ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия моделирования и виды моделей 6
1.2. Развитие математических представлений дошкольника в процессе
работы с моделями 11
1.3. Анализ программ по развитию математических представлений
детей дошкольного возраста с точки зрения использования в них математического моделирования 18
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 25
2.1. Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие математических
представлений с использованием моделирования 44
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Главная цель Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - развитие личности. В процессе математического образования в детском саду происходит развитие детей, в том числе и их математических представлений. Развитие математических представлений относится к познавательному развитию.
Образовательная область «Познавательное развитие» отражает два направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир [ФГОС ДО]. Содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений включает в себя: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
В большей степени математика способствует развитию интеллекта ребенка, мышления, и развитие математических представлений направлено на подготовку дошкольника к изучению математики в начальной школе. Задача воспитателя не сформировать математические знания, а развить ребенка, научить его средствами математики познавать окружающий мир. Поэтому нам нужны современные средства обучения, которые позволяют не давать знания в готовом виде, а заставляют ребенка исследовать, добывать знания самостоятельно.
Одним из средств обучения математике является моделирование, которое удовлетворяет современные требования. Математическое моделирование помогает ребёнку при использовании предметных, предметно схематических, графических моделей в активной форме овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.
Проблема моделирования являлась актуальной для многих зарубежных и отечественных ученых. Так, например, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, полагали, что содержание и методы обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирование представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания. Н.И. Непомнящая исследовала возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач. Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящая, А.И. Кириллова своих работах рассматривали закономерность познания детьми количественных и функциональных зависимостей в развитии представлений. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева большое значение придавали способностям дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений. Л.А. Венгер, считал, что в наглядной и доступной для ребенка форме отражают скрытые свойства и связи того или иного объекта у ребенка развивается мышление с помощью специальных схем, моделей.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте» является актуальной.
Объект исследования - процесс развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - моделирование как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Цель исследования - выявить и обосновать, возможность использования моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «моделирование».
3. Определить значение использования моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать возможность использования моделирования как
средства развития математических представлений у дошкольников.
5. Проанализировать программы по развитию математических представлений детей дошкольного возраста с точки зрения использования в них математического моделирования.
6. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать и внедрить комплекс игровых упражнений, направленных на развитие математических представлений с использованием моделирования.
8. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования - теоретические методы: изучение и анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, сравнительно - сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение; эмпирические методы: беседа, наблюдение, моделирование, сравнение, обобщение.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, Н.И. Непомнящей, К.Д. Ушинского и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и подобранные игры и задания можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при формировании у них элементарных математических представлений.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 53» г. Полевского.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Исследование показало, что целью современной системы дошкольного образования является развитие способностей каждого ребенка, которое связано с воспитанием личности. Решая, поставленные задачи мы определяем уровень развития сформированности математических представлений ребенка.
В современной научно-педагогической литературе, моделирование рассматривается, как процесс применения наглядных моделей в процессе развития математических представлений у дошкольников.
По мнению Л.А. Венгера «Моделирование - это вид знаково - символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели. Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Изучив научные исследования и применив их практике, пришли к выводу, что именно наглядные модели доступны для детей дошкольного возраста.
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, является актуальной.
Сравнительный анализ общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» проходил строго в соответствии с требованиями программного содержания.
В программе «Детство» заложены основы наглядности, счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, модели. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. Именно на наглядной основе дети производят практические действия, у детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образное и наглядно - действенное мышление.
В современном мире, формирование и развитие математических представлений предусмотрены программными требованиями, которые включены в Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная его цель - всестороннее развитие детей, подготовка к успешному овладению математики в школе.
Проведенная опытно - поисковая работа по развитию математических представлений старшего дошкольного возраста посредством моделирования, показала хорошие результаты, а именно:
-позволила открыть отношения между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
-улучшила понимание детей структуры и взаимосвязи составных частей предмета;
-повысила наблюдательность детей, дала ему возможность заметить особенности окружающего мира.
А главное использование моделирования позволяет повысить уровень развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Все виды использования моделирования в детском саду: предметное моделирование, предметно - схематическое моделирование, графическое моделирование, дали положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
1. Аргинская, И. П. Математика [Текст] / И. П. Аргинская, Е. С. Бененсон, И. С. Итина. Самара: Учебная литература, 2003. - 102с.
2. Арапова, Н. И. Формирование и развитие математических способностей в детском саду [Текст] / Н. И. Арапова . -М.: Мозаика - синтез, 2007.-282с.
3. Белошистая, А. В. Знакомство с арифметическими действиями [Текст] / А. В. Белошистая. // «Обруч».2005.№ 9. С. 10-14.
4. Белошистая, А. В. Формирование элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. -М.: Мозаика - синтез, 2007. - 400с.
5. Бондаренко, А. К. Учимся играя [Текст] / А.К. Бондаренко. -М.: ПРОСПЕКТ,2003. - 23с.
6. Венгер, Л. А. Психология дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер. М.: Просвещение, 2009. -327с.
7. Вербенец, А. М. Обследование отношений предметов детьми дошкольного возраста при использовании моделей [Текст] / А. М. Вербенец. М.: Просвещение, 2002.-147с.
8. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ,2017.- 52с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст]./ Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 2001.-162с.
10. Гобава, М. А. Математическое развитие дошкольника [Текст] / М. А. Гобава. М.: Сфера, 2015.- 37с.
11. Гончар, В. В. Модульное оригами [Текст]/ В. В. Гончар. М.: Айрис- пресс, 2010. - 23с.
12. Давыдов, В. В. Развивающие обучение детей [Текст] / В. В. Давыдов. М.: Школа-Пресс: 2008. - 75с.
13. Детство [Текст]: примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб: ООО ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.- 280с.
URL http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Child.pdf(дата обращения: 21.02.2018).
14. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. Челябинск: ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2010.¬56с.
15. Дьяченко О. М. Развиваем умственные способности детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Дьяченко.// Дошкольное воспитание, 1997. - № 10.- С. 33 - 41.
16. Дыбина, О. В. Играя познанию предметный мир [Текст] / О. В. Дыбина. // «Обруч». 2007.- №4. С. 78с.
17. Егошина, С. Н. Математическое моделирование в детском саду [Текст] / С.Н. Егошина. //Молодой ученый 2015. - №23. С. 12-24.
18. Елжова, Н. Н. Методическая копилка для воспитателей дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. Н. Елжова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 239с.
19. Елжова, Н. Н. Формы работы в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. Н. Елжова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 42с.
20. Еникиев, М. И. Психологический энциклопедический словарь./М. И. Еникиев. М.: Издательский центр Академия, 2008. - 549с.
21. Ерофеева, Т. И. Развивающая математика [Текст]: настольная книга воспитателя./ Т. И Ерофеева. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 54с.
22.Заведенко, Н. Н. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания [Текст] / Н. Н. Заведенко. // «Ребенок в детском саду» 2006. - № 9. С. 22- 30.
23.Запорожец, А. В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. [Текст] / А. В. Запорожец. М.: Владос, 1985. -47с.
24. Интеграция образовательных областей в ДОУ [Текст] / под ред.О. В. Дыбиной. М.: Сфера, 2012. - 79с.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А Козлова, Т. А.Куликова. М.: Академия, 2007. - 324с.
26. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов. / Т. С. Комарова. М.: Сфера, 2005. - 21с.
27. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки [Текст] / Е. В. Колесникова. М.: Сфера, 2016. - 24с.
28. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / А. М. Леушина. М.: Просвещение, 1974. - 368с.
29. Лебеденко, Е. Н. Формируем представления о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Лебеденко. //Дошкольное воспитание 2003.- № 11. С. 20 - 32.
30. Лепчанская, И. А. Функционирование и развитие ДОУ [Текст] / И. А. Лепчанская. М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 21с.
31. Локоть, Н. В. Использование объемной модели при формировании временных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Локоть. // Дошкольное воспитание 1992. - № 2. С. 24 - 30.
32. Малова, Л. С. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Л. С. Малова. М.: Айрис - пресс, 2013. - 24с.
33. Монтессори, М. Дом ребёнка [Текст] / М. Монтессори. - Изд. 8 - е.- М.: Задруга, 2015. - 257с.
34. Мекляева, Ю. Н. Интегрированные занятия по формированию элементарных математических представлений в ДОУ [Текст] / Ю. Н. Мекляева. // Ребенок в детском саду. 2009. -№ 4. С. 22-28.
35. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова и др. СПб :ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 384с.
36. Новосёлов, С. А. Современные проблемы математического образования в период детства [Текст] / С. А. Новосёлов, Л. В. Воронина. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2015. - 45с.
37. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова. - СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.- 96с.
38. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 2010. - 76с.
39. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / И. В. Никишина. - Волгоград, 2014.- 254с.
40. Нищева, Н. В. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.В. Нищева. -М.: Детство-Пресс,2014. - 14с.
41.Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В. Петровского. М.: Издательский центр Академия, 2008. - 78с.
42.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 368с.
43. Панфелова, А. П. Психология общения [Текст] / А. П. Панфелова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 54с.
44. Парамонова, Л. Л. Конструируем, играем, развиваемся [Текст] / Л. Л. Парамонова. //Дошкольное образование. 2007.-№17. С. 12-18.
45. Позина, В. А. Комплексные занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада [Текст] / В. А.Позина. -М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 357с.
46. Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие [Текст] /. И. Г. Песталоцци, Я. А Коменский, Ж. Ж. Руссо. - М., 1987. - 236с.
47. Репина, Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками [Текст] / Г.А. Репина. Смоленск, 2004. - 132с.
48. Рихтерман, Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. М.: Просвещение, 1991. - 47с.
49. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / И. А. Савенков.// Дошкольное воспитание. 2006.-№1. С.6- 10.
50. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Д. Сажина. М.: Сфера, 2008. - 147с.
51. Сапогова, В. Д. Ребенок шести лет [Текст] / В. Д. Сапогова. Тула, 1992. - 54с.
52. Ткаченко, Т. А. Занимательные символы [Текст] / Т. А. Ткаченко. М.:, Прометей, 2003. - 76с.
53. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. [Текст] / Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 84с.
54. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1991. - 43с.
55. Фасий, И. М. Процесс экспериментирования с детьми шести лет [Текст] / И.М. Фасий. М.: Просвещение, 2001. - 30с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL:
http: //d2 5101. edu3 5. ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do (дата обращения: 21.02.2018)
57. Федаренко, Е. Ю. Развивающие системы образования [Текст] / Е. Ю. Федаренко. М.: Просвещение, 2007. - 42с.
58. Хоменко, И. Н. Психологическая диагностика, игровые технологии [Текст] / И. Н. Хоменко. Волгоград, 2012. - 257с.
59. Шарабаева, Т. В. Формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников [Текст] / Т. В. Шарабаева. Воркута, 2011. - 271с.
60. Шилова, Л. И. Моделирование как метод познания и обучения [Текст] / Л.И. Шилова. // Дошкольное образование. 2007. - №4. С. 14-21.
61. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: Академия, 1998. -272с.