ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 7
1.1. Особенности формирования самостоятельности у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного
возраста 13
1.3. Условия формирования самостоятельности у детей
дошкольного возраста в игровой деятельности 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Описание методов и методик исследования 31
2.2. Анализ воспитательной работы по формированию
самостоятельности дошкольников в игровой деятельности 36
2.3. Планирование работы с родителями по формированию
самостоятельности дошкольников в игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
1.1. Особенности формирования самостоятельности у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного
возраста 13
1.3. Условия формирования самостоятельности у детей
дошкольного возраста в игровой деятельности 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Описание методов и методик исследования 31
2.2. Анализ воспитательной работы по формированию
самостоятельности дошкольников в игровой деятельности 36
2.3. Планирование работы с родителями по формированию
самостоятельности дошкольников в игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
Актуальность темы. Вопрос развития самостоятельности у детей считается одним из наиважнейших, так как самостоятельность - существенное качество, которое необходимо для будущей деятельности ребенка.
Ответственная и серьёзная работа каждого педагога - это организация самостоятельной деятельности ребенка. Данная задача встаёт перед каждым воспитателем в числе задач первоочерёдного значения. Заинтересованность к исследуемому вопросу формируется и в настоящее время, гуманистическими вопросами наиболее глубокого выявления индивидуальности созревающей личности, ее творческого потенциала. Жизнь в абсолютно всех ее проявлениях становится все сложнее и разнообразнее, от человека требуется творческий подход к решению крупных и небольших задач, умение независимо устанавливать и разрешать новые проблемы.
Проблему развития самостоятельной, творческой личности следует решать уже начиная с взаимодействия с дошкольниками. Исследования психологов подтверждают, что в данный период раскрываются подходящие благоприятные возможности для создания базы самостоятельности, а также творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. С.Л. Рубинштейн).
Интерес к данной проблеме определён тем, что стремление к самостоятельности характерно для маленьких детей. Это внутренняя необходимость растущего организма ребёнка, которую следует сохранять и совершенствовать.
Своевременное формирование самостоятельности расширяет возможности общения, запас познаний, подготавливает платформу ребёнку для успешного вхождения в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблем самостоятельности, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); уровни развития самостоятельности ( Б.Д.Эльконин) ; структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Совокупный анализ исследований согласно данной проблеме даёт возможность отметить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а кроме того позволяет выделить характерные черты проявления самостоятельности детьми в нескольких видах деятельности и на различных возрастных этапах.
Первоначальные проявления самостоятельности рассматриваются педагогами и психологами (Б.Г. Ананьев, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривина, Е.Н. Герасимова, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который согласно мнению А.Н. Леонтьева считается периодом «первоначального фактического складывания личности».
Последующее формирование самостоятельности в дошкольном возрасте сопряжено с освоением ребенком различных видов деятельности - (игровой, учебной, трудовой), в которых он обретает вероятность выражать собственную позицию субъекта.
Самостоятельность детей происходит с элементами творчества при настойчивом увеличении значимости роли детского сознания, самооценки и самоконтроля в осуществлении деятельности.
На формирование различных компонентов самостоятельности проявляет своеобразное воздействие каждая деятельность. Так, игра содействует формированию инициативы и активности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены положительные возможности с целью развития целенаправленности и осознанности действий, упорства в достигании результата (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Д.В. Сергеева), в результативных видах деятельности создаются независимость ребенка от взрослого, стремление и желание к поиску средств для самовыражения.
Все выше изложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи исследования.
Проблема: каковы педагогические условия, способствующие
формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать роль игры в развитии личности и формировании самостоятельности детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Провести диагностику уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.
5. Разработать план формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривиной, Е.Н. Герасимовой, М.И. Лисиной, С.А. Марутяна, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа., методы графической и математической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №40/228
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Ответственная и серьёзная работа каждого педагога - это организация самостоятельной деятельности ребенка. Данная задача встаёт перед каждым воспитателем в числе задач первоочерёдного значения. Заинтересованность к исследуемому вопросу формируется и в настоящее время, гуманистическими вопросами наиболее глубокого выявления индивидуальности созревающей личности, ее творческого потенциала. Жизнь в абсолютно всех ее проявлениях становится все сложнее и разнообразнее, от человека требуется творческий подход к решению крупных и небольших задач, умение независимо устанавливать и разрешать новые проблемы.
Проблему развития самостоятельной, творческой личности следует решать уже начиная с взаимодействия с дошкольниками. Исследования психологов подтверждают, что в данный период раскрываются подходящие благоприятные возможности для создания базы самостоятельности, а также творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. С.Л. Рубинштейн).
Интерес к данной проблеме определён тем, что стремление к самостоятельности характерно для маленьких детей. Это внутренняя необходимость растущего организма ребёнка, которую следует сохранять и совершенствовать.
Своевременное формирование самостоятельности расширяет возможности общения, запас познаний, подготавливает платформу ребёнку для успешного вхождения в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблем самостоятельности, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); уровни развития самостоятельности ( Б.Д.Эльконин) ; структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Совокупный анализ исследований согласно данной проблеме даёт возможность отметить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а кроме того позволяет выделить характерные черты проявления самостоятельности детьми в нескольких видах деятельности и на различных возрастных этапах.
Первоначальные проявления самостоятельности рассматриваются педагогами и психологами (Б.Г. Ананьев, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривина, Е.Н. Герасимова, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который согласно мнению А.Н. Леонтьева считается периодом «первоначального фактического складывания личности».
Последующее формирование самостоятельности в дошкольном возрасте сопряжено с освоением ребенком различных видов деятельности - (игровой, учебной, трудовой), в которых он обретает вероятность выражать собственную позицию субъекта.
Самостоятельность детей происходит с элементами творчества при настойчивом увеличении значимости роли детского сознания, самооценки и самоконтроля в осуществлении деятельности.
На формирование различных компонентов самостоятельности проявляет своеобразное воздействие каждая деятельность. Так, игра содействует формированию инициативы и активности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены положительные возможности с целью развития целенаправленности и осознанности действий, упорства в достигании результата (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Д.В. Сергеева), в результативных видах деятельности создаются независимость ребенка от взрослого, стремление и желание к поиску средств для самовыражения.
Все выше изложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи исследования.
Проблема: каковы педагогические условия, способствующие
формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать роль игры в развитии личности и формировании самостоятельности детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Провести диагностику уровня сформированности самостоятельности у детей дошкольного возраста.
5. Разработать план формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривиной, Е.Н. Герасимовой, М.И. Лисиной, С.А. Марутяна, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа., методы графической и математической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №40/228
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретическое изучение проблемы исследования и анализ воспитательной работы в группе позволили сформулировать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической работы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности является актуальной проблемой в наши дни.
В педагогической литературе понятие «самостоятельность» рассматривается с самых разных позиций. Одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный - это тот малыш, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности. Третьи, называют самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гуляет отдельно от взрослых, способного в споре отстоять свое мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и взрослых.
Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:
1. Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе.
2. Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
3. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
4. Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
5. Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
6. Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.
Со стихийным, хаотическим поведением самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего. За ней постоянно стоит руководящая роль, а также требования взрослого человека. Ребёнок, вынужденный регулярно повиноваться требованиям взрослых, начинает выполнять ориентирование на них как на образец определенных норм поведения.
Игра является наиболее приемлемый для детей вид для деятельности, способ переработки из окружающего мира знаний и впечатлений. В игре наглядно выражаются характерные особенности мышления и воображение ребенка, его активность, эмоциональность, потребность в общении, которая развивается.
Игра как самостоятельная детская деятельность создаётся в процессе воспитания и обучения ребенка, она содействует освоению опыта человеческой деятельности, создаёт основы социального поведения ребенка. Игровая деятельность имеет важное значение в том, что предназначается для становления психики ребенка, его личности.
В ходе исследования, было определено, что формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста станет реализовываться более благополучно, если:
- создана предметно-развивающая среда, которая побуждает ребенка к проявлению самостоятельности в игровой деятельности;
- родители выполняют роль субъекта данного процесса.
Анализ психолого-педагогической работы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в игровой деятельности является актуальной проблемой в наши дни.
В педагогической литературе понятие «самостоятельность» рассматривается с самых разных позиций. Одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный - это тот малыш, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности. Третьи, называют самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гуляет отдельно от взрослых, способного в споре отстоять свое мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и взрослых.
Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:
1. Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе.
2. Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
3. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
4. Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
5. Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
6. Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.
Со стихийным, хаотическим поведением самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего. За ней постоянно стоит руководящая роль, а также требования взрослого человека. Ребёнок, вынужденный регулярно повиноваться требованиям взрослых, начинает выполнять ориентирование на них как на образец определенных норм поведения.
Игра является наиболее приемлемый для детей вид для деятельности, способ переработки из окружающего мира знаний и впечатлений. В игре наглядно выражаются характерные особенности мышления и воображение ребенка, его активность, эмоциональность, потребность в общении, которая развивается.
Игра как самостоятельная детская деятельность создаётся в процессе воспитания и обучения ребенка, она содействует освоению опыта человеческой деятельности, создаёт основы социального поведения ребенка. Игровая деятельность имеет важное значение в том, что предназначается для становления психики ребенка, его личности.
В ходе исследования, было определено, что формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста станет реализовываться более благополучно, если:
- создана предметно-развивающая среда, которая побуждает ребенка к проявлению самостоятельности в игровой деятельности;
- родители выполняют роль субъекта данного процесса.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности (Алтайская государственная педагогическая академия (АлтГПА))
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016





