ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА АВТОБИОГРАФИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ СОФЬИ КОВАЛЕВСКОЙ 8
1.1 Проблема автобиографизма в литературе. 8
1.2 Исторический обзор литературного творчества Софьи Ковалевской. 14
2. СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ КАК ЛИТЕРАТОР И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ 21
2.1 Анализ произведений Ковалевской в аспекте автобиографического жанра 21
2.2 Актуальные проблемы идеологического характера в повести Ковалевской
«Нигилистка» 32
2.3 Постмодернистские игры с жанром автобиографии в повести Элис Манро
«Слишком много счастья» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Все мы знаем Софью Васильевну Ковалевскую, как величайшего ученого, первую в России женщину математика. Но мало кто догадывается о том, что помимо математики одним из главнейших её увлечений была литература. Поскольку Ковалевская была человеком талантливым и разносторонним, активно участвующим в общественной жизни, для нее было невозможным замкнуться лишь в кругу специальных научных занятий. Софья Васильевна говорила о том, что она постоянно тянулась к наблюдениям над жизнью, к рассказам. Иными словами, в жизни Ковалевской, как человека неординарного, особое место получила связь между литературой и математикой.
Ковалевскую сильно волновали события, свидетелем которых она являлась и в России, и Западной Европе. Она внимательно следила за развитием общественного движения в стране. Ей доставляло огромное удовольствие наблюдать за достижениями русского реалистического искусства и литературы, много времени и сил отдавала своим разнообразным творческим планам. Незадолго до смерти в одном из писем Ковалевская признавалась, что всю жизнь не могла решить, к чему у нее было больше склонности - к математике или к литературе.
Огромный вклад, внесенный замечательным ученым в русскую и мировую математическую науку, оставил в тени литературное наследие Ковалевской, но, несмотря на это, лучшие страницы ее мемуаров, повестей и других произведений свидетельствуют о незаурядном художественном даровании автора.
В соответствии с ФГОС программа литературного образования направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, способностей».
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
Как правило, межпредметные связи на уроках литературы устанавливаются со смежными гуманитарными предметами, такими как: русский язык, изобразительное искусство, музыка и история. Мы видим, что математические дисциплины среди вышеперечисленных отсутствуют. Тем интереснее становится возможный выбор произведений великого русского математика - Софьи Ковалевской для проведения мероприятий, направленных на укрепление межпредметных связей в процессе обучения.
Современные школьники знают о Софье Ковалевской немного. Её портреты можно очень часто встретить в кабинетах математики, однако подробной информации о ней и об её открытиях в современных учебниках не встречается. Лишь в пособии Г. И. Глейзер «История математики в школе», предназначенного для факультативных занятий учеников 7-8 классов, есть статья, посвященная Софье Васильевне. В этой статье приводятся некоторые отрывки из автобиографического произведения Ковалевской, которые могут вызвать среди учащихся наибольший интерес: например о том, кок во время ремонта, из-за нехватки обоев, одну из детских комнат в доме маленькой Сони, оклеили листами с дифференциальными и интегральными исчислениями: «Листы эти, испещренные странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя мое внимание... От долгого, ежедневного созерцания, внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти...».
Актуальность работы обусловлена тем, что литературное творчество Софьи Ковалевской освещено наукой довольно слабо. Большинство научных работ справедливо фокусируются на её математической деятельности. А в свете относительно недавней публикации повести «Слишком много счастья», где Ковалевская является главной героиней, автора Элис Манро, канадской писательницы, поучившей Нобелевскую премию, интерес к жизни и литературной деятельности математика, в частности, возрастает. Кроме того, деятельность Ковалевской интересна с точки зрения межпредметных связей между литературой и математикой, поскольку данные связи оказывают существенное влияние на становление мировоззрения любой личности.
Особое место в системе школьных предметов занимает литература и ее взаимосвязи с другими школьными дисциплинами. Развитие когнитивных интересов учащихся на уроках литературы с опорой на межпредметные связи составляет актуальную задачу обучения.
Объектом нашей выпускной квалификационной работы является литературное творчество Софьи Васильевны Ковалевской, а также повесть Элис Манро «Слишком много счастья».
Предмет работы - произведения Софьи Ковалевской и о Софье Ковалевской в аспекте компаративистики и межпредметных связей.
Цель работы - охарактеризовать литературное творчество С. В. Ковалевской, проанализировав её произведения и повесть Э.Манро.
Задачи работы.
1. Изучить проблему автобиографизма в литературе и возможности «биографии» в литературе постмодернизма.
2. Опираясь на существующие исследования, предложить исторический обзор литературного творчества С. В. Ковалевской.
3. Проанализировать биографические мотивы в произведениях Ковалевской.
4. Выявить актуальные проблемы идеологического характера в повести Ковалевской «Нигилистка».
5. Рассмотреть повесть Элис Манро «Слишком много счастья» в аспекте постмодернистской игры с жанром биографии.
Методология. В соответствии с намеченной целью и задачами были определены следующие методы исследования:
• сравнительно-сопоставительный анализ литературы, посвященной проблеме автобиографизма и биографической литературы о Софье Ковалевской, а также её художественных произведений.
• герменевтический метод - как способ прочтения современной писательницей Элис Манро наследия Софьи Ковалевской.
Во время написания работы мы опирались на научные работы П. Я. Полубариновой-Кочиной, посвященные Ковалевской, а так же на статьи Г. Брандеса (под редакцией Полубариновой-Кочиной), в которых он говорит о литературной деятельности Софьи Васильевны. Кроме того, мы обращались к работам, посвященным автобиографизму Е. М. Болдыревой, Ф. Лежёна, О. А. Большова, И. П. Карпова, а также к статьям М. Н. Липовецкого, посвященных постмодернизму.
Практическая значимость заключается в том, что нами был обобщен материал, посвященный литературному творчеству Софьи Васильевны Ковалевской. На примере её творчества мы показали роль межпредметных связей в развитии человеческой личности. В дальнейшем эта информация может послужить основой для подготовки элективного курса по литературе для старших классов в школе. Кроме того, на базе данной работы возможно проведение межпредметного факультатива литературы и математики.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава состоит из двух параграфов и посвящена теоретико-литературным проблемам автобиографизма и историческому обзору литературного творчества Софьи Ковалевской. Во второй главе мы рассматриваем Софью Ковалевскую как литератора, на примере ее произведений, и, как литературного героя, на примере повести Элис Манро «Слишком много счастья». Вторая глава состоит из трёх параграфов.
Безусловно, главным делом всей жизни Софьи Ковалевской была математика, где она совершила множество очень важных открытий. Именно как выдающаяся женщина-математик она известна всему миру. Но, поскольку Ковалевская была воистину гениальным человеком, она обладала также и литературным даром, который, возможно, не был таким ярким, поскольку не сумел раскрыться в полной мере. Но, несмотря на это и те произведения Софьи Васильевны, которые нам известны, находят свои отклик среди читателей.
Как мы уже отметили, жизнь Ковалевской была довольно яркой и насыщенной, а местами и очень тяжелой, полной противостояний и борьбы за своё счастье. Не случайно снято немало художественных фильмов, посвященных жизненному пути великого математика: «Софья Ковалевская» 1956 г., «Гора на тёмной стороне луны» 1983 г., «Софья Ковалевская» 1985 г., «Достоевский» 2011 г. и др.
Но не только в кинематографе, а также и в современной литературе судьба Ковалевской вызвала живой интерес. В этой работе была затронута тема автобиографизма и возможности биографии в литературе постмодернизма. В первой главе мы разграничили понятия «биографии» и «биографизма», а так же дали характеристику литературному творчеству Софьи Ковалевской. Далее мы рассмотрели наиболее известные произведения автора. «Воспоминания детства» были рассмотрены в аспекте автобиографического жанра. Для этого мы обращались не только к тексту самого произведения, но также и к воспоминаниям близких людей Ковалевской. Анализ повести «Нигилистка» основывался на актуальных проблемах идеологического характера эпохи 70-х годов Х1Хвека, эпохи, когда движение революционного народничества переживало глубокий кризис, когда в России наступила пора глухой реакции. Освещая события недавнего прошлого, Ковалевская попыталась воскресить в памяти читателей время мощного революционного подъема 1870-х годов.
В завершении работы мы изучили, как с помощью постмодернистской игры с биографией, канадская писательница Элис Манро в повести «Слишком много счастья» смогла показать нам небольшой жизненный этап Софьи Васильевны. Манро пишет: «Я открыла для себя героиню повести «Слишком много счастья», Софью Ковалевскую, когда искала совсем другие сведения в энциклопедии «Британника». То, что эта женщина была и писательницей, и математиком, сразу вызвало у меня интерес, и я принялась читать всё, что могла о ней найти».
Поскольку Софья Ковалевская в первую очередь была математиком, изучение её литературного творчества в школе возможно организовать в рамках межпредметных связей с математическими дисциплинами. Совместно с преподавателем математики, сопоставив информацию о Софье Ковалевской, как об ученом и как о литераторе, мы можем предложить проведение элективного курса по литературе для учеников 7-8 классов, связанного с литературным творчеством Софьи Ковалевской. Обратившись к «Воспоминаниям детства», учащиеся смогут поближе познакомиться с историей жизни Софьи Васильевны, а так же сравнить эту повесть с уже известными им автобиографическими произведениями других авторов (Л. Н. Толстого и М. Горького).
В 2019 году обязательной формой мониторинга качества подготовки учащихся 9-тых классов по русскому языку стало итоговое собеседование. Во время проведения данного мероприятия, ученики должны показать свои навыки выразительного чтения, пересказа текста с привлечением дополнительной информации, подготовить монологическое высказывание по одной из выбранных тем и выстроить диалог с экзаменатором-собеседником. Для того чтобы учащиеся смогли познакомиться и разобраться с новой для них формой сдачи экзамена, Федеральным институтом педагогических измерений были разработаны типовые варианты контрольно-измерительных материалов для подготовки к устному собеседованию. Одним из предложенных вариантов является текст о знаменитой русской ученой Софье Ковалевской. В связи с этим возможным было бы познакомиться и с литературным творчеством великого математика, изучив автобиографическое произведение «Воспоминания детства» в рамках элективного курса по литературе.
Кроме того, особо интересной для изучения в рамках осуществления межпредметных связей будет пьеса, написанная совместно с А.-Ш. Леффлер - «Борьба за счастье», в которой Ковалевская основывает свою художественную гипотезу на примере работы французского математика А. Пуанкаре о дифференциальных уравнениях. Подробнее это произведение мы рассмотрели в параграфе 1.2. На основе изучения этой пьесы возможно провести несколько факультативных уроков литературы в 10-11 классах, поскольку именно тогда происходит изучение дифференциальных уравнений на уроках алгебры.
В старших классах мы также можем обратиться к повести Элис Манро «Слишком много счастья» и на примере этого произведения показать, как осуществляется прием постмодернистской игры с автобиографией Софьи Ковалевской.
Помимо связей с математикой, к изучению литературного творчества Ковалевской можно подключить и историю. В учебнике «История России» за 10 класс под редакцией Ляшенко, О. В. Голубева, Е. В. Симонова есть параграф, посвященный достижениям российской науки во второй половине XIX века, где упоминается и о Софье Ковалевской. Также в учебнике есть упоминание о таком социо-культурном явлении России 1860-х годов, как нигилизм. В связи с этим будет уместным обратиться к повести «Нигилистка», о которой мы подробно говорили в нашей работе. Кроме того, этому произведению можно посвятить факультативные занятия, параллельно изучая на уроках литературы романы И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где также обсуждаются проблемы идеологического характера. Интересным будет сравнение мужской и женской точки зрения на этот вопрос.
Таким образом, изучая творчество С. В. Ковалевской как литератора ученики смогут больше узнать о том, как происходило становлении личности первой в России женщины-математика, познакомиться с её жизненной позицией и взглядами на мир. Во всём этом им помогут «Воспоминания детства» и «Нигилистка». Кроме того, учащиеся смогут наглядно увидеть, как математическая теория может применяется не только для решения каких-либо задач, но и для написания литературного произведения.