Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Работа №97342

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
1.1. Здоровьесбережение как основное требование к процессу обучения
учителей в педагогическом вузе 14
1.2. Методологические подходы здоровьесберегающей
вокальной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе 22
1.3. Педагогические условия здоровьесберегающей вокальной
подготовки учителей музыки в педагогическом вузе 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОСНОВ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 44
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 49
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85


Актуальность исследования обусловлена тем, что образовательный процесс в высшей школе, в музыкально-педагогическом вузе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление студентов при подготовке к профессиональной деятельности, к работе в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования. Современное социокультурное пространство характеризуется сменой приоритетов и ценностей. Научно технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к сохранению здоровья и учителей, и студентов, и школьников. На этом фоне развитие и функционирование организма может приводить к переутомлению, к появлению различных патологических состояний. Анализ профессиональной деятельности учителя музыки показывает, что сферой повышенной ответственности, так и сферой повышенной опасности является его вокально-речевая деятельность.
Требования к владению студентами музыкально-педагогических вузов основами вокально-речевой культуры, к готовности обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся нашли отражение в ряде федеральных программ, в документах ФГОС ВО Минобрнауки России, разделенное ГО недавно на два ведомства: министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. В опубликованных правительственных документах РФ говорится: «Министерству просвещения будут переданы "функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания". Министерство науки и высшего образования займется выработкой и реализацией "государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов". (https://rg.ru/2018/05/15/minobrnauki-rf-razdeleno-na-dva-vedomstva.html). В
этих новых условиях надо полагать, что проблема оздоровления учащихся остается актуальной на всех уровнях Российского образования.
В законодательстве РФ понятие «охрана здоровья» определяется как совокупность мер не только медицинского, но и педагогического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Право на охрану здоровья будущего учителя музыки обеспечивается созданием благоприятных условий труда и отдыха, а также предоставлением в процессе учебы доступной медицинской помощи и достоверной информации о состоянии здоровья и причинах его нарушения.
В последнее время активизировались исследования касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования (Майя Алексеевна Забоева, 2013, Ирина Юрьевна Кокаева 2011, Ольга Рафаиловна Кокорина 2012, Татьяна Николаевна Малярчук, 2009, Марина Николаевна Теречева 2015, Наталия Владимировна Третьякова 2014 и др.), в которых замечено, что медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют поведенческую основу. В то же время данные задачи не в полной мере реализуются в высших учебных заведениях при вокальной подготовке учителя музыки к его профессиональной деятельности. Не уделяется должного внимания рассмотрению проблемы здоровьесбережения в процессе музыкального, особенно вокального образования, оценке того, какой ценой достигнут тот или иной результат.
Голосовой аппарат имеет огромное социальное значение, а для лиц вокально-речевых профессий, является основным орудием производства, инструментом, обеспечивающим профессиональную деятельность. Учителю музыки, хормейстеру (подобно артистам жанра оперетты и драмы) в процессе работы приходится постоянно менять голосовой режим, переходя от речи к пению и наоборот. Неправильный режим работы вызывает заболевания голосового аппарата и может привести к потере голоса.
В связи с этим наиболее актуальными являются вопросы сохранения здоровья голоса при помощи специальных мероприятий, составляющих раздел фониатрии - гигиену голоса. Меры личной профилактики и гигиены голоса не могут быть стандартными для всех и должны изменяться в зависимости от специфики работы. Певец может обладать хорошим здоровьем, хорошими голосовыми данными, но нарушая правила гигиены при обучении пению или при профессиональной работе, он может утратить лучшие качества голоса и не достичь истинного мастерства.
Здоровьесберегающие основы обучения студентов педагогических вузов еще не представлены широко в практике вокальной подготовки учителя музыки. Поиск и прогнозирование новых методик и технологий, соответствующих форм организации учебной деятельности и нового ее содержания имеют большое значение в практике преподавания музыкальных дисциплин.
Возникновение проблемы и актуальность ее исследования определяется рядом противоречий между:
- потребностью общества в высоком уровне здоровья подрастающего поколения, между требованием образовательного стандарта к вокальной подготовке будущего учителя музыки и недостаточной результативностью существующих образовательных концепций и педагогических средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья в процессе вокальной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе;
- возрастающей потребностью научного (педагогического) обоснования целесообразности осуществления здоровьесбережения личности в условиях высшего педагогического образования и отсутствием целостной концепции самоорганизации здоровьесберегающей разговорной и певческой
деятельности студентов вуза.
- между сложившимися в практике образования подходами к осуществлению образовательного процесса путем повышения учебных нагрузок, ведущих к переутомлению учащихся, что отрицательно сказывается на их здоровье и необходимостью разработки и внедрения в практику вузовской подготовки учителей музыки здоровьесберегающих технологий постановки и сохранения голоса, а также профилактики голосовых расстройств;
В связи с вышеизложенным проблема нашего исследования заключается в выявлении и уточнении педагогических условий здоровьесбережения при вокальной подготовке студента музыкально-педагогического вуза.
Целесообразность разрешения этой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Здоровьесберегающие основы вокальной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе».
Цель исследования: разработка педагогических условий сохранения здорового голосового аппарата в процессе вокальной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе.
Объект исследования: профессиональная вокальная подготовка
учителя музыки.
Предмет: педагогические условия здоровьесбережения вокальной подготовки учителя музыки
Гипотеза: Голос учителя музыки будет находиться в здоровом состоянии, если:
педагогические условия здоровьесбережения вокальной подготовки учителя музыки;
- научить студента, будущего учителя музыки владеть основными приемами постановки вокальной и сценической речи при переходе от бытового звукообразования к певческому;
- будут разработаны способы самостоятельной работы студентов по функционированию, сохранению и восстановлению голосового аппарата, включающие дыхательные и артикуляционные гимнастики и ритмический «физвокализ».
Задачи исследования:
1. Выявить факторы, оказывающие существенное влияние на функционирование голосового аппарата учителя музыки в речи и пении.
2. Определить подходы, способствующие здоровьесберегающей вокальной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе.
3. Обосновать педагогические условия для функционирования голоса и разработать способы его воспитания и сохранения в процессе вокальной подготовки в педагогическом вузе.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность реализации педагогических условий процесса формирования здоровьесберегающей вокальной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе.
Методологической основой исследования явились здоровьесберегающий и здоровьеформирующий подходы в образовании (Н.П. Абаскалова, О.Р. Кокорина, Н.Н. Малярчук, Н.В. Третьякова и др.), психолого-педагогическая теория о структуре и содержании деятельности (Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теория личностно-ориентированного образования (В. В. Сериков, И. С. Якиманская); идеи психологов и физиологов об особенностях работы мышечного аппарата человека (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Е. П. Ильин, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский); основные положения теории и методики организации педагогического исследования (В. С. Безрукова, B.И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Г. М. Цыпин); теория общих и специальных музыкальных способностей (Б. В. Асафьев, C. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); положения теории голосообразования и дыхания (Н. Д. Андгуладзе, Л. Б. Дмитриев, В. П. Морозов, Л. Д. Работнов, Г. П. Стулова, Р. Юссон); идеи о функционировании голосового аппарата в норме и паталогии (Ю. С. Василенко, К. В. Злобин, А. М. Егоров, И. И. Левидов, И. Максимов, А. Митранович-Моджиевска, Л. Д. Работнов, М. И. Фомичев); теоретические положения о специфике постановки певческого голоса (В.А. Багадуров, И. И. Левидов, Л. Б. Дмитриев, Д. Е. Огороднов и др.), положения о специфике постановки голоса в сценической речи (И. П. Козлянинова, К. С. Станиславский, Э. М. Чарели).
В ходе исследования использовались совокупность теоретических и эмпирических методов: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, валеологической, медицинской, музыковедческой, вокально-методической литературы по исследуемой проблеме; изучение законодательно-нормативных документов развития музыкального образования, его здоровьесберегающей направленности в вузе; организация и проведение опытно-поисковой работы; тестирование, опрос, фониатрический осмотр, наблюдение, статистическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: Институт музыкального и художественного образования ФБГОУ ВО Уральского государственного педагогического университета (ИМХО, УрГПУ) г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе принимали участие 50 студентов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены методологические подходы к здоровьесберегающей вокальной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе: культурологический (формирование у студентов музыкально¬педагогического вуза устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в процессе освоения вокально-речевой культуры учителя музыки); компетентностный (владение основными приемами постановки вокальной и
сценической речи) экологический - (адаптации к новым климатическим, географическим и санитарно-гигиеническим условиям певческой
деятельности); личностно-деятельностный (осознание студентом личной ответственности за здоровье голосового аппарата и всего организма); аксиологический (формирование у студентов отношения к здоровью голосового аппарата как основополагающей ценности); информационный (формирование у людей речевых и голосовых профессий, учителей музыки знаний о правилах и принципах здорового образа жизни (ЗОЖ), соблюдение этих правил на практике).
2. Для реализации процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве вуза, способствующего повышению эффективности вокальной подготовки учителя музыки, определен комплекс следующих педагогических условий: способность студента выносить ценностно-оценочные суждения о качествах звучания своего здорового голосового аппарата (слуховой самоконтроль); способность к мышечному самоконтролю функционирования здорового голосового аппарата в процессе пения; владение способами релаксации голосового аппарата (мышц лица, шеи, плечевого пояса); владение способами предупреждение простудных заболеваний (фарингит, ларингит, трахеит, ринит, ОРВИ, грипп); способность сохранения качества звучания здорового голосового аппарата при совмещении пения с игрой на музыкальном инструменте и сценическим движением; сохранение качества звучания здорового голосового аппарата при переходе от речи к пению и от пения к речи.
3. Выделены основные компоненты процесса здоровьесбережения, необходимые для музыкально-педагогической и музыкально¬
исполнительской деятельности учителя музыки: соматический (отвечающий за моторную и сенсорную функцию и контролируемый волей человека), когнитивный (связанный с повышением уровня педагогического самосознания), эмоциональный (самый выраженный компонент кризисного состояния учителя музыки). Этапами здоровьесберегающих основ вокальной подготовки учителя музыки явились: мотивационно-целевой, знаниевый, операционно-деятельностный.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Определена структура и содержание понятия «здоровьесберегающие основы» вокальной подготовки учителя музыки, под которым понимается процесс сохранения и укрепления студентом собственного здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью будущих учеников в процессе певческой деятельности.
2. Выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на функционирование голосового аппарата учителя музыки в речи и пении: прогнозирование нарушений звучания голоса и речи, профилактика голосовых заболеваний, охрана функционирования органов голосового аппарата и улучшения общего (физического и психического) здоровья студентов вуза.
Практическая значимость исследования определяется
разработанными и внедренными в практику вокальной подготовки учителя музыки методическими рекомендациями по профилактике и сохранению здорового голосового аппарата в речи и пении; составленными комплексами гимнастик для голоса и для мозга с позиций здоровьесбережения; применением ритмического физвокализа в самостоятельных и аудиторных занятиях, в сольном и ансамблевом и хоровом пении.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Здоровьеясбережение является показателем эффективности вокальной подготовки студентов музыкально-педагогических вузов к профессиональной деятельности. Определена структура и содержание понятия «здоровьесберегающие основы» вокальной подготовки учителя музыки, под которым понимается процесс сохранения и укрепления студентом собственного здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью будущих учеников в процессе певческой деятельности.
2. Основными методологическими подходами к здоровьесберегающей вокальной подготовке учителя музыки являются: культурологический (формирование у студентов музыкально-педагогического вуза устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в процессе освоения вокально-речевой культуры учителя музыки); компетентностный (владение основными приемами постановки вокальной и сценической речи) экологический - (адаптации к новым климатическим, географическим и санитарно¬гигиеническим условиям певческой деятельности); личностно¬деятельностный (осознание студентом личной ответственности за здоровье голосового аппарата и всего организма); аксиологический (формирование у студентов отношения к здоровью голосового аппарата как
основополагающей ценности); информационный (формирование у людей речевых и голосовых профессий, учителей музыки знаний о правилах и принципах ЗОЖ, соблюдение этих правил на практике).
3. Установлены общие закономерности нарушения голосообразования под воздействием неблагоприятных экологических факторов; при низком уровне адаптации к новым климатическим и географическим условиям; при отсутствии ценностных установок в использовании разных певческих манер и вокального репертуара сольного, ансамблевого и хорового пения; при неумелом методическом переходе от речи к пению; при незнании и несоблюдении правил и принципов ЗОЖ, вызывающих переутомление, нарушении режима труда и отдыха.
4. Основными компонентами процесса здоровьесбережения, необходимыми для музыкально-педагогической и музыкально-исполнительской
деятельности учителя музыки являются соматический (отвечающий за моторную и сенсорную функцию и контролируемый волей человека), когнитивный (связанный с повышением уровня педагогического самосознания), эмоциональный (самый выраженный компонент кризисного состояния здоровья учителя музыки).
5. Для реализации процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве вуза, способствующего повышению эффективности вокальной подготовки учителя музыки, определен комплекс следующих педагогических условий: способность студента выносить ценностно-оценочные суждения о качествах звучания своего здорового голосового аппарата (слуховой самоконтроль); способность к мышечному самоконтролю функционирования здорового голосового аппарата в процессе пения; владение способами релаксации голосового аппарата (мышц лица, шеи, плечевого пояса); владение способами предупреждение простудных заболеваний (фарингит, ларингит, трахеит, ринит, ОРВИ, грипп). Способность сохранения качества звучания здорового голосового аппарата при совмещении пения с игрой на музыкальном инструменте и сценическим движением; сохранение качества звучания здорового голосового аппарата при переходе от речи к пению и от пения к речи.
Личный вклад автора заключается в изучении состояния проблемы; в участии проводимой опытно-поисковой работы; в выступлениях на научно-практических конференциях с докладами о результатах исследования; публикации научных работ по исследуемой проблеме.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями - соответствием содержания опытно-поисковой работы выдвинутой гипотезе и задачам исследования, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных по содержанию задачам исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе участия автора в международных и всероссийских научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов в городе Екатеринбурге. Результаты диссертационного исследования сообщались в виде докладов на кафедре музыкального образования ИМХО УрГПУ г. Екатеринбурга. Основные положения исследования нашли отражение в публикациях автора в журналах и сборниках научных статей и тезисов докладов, в том числе в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.
Внедрение результатов исследования в практику проходило в процессе опытно-поисковой деятельности автора в «Институте музыкального и художественного образования» Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на функционирование голосового аппарата учителя музыки в речи и пении: повышение эффективности обучения возможно за счет прогнозирования нарушений голоса и речи, профилактики голосовых заболеваний, охраны функционирования органов голосового аппарата и улучшения общего (физического и психического) здоровья студентов.
2. Определены методологические подходы к здоровьесберегающей
вокальной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе: культурологический формирование у студентов музыкально - педагогического вуза устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в процессе освоения вокально-речевой культуры учителя музыки); компетентностный (владение основными приемами постановки вокальной и сценической речи) экологический - (адаптации к новым климатическим, географическим и санитарно-гигиеническим условиям певческой
деятельности); личностно-деятельностный (осознание студентом личной ответственности за здоровье голосового аппарата и всего организма); аксиологический (формирование у студентов отношения к здоровью голосового аппарата как основополагающей ценности); информационный (формирование у людей речевых и голосовых профессий, учителей музыки знаний о правилах и принципах ЗОЖ, соблюдение этих правил на практике).
3.Этапами здоровьесберегающих основ вокальной подготовки учителя музыки явились: мотивационно-целевой, знаниевый, операционно¬деятельностный.
Выделены основные компоненты процесса здоровьесбережения, необходимые для музыкально-педагогической и музыкально¬исполнительской деятельности учителя музыки. Здоровье человека рассматриваемое как единство физического и психического состояния, включает следующие компоненты: соматический (отвечающий за моторную и сенсорную функцию и контролируемый волей человека), когнитивный (связанный с повышением уровня педагогического самосознания), эмоциональный (самый выраженный компонент кризисного состояния здоровья учителя музыки).
5. Теоретически обоснован и проверен в ходе опытно-поисковой работы комплекс педагогических условий сохранения здоровья студентов вуза в процессе вокальной подготовки: способность студента выносить ценностно¬оценочные суждения о качествах звучания своего здорового голосового аппарата (слуховой самоконтроль); способность к мышечному самоконтролю функционирования здорового голосового аппарата в процессе пения; владение способами релаксации голосового аппарата (мышц лица, шеи, плечевого пояса); владение способами предупреждение простудных заболеваний (фарингит, ларингит, трахеит, ринит, ОРВИ, грипп). Способность сохранения качества звучания здорового голосового аппарата при совмещении пения с игрой на музыкальном инструменте и сценическим движением; сохранение качества звучания здорового голосового аппарата при переходе от речи к пению и от пения к речи.
6. Результаты опытно-поисковой работы, проходившей в институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета подтвердили эффективность реализации педагогических условий процесса формирования здоровьесберегающей вокальной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе.
Введение данных условий позволяет успешно решать вопросы здоровьесбережения в процессе вокальной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе.
Разработанные нами методические рекомендации, лекционные и практические занятия, фониатрические осмотры и голосовая терапия свидетельствуют о сохранении исполнительского аппарата в разных рабочих режимах, при переходе от речевого звукообразования к певческому. У студентов появилась личная ответственность за состояние голосового аппарата и всего организма, а также у многих проявился интерес к изучению развития и сохранения голоса детей, мальчиков и девочек в разные возрастные периоды.
Таким образом, здоровьесберегающий подход к вокальной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе представляет значительный интерес для исследователей и в дальнейшем может стать предметом изучения применительно к другим видам музыкально-исполнительской деятельности и к разным возрастным группам.



1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. / Е. С. Алмазова. М. : Просвещение, 1973. - 151 с.
2. Аникеева З.И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Кишинев «Штиница», 1985. - 173 с.
3. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голос. М., Л. : Музгиз, 1952. - 191 с.
4. Безрукова, В. С. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: 1992. - 94 с.
5. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике,
(опыт, проблемы, перспективы) /Урал.гос.пед.ун-т;
Рос.гос.проф.пед.ун-т. Екатеринбург, 2005. - 208 с.
6. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. М. : Наука, 1966. - 172 с.
7. Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. М.: Дипак, 2013. - 396 с.
8. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус яз. и литература» М., «Просвещение», 1977. - 176 с.
9. Вербов А. М. Техника постановки голоса. М.: 1961. 52 с.
10. Вилунас Ю.Г. Дыхание, несущее здоровье. СПб: ИК «Комплект», 1997. 347 с.
11. Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей [Текст] / Д. К. Вильсон; пер. с англ. - М. : Медицина, 1990, - 448 с.
12. Гарсиа М. Школа пения. / пер. В.А. Багадурова. М.: Музгиз, 1957. - 127 с.
13. Гутман Оскар Гимнастика голоса. Руководство по развитию и правильному употреблению органов голоса в пении. Система правильного дыхания. С 5-го немецкого издания. Издание Вече типография и литография Б. Авидона, Моховая 41. Спб. 1899. - 74 с.
14. Деражне И.Я. Новое в фониатрии. Труды 2 съезда оторялингологов УССР. Киев, 1950.
15. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. - 675 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ