Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации 6
1.1. Социально-педагогическая характеристика семей «группы
риска» в образовательной организации 6
1.2. Анализ понятия «взаимодействие» 14
1.3. Формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы
риска» в образовательной организации 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию педагогов с семьей «группы риска» в филиале «Шалинская СОШ №45»- «Илимская ООШ» 33
2.1. Анализ опыта взаимодействия с семьями «группы риска» 33
2.2. Первичные результаты диагностического исследования
проблем семей «группы риска» 39
2.3. Программа взаимодействия педагогов с семьями «группы
риска» в образовательной организации 47
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения
Семья, как один из основных социальных институтов общества, в настоящее время переживает глубокий кризис. Причин для этого кризиса достаточно много - это и глобальные социальные изменения в обществе, и сложность экономической ситуации в стране. Все это ведет к расшатыванию семейных устоев и переходу от устаревшей модели семьи, к новой, современной модели.
В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов [39].
Семья очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и увеличением числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [41].
Все чаще возникает понятие «семьи группы риска». К семьям «группы риска» относится та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств, находится в сложной жизненной ситуации и эта ситуация нарушает ее жизнедеятельность.
Актуальность изучения данной темы с точки зрения педагогики и психологии заключается в том, что в подобных кризисных условиях родители, зачастую, в ущерб воспитанию своих детей, вынуждены большую часть своего времени искать средства к существованию. У детей в семьях «группы риска» формируется низкая самооценка, неверное представление о нужности и значении собственной личности, что отрицательно сказывается на их дальнейшей судьбе [18].
Изучением проблемы семей «группы риска» занимаются такие отечественные педагоги и психологи, как Ахлюстина Е.В., Беличева С.А., Грицай А.Г., Петушкова О.Г., Посысоев Н.Н., Ростовкая Т.К., Целуйко В.М., и другие.
Несмотря на то, что общие проблемы семей «группы риска» глубоко изучены, вопросы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в общеобразовательной организации остаются малоизученными.
Противоречие: между необходимостью взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации и недостаточностью программ взаимодействия по данному вопросу для педагогов образовательных организаций.
Проблема исследования: каковы формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации?
Тема исследования: «Взаимодействие педагогов с семьями «группы риска в образовательной организации».
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации.
Предмет исследования: содержание взаимодействия педагогов семьями в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, взаимодействие педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации будет успешно, если будут: 1) учтена специфика проблем семей «группы риска»; 2) представлена программа взаимодействия педагогов с семей «группы риска» с учетом выделенных форм (индивидуальные, групповые, коллективные и наглядно-информационные) и методов (анкетирования, организации совместной деятельности, метод стимулирования отношений детей и родителей) взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Дать социально-педагогическую характеристику семьи «группы риска».
2. Проанализировать понятие «взаимодействие».
3. Определить формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска»
4. Проанализировать деятельность образовательной организации по взаимодействию педагогов с семьями «группы риска».
5. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление проблем в семьях «группы риска».
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
• эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ документов.
База исследования: Филиал «Шалинская СОШ №45»-«Илимская ООШ».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Семья - это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.
Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.
Все чаще и чаще говорят о семьях «группы риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. К данной категории часто относят неблагополучные семьи с безнравственной и асоциальной направленностью. Тем не менее, проблема семейного риска, в проанализированной нами научной и специальной литературе значительно шире.
В процессе решения первой задачи мы дали психологопедагогическую характеристику семей «группы риска». Семьи «группы риска» это те семьи, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности. Таким семьям практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, которые приводят к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.
М.А Галагузова, основным критерием классификации семей, считает невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, многодетная семья, где многодетность обусловлена асоциальным образом жизни родителей, семьи с деструктивными взаимоотношениями.
Далее мы рассмотрели понятие «взаимодействие» - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Важнейшей характеристикой личностной стороны взаимодействия являются возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Обозначили следующие виды педагогического взаимодействия: деструктивное, рестриктивное, реструктивное и конструктивное.
Поэтому, для решения третьей задачи мы определили формы и методы взаимодействия педагогов образовательной организации с семьями «группы риска».
Форма взаимодействия - это внешнее выражение организации взаимодействия специалиста и клиента.
Традиционно формы взаимодействия педагогов с семьей делят на две группы - коллективные, индивидуальные. При выборе форм взаимодействия необходимо изучить потенциал, которым обладает каждая семья, и учитывать психологические особенности семьи.
На первом этапе педагогам необходимо наладить контакт с каждой семьей «группы риска». Для решения этой задачи целесообразно выбрать индивидуальную форму взаимодействия - посещение семьи.
Следующая форма индивидуального взаимодействия - индивидуальные консультативные беседы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Коллективные формы взаимодействия направленны на формирование активной педагогической позиции родителей. Формы при этом могут быть разнообразными: педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, круглые столы, ролевые игры. При этом для организации подобных мероприятий, необходимо привлекать различных специалистов.
Для решения четвертой задачи мы проанализировали деятельность образовательной организации по взаимодействию педагогов с семьями «группы риска». Так в филиале «Шалинская СОШ№45»-«Илимская ООШ» разработан алгоритм работы с семьями «группы риска».
В ходе анализа деятельности школы по взаимодействию педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации, мы пришли к выводу, что педагоги используют главным образом индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, приглашение родителей на общешкольные мероприятия. Однако все используемые формы и методы взаимодействия педагогов и родителей не решают проблем семей «группы риска».
В этой связи для решения следующей задачи, возникла необходимость проведения диагностического исследования, направленного на выявление спектра проблем, присущих данной категории семей. При проведении диагностического исследования использовались следующие методы: анализ документов, посещение семьи, наблюдение, анкетирование родителей и наблюдение за детьми. Данное исследование показало, что из 17 исследуемых семей обучающихся 5-6 классов, все семьи входят в категорию «семья группы риска». Среди них многодетные асоциальные, неполные семьи и семьи с деструктивными взаимоотношениями.
Далее мы использовали посещение семей с целью оценки их жилищных условий, наличия личного бытового пространства для детей, санитарно-гигиенического состояния жилища. В результате, составлены «Акты обследования». Анкетирование родителей показало низкую заинтересованность исследуемых во взаимодействии с образовательной организацией, отсутствие интереса к школьной жизни детей.
В рамках решения последней задачи, нами разработана «Программа взаимодействия педагогов с семьями «группы риска».
Цель программы: создание единого воспитательного пространства «Родители - дети - учителя» и условий для успешного и систематического взаимодействия педагогов и родителей из семей «группы риска».
Задачи программы:
• повысить профессиональную компетентность классных руководителей в установлении взаимодействия с семьями обучающихся;
• оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь ученикам и их семьям, углубить педагогические знания родителей;
• корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи «группы риска»;
• осуществление информационного и посреднического сопровождения семьи «группы риска»;
• содействовать формированию у членов семьи «группы риска» социально-коммуникативных навыков;
• преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
• совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме.
Реализация данной программы позволит:
1. Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей «группы риска».
2. У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
3. Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
4. Достижение качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с семьями «группы риска».
Данная Программа может использоваться в практической деятельности педагогов общеобразовательных учреждений.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Спб.: Питер, 2011. 400 с.
2. Аналитический вестник. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. М., 2002. 123 c.
3. Ахлюстина Е.В. семья «группы риска» как объект социальной работы URL:https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 11.06.2018)
4. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и семьи. // Воспитательная работа в школе. 2004. № 1. С. 86.
5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. М.: «Социальное здоровье России». 2006 111 с.
6. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. СПб: 2010. 207 с.
7. Вараксин В. Н., Е. В. Казанцева. Психолого-педагогический практикум. Феникс. 2012. 247 с.
8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
9. Галагузова М.А. "Социальная педагогика: курс лекций. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.
10. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. // Народное образование. № 6 2002. С. 85
11. Горнова Н.М. Семья, школа, ребёнок. // Завуч 2004. № 7 С. 37
12. Гранкин, А. Ю. Е. А. Аркин о семейном воспитании. // Педагогика. 2004. №6. С. 84.
13. Дисфункциональные семьи и их влияние на детей. FB.ru: http://fb.ru/article/284933/disfunktsionalnyie-semi-i-ih-vliyanie-na-detey
14. За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. Арзамас, 2011. 12 c.
15. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. Спб.: Изд-во Речь, 2007. 215 с...