Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая деятельность с детьми в учреждении дополнительного образования

Работа №97360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Творческие способности: понятие, виды, характеристика 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Направления, формы социально-педагогической деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, в учреждении дополнительного образования 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, на примере МАОУ ДО ЦТР и
ГО «Гармония» г. Тавда 31
2.1. Анализ работы учреждения дополнительного образования по
социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими творческие способности 31
2.2. Комплекс мероприятий социально-педагогической
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих творческие способности, в УДО 54
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 72

Конвенция ООН «О правах ребенка» и другие международные и федеральные документы, принятые в защиту интересов семьи и детства, утверждают права детей на нормальные условия развития и участия в жизни общества. Ребёнок имеет право на образование, на свободное участие в культурной жизни и посильный труд, право на отдых и досуг, право на свободное выражение своих взглядов, на свободу ассоциаций и другое [28].
Мы исходим из того, что ребёнок, в частности ребенок старшего дошкольного возраста, должен быть социально защищен от любых форм проявления по отношению к нему жестокости и насилия; должна быть оказана психолого-педагогическая поддержка и созданы благоприятные условия для его гармоничного и всестороннего развития и становления.
Учреждение дополнительного образования является одним из социальных институтов, в котором проходит социализации ребенка на разных возрастных этапах. Сегодня можно говорить о социальном заказе для учреждений дополнительного образования, где должны быть созданы определенные условия для ребенка в приобретении не только знаний и умений, но и в раскрытии природного творческого потенциала, приобретении им нового социального опыта при взаимодействии с окружающим миром и овладении разными социальными ролями.
По мнению ученых, дополнительное образование является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов [2], А.Я. Журкина [22], М.Б.Коваль [26] и др.) и творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма. С этой точки зрения творчество - не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
Дошкольный возраст - сенситивный период, опосредующий отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений, это период активного освоения социального пространства. Ребёнок обогащает свой социальный опыт взаимодействия с людьми через общение с близкими взрослыми и со сверстниками, через сюжетно-ролевую игру и т.п. По нашему мнению, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.
Учреждение дополнительного образования отличается в первую очередь, высокой степенью вариативности своих программ. Это способствует тому, что ребенок дошкольного возраста совместно с родителями могут выбрать одно или несколько образовательных направлений, которые бы отвечали интересам и способностям ребенка, а также и запросу самих родителей
Противоречия: между необходимостью в проведении социально-­педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для специалистов учреждений дополнительного образования.
Проблема исследования: что должно входить в содержание социально-педагогической деятельности с детьми в учреждении дополнительного образования?
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с детьми в учреждении дополнительного образования».
Ограничение: социально-педагогическая деятельность
осуществляется по многим направлениям, поэтому дать характеристику всем направлениям в данной работе не представляется возможным. В связи с этим мы вводим ограничения, и будем рассматривать социально-педагогическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: процесс социально-педагогической
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: на основе методических и эмпирических методов исследования разработать комплекс мероприятий по социально­-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности, должна осуществляться на основе разработанного комплекса мероприятий с учетом выделенных направлений (педагогическое сопровождение детей и педагогическое консультирование родителей), форм (игра, упражнение, совместное мероприятие детей и родителей, мастер-класс, педагогические консультации).
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие «творческие способности»;
2) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
3) определить направления и формы социально-педагогической деятельности со старшими дошкольниками, имеющими творческие способности, в учреждении дополнительного образования;
4) проанализировать работу учреждения ДО по вопросу социально-­педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические - анкетирование, опрос, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования «Гармония» города Тавды.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества старшего дошкольника, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Основными показателями творческих способностей, являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Старший дошкольный возраст - это развитие очень важного периода, идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта старшего дошкольника, развития речи и подготовки к письму.
Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик и исключительно благоприятен для педагогических воздействий старшего дошкольника. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка детей старшего дошкольного возраста достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Они более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.
Старший дошкольный возраст - это дети от 5 до 6-7 лет. Старший дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований: произвольности, креативности, детской компетентности, становления нравственной позиции и возникновение обобщённо­интеллектуальных переживаний. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Социально-педагогическая деятельность - направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие личности ребенка, освоения им социокультурного опыта и направлено на создание условий для его самореализации в обществе.
Направления социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности: развивающая деятельность, социально­педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование родителей.
Формы социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности: индивидуальные и групповые формы обучения, а также обучение в малых группах, творческие проекты, занятия, мастер-классы и творческие лаборатории.
Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности. Оно способствует расширению культурного пространства, самореализации и стимулирует ее творческое развитие. Дополнительное образование не предлагает ребенку готовые условия.
В качестве примера социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими творческие способности приведем анализ работы Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра творческого развития и гуманитарного образования «Гармония» города Тавды Свердловской области.
Это многопрофильное учреждение дополнительного образования, представляющее собой целостную систему дополнительного образования, призванную развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, обеспечивать образовательные потребности детей и подростков в области дополнительного образования Тавдинского городского округа.
МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» предоставляет детям старшего дошкольного возраста возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включая их в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Мы провели диагностику с целью выявления креативности, оценки социальной успешности, проявления активности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей с целью выявления образовательного запроса и анкетирование педагогов с целью реализации социально-педагогического сопровождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня коллектив МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» г. Тавда идет в ногу со временем, является конкурентоспособным и развивающимся учреждением дополнительного образования в Свердловской области. МАОУ ДО ЦТР и ГО «Гармония» входит в состав некоммерческой организации «Ассоциация учреждений дополнительного образования детей Свердловской области», которая бала создана в 2011 году с целью развития системы дополнительного образования детей в Свердловской области. Учредителями выступили 12 ведущих образовательных учреждений региона.
ЦТР и ГО «Гармония» проводит социально-педагогическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих творческие способности направленную на социальное самоопределение и самореализацию, творческое и личностное развитие, через социально­педагогическое сопровождение детей, на повышение уровня родительской компетентности через педагогическое консультирование родителей.
Мы провели первичную диагностику с целью определения, содержания социально-педагогической деятельности с детьми в учреждении дополнительного образования и выявили, что это могут быть мероприятия по развитию уровня креативности и развития социальной успешности детей старшего дошкольного возраста, имеющих творческие способности, а также мероприятия на повышение уровня родительской компетентности и повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов.
Нами был разработан комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих творческие способности, родителей и педагогов. Мы предполагаем, что данный комплекс мероприятий поможет повысить уровень креативности и социальной успешности в процессе социально-педагогической деятельности детей старшего дошкольного возраста, в процессе продуктивной и игровой деятельности, будет способствовать установлению уважительных, партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, а также повысит мастерство педагогов и родительскую компетентность. Он достаточно удобен и прост, может применяться педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и родителями.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С.6-8.
3. Беляева Л.А.,. Беляева М.А Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М.А. Галагузова. Вып.3. Екатеринбург, 1998. С.185-197.
4. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Наука, 2013. 399 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: ИЦ «Академия», 2006. 440 с.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2002. 160 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Педагогика, 1973. 96 с.
10. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: пособие для психологов и педагогов: М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 128 с.
11. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего
дошкольного возраста (5-7 лет)
http://mdou27.ucoz.ru/publ/vozrastnye_i_individualnye_osobennosti_razvitija _detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_5_7_let/1-1-0-14 (дата обращения: 03.02.2018).
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2013. 534 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
14. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2003. 106 с.
15. Гладилина И. Развитие творческих способностей в учебно-­воспитательной деятельности // Воспитание школьников. 2008. №9. С. 14-17...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ