Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия моделирования и виды моделей 6
1.2. Развитие математических представлений дошкольника в процессе
работы с моделями 11
1.3. Анализ программ по развитию математических представлений
детей дошкольного возраста с точки зрения использования в них математического моделирования 18
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 25
2.1. Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие математических
представлений с использованием моделирования 44
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия моделирования и виды моделей 6
1.2. Развитие математических представлений дошкольника в процессе
работы с моделями 11
1.3. Анализ программ по развитию математических представлений
детей дошкольного возраста с точки зрения использования в них математического моделирования 18
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 25
2.1. Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие математических
представлений с использованием моделирования 44
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Главная цель Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - развитие личности. В процессе математического образования в детском саду происходит развитие детей, в том числе и их математических представлений. Развитие математических представлений относится к познавательному развитию.
Образовательная область «Познавательное развитие» отражает два направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир [ФГОС ДО]. Содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений включает в себя: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
В большей степени математика способствует развитию интеллекта ребенка, мышления, и развитие математических представлений направлено на подготовку дошкольника к изучению математики в начальной школе. Задача воспитателя не сформировать математические знания, а развить ребенка, научить его средствами математики познавать окружающий мир. Поэтому нам нужны современные средства обучения, которые позволяют не давать знания в готовом виде, а заставляют ребенка исследовать, добывать знания самостоятельно.
Одним из средств обучения математике является моделирование, которое удовлетворяет современные требования. Математическое моделирование помогает ребёнку при использовании предметных, предметно схематических, графических моделей в активной форме овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.
Проблема моделирования являлась актуальной для многих зарубежных и отечественных ученых. Так, например, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, полагали, что содержание и методы обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирование представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания. Н.И. Непомнящая исследовала возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач. Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящая, А.И. Кириллова своих работах рассматривали закономерность познания детьми количественных и функциональных зависимостей в развитии представлений. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева большое значение придавали способностям дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений. Л.А. Венгер, считал, что в наглядной и доступной для ребенка форме отражают скрытые свойства и связи того или иного объекта у ребенка развивается мышление с помощью специальных схем, моделей.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте» является актуальной.
Объект исследования - процесс развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - моделирование как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Цель исследования - выявить и обосновать, возможность использования моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «моделирование».
3. Определить значение использования моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать возможность использования моделирования как
средства развития математических представлений у дошкольников.
5. Проанализировать программы по развитию математических представлений детей дошкольного возраста с точки зрения использования в них математического моделирования.
6. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать и внедрить комплекс игровых упражнений, направленных на развитие математических представлений с использованием моделирования.
8. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования - теоретические методы: изучение и анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, сравнительно - сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение; эмпирические методы: беседа, наблюдение, моделирование, сравнение, обобщение.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, Н.И. Непомнящей, К.Д. Ушинского и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и подобранные игры и задания можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при формировании у них элементарных математических представлений.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 53» г. Полевского.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Образовательная область «Познавательное развитие» отражает два направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир [ФГОС ДО]. Содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений включает в себя: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
В большей степени математика способствует развитию интеллекта ребенка, мышления, и развитие математических представлений направлено на подготовку дошкольника к изучению математики в начальной школе. Задача воспитателя не сформировать математические знания, а развить ребенка, научить его средствами математики познавать окружающий мир. Поэтому нам нужны современные средства обучения, которые позволяют не давать знания в готовом виде, а заставляют ребенка исследовать, добывать знания самостоятельно.
Одним из средств обучения математике является моделирование, которое удовлетворяет современные требования. Математическое моделирование помогает ребёнку при использовании предметных, предметно схематических, графических моделей в активной форме овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.
Проблема моделирования являлась актуальной для многих зарубежных и отечественных ученых. Так, например, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, полагали, что содержание и методы обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирование представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания. Н.И. Непомнящая исследовала возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач. Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящая, А.И. Кириллова своих работах рассматривали закономерность познания детьми количественных и функциональных зависимостей в развитии представлений. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева большое значение придавали способностям дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений. Л.А. Венгер, считал, что в наглядной и доступной для ребенка форме отражают скрытые свойства и связи того или иного объекта у ребенка развивается мышление с помощью специальных схем, моделей.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте» является актуальной.
Объект исследования - процесс развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - моделирование как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Цель исследования - выявить и обосновать, возможность использования моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «моделирование».
3. Определить значение использования моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать возможность использования моделирования как
средства развития математических представлений у дошкольников.
5. Проанализировать программы по развитию математических представлений детей дошкольного возраста с точки зрения использования в них математического моделирования.
6. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать и внедрить комплекс игровых упражнений, направленных на развитие математических представлений с использованием моделирования.
8. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования - теоретические методы: изучение и анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, сравнительно - сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение; эмпирические методы: беседа, наблюдение, моделирование, сравнение, обобщение.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, Н.И. Непомнящей, К.Д. Ушинского и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и подобранные игры и задания можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при формировании у них элементарных математических представлений.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 53» г. Полевского.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Исследование показало, что целью современной системы дошкольного образования является развитие способностей каждого ребенка, которое связано с воспитанием личности. Решая, поставленные задачи мы определяем уровень развития сформированности математических представлений ребенка.
В современной научно-педагогической литературе, моделирование рассматривается, как процесс применения наглядных моделей в процессе развития математических представлений у дошкольников.
По мнению Л.А. Венгера «Моделирование - это вид знаково - символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели. Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Изучив научные исследования и применив их практике, пришли к выводу, что именно наглядные модели доступны для детей дошкольного возраста.
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, является актуальной.
Сравнительный анализ общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» проходил строго в соответствии с требованиями программного содержания.
В программе «Детство» заложены основы наглядности, счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, модели. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. Именно на наглядной основе дети производят практические действия, у детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образное и наглядно - действенное мышление.
В современном мире, формирование и развитие математических представлений предусмотрены программными требованиями, которые включены в Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная его цель - всестороннее развитие детей, подготовка к успешному овладению математики в школе.
Проведенная опытно - поисковая работа по развитию математических представлений старшего дошкольного возраста посредством моделирования, показала хорошие результаты, а именно:
-позволила открыть отношения между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
-улучшила понимание детей структуры и взаимосвязи составных частей предмета;
-повысила наблюдательность детей, дала ему возможность заметить особенности окружающего мира.
А главное использование моделирования позволяет повысить уровень развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Все виды использования моделирования в детском саду: предметное моделирование, предметно - схематическое моделирование, графическое моделирование, дали положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
В современной научно-педагогической литературе, моделирование рассматривается, как процесс применения наглядных моделей в процессе развития математических представлений у дошкольников.
По мнению Л.А. Венгера «Моделирование - это вид знаково - символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели. Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Изучив научные исследования и применив их практике, пришли к выводу, что именно наглядные модели доступны для детей дошкольного возраста.
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, является актуальной.
Сравнительный анализ общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» проходил строго в соответствии с требованиями программного содержания.
В программе «Детство» заложены основы наглядности, счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, модели. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. Именно на наглядной основе дети производят практические действия, у детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образное и наглядно - действенное мышление.
В современном мире, формирование и развитие математических представлений предусмотрены программными требованиями, которые включены в Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная его цель - всестороннее развитие детей, подготовка к успешному овладению математики в школе.
Проведенная опытно - поисковая работа по развитию математических представлений старшего дошкольного возраста посредством моделирования, показала хорошие результаты, а именно:
-позволила открыть отношения между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
-улучшила понимание детей структуры и взаимосвязи составных частей предмета;
-повысила наблюдательность детей, дала ему возможность заметить особенности окружающего мира.
А главное использование моделирования позволяет повысить уровень развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Все виды использования моделирования в детском саду: предметное моделирование, предметно - схематическое моделирование, графическое моделирование, дали положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Подобные работы
- Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Применение игровых технологий в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2020 - Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с математической сказкой
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Современные средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование счетных палочек Х.Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



