Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования .. 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика «трудных»
подростков 7
1.2. Социально-педагогическая деятельность: понятие, цели, задачи,
принципы, функции 15
1.3. Направления социально-педагогической деятельности с трудными
подростками в учреждении дополнительного образования 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с трудными подростками на примере Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа 33
2.1. Анализ работы учреждения дополнительного образования по
социально-педагогической деятельности с трудными подростками 33
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности
с трудными подростками в учреждении дополнительного образования 46
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения 64
Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические изменения в стране обусловили необходимость решения целого ряда сложных проблем, касающихся детей и подростков, в системе социального воспитания.
Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. В связи с новым правовым статусом роль этих учреждений как элемента социума возрастает, поскольку они призваны выполнять государственный заказ по социализации детей и подростков, их поддержке, реабилитации и адаптации к жизни в обществе, обеспечивать социальную защиту личности, ее социальное формирование и развитие.
Главной целью дополнительного образования является создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития личности детей и подростков, приобщения их к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество [19].
Дополнительное образование - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности обучающегося возможность добровольного выбора той или иной формы организации досуга, интересующего его вида деятельности, руководителя объединения и детского сообщества, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.
Социально-педагогическая деятельность - многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению различных потребностей и интересов детей, в частности - трудных подростков, по социальной адаптации, поддержке их личностного развития, их социальной защите, развитию творческих способностей детей и подростков и т.п.
Разработанность проблемы в науке.
Теоретической основой исследования являются: работы по теории социальной педагогики Васильковой Ю.В. [9], Галагузовой М. А.[13], Мудрик А.В. [35], Шакуровой М.В. [62], основные положения теории дополнительного образования отражены в работах Евладовой Е.Б. [19], Золотаревой А.В.[21] .
Так, обоснована сущность понятия «воспитательная система образовательного учреждения», изучены ее структура, основные характеристики, развитие и управление воспитательной системой (Караковский В.А. [24], Куракин А.Т. [30], Новикова Л.И. [39], Селиванова Н.Л. [48]), определены социально - педагогические основы воспитательнообразовательного процесса (Макаренко А.С. [32], Сухомлинский В.А. [55],); и концепция сотрудничества педагогов и учащихся (Вульфов Б.З.[10]).
Несмотря на то, что в педагогической литературе представлено большое количество работ в области теории и практики развития учреждений дополнительного образования, фактически остаются не разработанными аспекты использования социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования и специфики взаимодействия педагогов и «трудных» подростков.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методических рекомендаций для социального педагога и специалистов учреждения дополнительного образования по данному вопросу.
.Проблема исследования: какие направления должны быть в содержании социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования?
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования».
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по социальнопедагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования должна осуществляться в соответствии с комплексом мероприятий, который включает в себя следующие направления: 1) гражданско-патриотическое воспитание, результатом которого является гражданско-патриотическое сознание; 2) развитие социальной компетентности у трудных подростков, которое включает в себя уверенность в себе и формирование интереса у них к социальной жизни.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику «трудных» подростков.
2. Раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая деятельность», определить цели, задачи, принципы и функции.
3. Рассмотреть направления социально-педагогической деятельности с «трудными» подростками в учреждении дополнительного образования.
4. Проанализировать работу учреждения дополнительного образования по социально-педагогической деятельности с трудными подростками
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение;
• эмпирические методы: анализ документации, опрос, анкетирование,
беседа.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить психолого-педагогические характеристики «трудных» подростков, выявить психологические причины отклонения в поведении «трудных» подростков, которые заключаются в благополучии семьи, в социальной обстановке, в его индивидуальных особенностях сделать вывод о том, что возрастные особенности трудных подростков, противоречивость и неадекватность их действий и поступков, желаний и возможностей, при отсутствии теплых, доверительных отношений со значимыми взрослыми и коллективом сверстников могут спровоцировать трудности поведения и общения, сложности в школе и дома.
Социально - педагогическая деятельность выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. Социально - педагогическая деятельность направлена на изменение обстоятельств в жизни подростка, негативно влияющих на него. Социально - педагогическая деятельность способствует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, обеспечению охраны жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Учреждение дополнительного образования объективно более приспособлено для реализации задач социально - педагогической деятельности, чем школа. Это связано с психолого - педагогическими особенностями взаимодействия подростка и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическому коллективу учреждения и педагогам дополнительного образования самостоятельно планировать свою деятельность, корректировать программы дополнительного образования с учетом индивидуальных векторов развития обучающихся. По нашему мнению, приоритетными направлениями социально-педагогической деятельности в рамках системы дополнительного образования во время работы с трудными подростками должны быть:
• работа по развитию уверенности в себе подростков;
• гражданско-патриотическое воспитание подростков;
• развитие социальной компетентности подростков.
С целью определения направленности и содержания социальнопедагогической деятельности с трудными подростками в рамках системы дополнительного образования было проведено диагностическое исследование особенностей социализации трудных подростков. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа. В исследовании приняли участие 45 человек.
В результате проведенного исследования было установлено, что в группе подростков определились проблемы успешной социализации подростков, что явилось подтверждением значимости социальнопедагогического сопровождения для данных подростков посредством комплекса социально - педагогических мероприятий в учреждении дополнительного образования. Выявленные результаты исследования определили направленность социально-педагогического сопровождения и содержания комплекса мероприятий социально - педагогической деятельности. Основными направлениями социально - педагогической деятельности должны стать:
• развитие социальной компетенции подростков;
• повышение уверенности в себе;
• формирование интереса у подростков к социальной жизни.
Для решения поставленных задач нами был разработан комплекс мероприятий.
Цель комплекса мероприятий: организация социально - педагогической
деятельности с трудными подростками условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи комплекса мероприятий:
• развитие социальной компетенции подростков;
• повышение уверенности в себе;
• формирование интереса у подростков к социальной жизни через становление гражданско - патриотического сознания.
Для решения поставленных задач нами был разработан комплекс мероприятий, включающий:
• информационное просвещение;
• программу гражданско - патриотического воспитания;
• программу развития уверенности в себе и формирования ценностных ориентаций подростков;
• программу повышения социальной компетенции подростков.
1. Аверин В.А. Психология ней детей и подростков. СПб.: Питер, 2008. 379 с.
2. Алан Д., Зеленской В.В. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. СПб.: Питер, 2007. 256 с.
3. Андреев В И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 436 с.
4. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. СПб.: Питер, 2011. 384 с.
5. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. М.: Издательский центр «Сова», 2016. 211 с.
6. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инженерно - педагогического института, 2009. 286 с.
7. Белечева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М.: Смысл, 2014. 236 с.
8. Беляев В.И. История социальной педагогики (становление и развитие социальной педагогики). М.: Издательство: Гардарики, 2015. 295 с.
9. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: «Академия», 2014. 160 с.
10. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. М.: Сфера, 2001. 89 с.
11. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка. М.: Речь, 1984. 210 с.
12. Галагузов А.Н.. Социально - педагогические задачи. М.: «Академия», 2015. 240 с.
13. Галагузов М.А. Социальная педагогика. М.: Смысл, 2010. 164 с.
14. Гофман Л. Работа с детьми группы риска в школьном пространстве // Социальная педагогика. 2008. № 4. С. 31-34.
15. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2013. 408 с...