Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания старшеклассников в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристикастаршеклас-
сников 6
1.2. Гражданское воспитание: понятие, функции, цель,
задачи 15
1.3. Формы, методы и средства гражданского воспитания
старшеклассников в школе 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по гражданскому воспитанию на примере МАОУ «СОШ №157» г. Екатеринбург 35
2.1. Анализ деятельности школы по гражданскому воспитанию
старшеклассников 35
2.2. Первичная диагностика гражданской воспитанности
старшеклассников 41
2.3. Комплекс мероприятий по гражданскому воспитанию
старшеклассников в школе 48
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения
Актуальность данной темы обуславливается тем, что одной из важнейших проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения. А так как в условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества гражданственности необходимо у него формировать.
И какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы не происходили в нашем обществе, какие быотношения не складывались между различными слоями населения, поколениями людей, всегда останется актуальной проблема создания системы воспитания молодёжи.
Гражданственность - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010- 2020годы»[56].
Анализ педагогической литературы показал, что вопрос гражданского воспитания во многом решались такими педагогами как Я.А.Коменский[20], К.Д.Ушинский [51], А.С.Макаренко [30], В.А.Сухомлинский [48], П.Ф.Каптерев, этими же вопросами занималась советская педагогика. Различные аспекты гражданского воспитания также представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская [10], В.Г. Бочарова [11], О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев [29], Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская [45], А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов [55], М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова [58], Е.А. Ямбург [60] и др.).
Противоречием одной стороны, существует необходимость в гражданском воспитании старшеклассников в школе, а с другой стороны содержанию гражданского воспитания уделяют недостаточное внимание в практической деятельности школы.
Проблема исследования: каким должно быть содержание гражданского воспитания старшеклассников в школе.
Тема исследования: «Гражданское воспитание старшеклассников в школе».
Объект исследования: процесс гражданского воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: содержание гражданского воспитания старшеклассников в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по гражданскому воспитанию старшеклассников в школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сформировать гражданственность у старшеклассников школе возможно, если разработать и реализовать соответствующий комплекс мероприятий, предполагающий использование разных форм (экскурсии, кружки, секции, конференции, соревнования и др.) и методов (информирования, наглядноиллюстративных, практической деятельности, стимулирования творческой деятельности, контроля и лр.) работы.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую характеристику старшеклассников;
2) Рассмотреть понятие «гражданское воспитание», его цели, задачи и функции;
3) Изучить формы, методы и средства гражданского воспитания старшеклассников;
4) Проанализировать деятельность МАОУ «СОШ №157» г. Екатеринбург по гражданскому воспитанию старшеклассников;
5) Провести первичную диагностику гражданской воспитанности у старшеклассников в школе.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение; эмпирические: анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №157 г. Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время правовое воспитание становится важным аспектом воспитания полноценной разносторонней личности. Период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота относят к старшему школьному возрасту. Личность детей старшего подросткового возраста складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе.
К данному возрастному периоду относят учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы, согласно периодизации Д. Б. Эльконина.
В этом возрастном периоде учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшие подростки отчетливо осознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Гражданское воспитание - целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств личности человека, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности.
Целью гражданского воспитания является:
- воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Также гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.
Задачами гражданского воспитания школьников являются: формирование правосознания; формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину; формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, городу, селу; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Функции гражданского воспитания разделяются на три категории: образовательные, воспитательные, развивающие. Также гражданственность имеет такие структурные компоненты как: когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный.
Метод воспитания - этоспособ воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения.Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданского воспитания, можно выделить следующие группы методов: методы формирования гражданского сознания;методы организации гражданской деятельности;методы стимулирования гражданского поведения;методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств.
Также формой воспитания являются способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Выделяют индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы работы.
В МАОУ «СОШ №157» деятельность по гражданскому воспитанию детей старшего подросткового возраста носит ситуативный и эпизодический характер, приуроченный к отдельным праздничным датам. Как видно из анализа в ОУ нет систематической плановой деятельности по гражданскому воспитанию, а также не наблюдается никакой специально разработанной программы по гражданскому воспитанию старшеклассников. Также стоит отметить, что деятельность осуществляется не в полном объеме: основная воспитательная работа ведется во втором полугодие, а в течение первых двух четвертей учебного года гражданскому воспитанию учащихся внимания уделяется значительно меньше...
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Владос, 2009. 348 с.
2. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2005. 427 с.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара, 1999. 155 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 211 с.
5. Бим-БадБ.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 734 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2009. 400 с.
7. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М.: Флинта, 2008. 196 с.
8. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ // Методист. 2012. № 1. С.7-10.
9. Большой юридический словарь. Издательский центр «Академия», 2010. 858 с.
10. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М. - Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с
11. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие. М.: Аргус, 1994. 207с.
12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999. 538 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 671 с.
14. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. 54 с.
15. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное
образование. 2005. № 6. 62 с...