонентов эмоциональной сферы. На основе всего вышесказанного можно выдвинуть предположение о том, что разработанный комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы младших школьников будет эффективным.



1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] : пособие для учителя / Э. Б. Абдул-лин. - М. : Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Агапова, И. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы [Текст] : метод. Рекомендации и сценарии уроков музыки / И. А. Агапова, М. А, Давыдова. - М. : Аквариум БУК, 2002. - 240 с.
3. Алексеева, Т. Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников [Текст] : дис. ... канд. Пед. наук : 13.00.02 / Т. Ю. Алексеева ; Урал. Гос. Пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 148 с.
4. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин // Психология эмоций : тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера. - М., 2009. - С. 181-187.
5. Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников [Текст] / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 8. - С. 55-57.
6. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1973. - 144 с.
7. Баранов, А. А. Методы изучения личности школьника [Текст] : метод, рекомендации к пед. практике / А. А. Баранов, С. Г. Бутолин. - Ижевск : Изд-во УдГУ, 2008. - 95 с.
8. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] : учеб. Пособие для студентов вузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - СПб. : Лань : М. : Планета музыки, 2014. - 508 с.
9. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования [Текст] : учеб. Пособие / Л. А. Безбородова. - М. : Флинта, 2014. - 235 с.
10. Белобородова, В. К. Развитие музыкального слуха учащихся первых классов [Текст] / В. К. Белобородова. - М. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 108 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
12. Бочкарев, Л. Л. Психологические механизмы музыкального
переживания [Текст] : автореф. Дис. ... д-ра психол. Наук : 19.00.01 /
Л. Л. Бочкарев. - Киев, 1989. - 46 с.
13. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981. - 240 с.
14. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия [Текст] / Н. А. Ветлуги¬на // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 6. - С. 44-51.
15. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы биологической мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас, - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - 208 с.
16. Вопросы музыкальной педагогики [Текст] : сб. ст. / ред.-сост. В. И. Руденко. - М. : Музыка, 1980. - Вып. 2. - 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ