Организация правового воспитания старшеклассников в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания старшеклассников в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2. Правовое воспитание: понятие, сущность 14
1.3. Организация правового воспитания старшеклассников в школе:
ресурсы, этапы, направления 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания старшеклассников в школе 36
2.1. Из опыта работы Муниципального автономного общеобразова
тельного учреждения средней общеобразовательной школы №137 по организации правового воспитания старшеклассников 36
2.2. Программапо организации правового воспитания старшеклассников
в школе 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 69
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания старшеклассников в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2. Правовое воспитание: понятие, сущность 14
1.3. Организация правового воспитания старшеклассников в школе:
ресурсы, этапы, направления 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания старшеклассников в школе 36
2.1. Из опыта работы Муниципального автономного общеобразова
тельного учреждения средней общеобразовательной школы №137 по организации правового воспитания старшеклассников 36
2.2. Программапо организации правового воспитания старшеклассников
в школе 48
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 69
Актуальность исследования:В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, образовательная программа должна отражать гражданскую позицию обучающегося, обучающийся должен осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок, обладать чувством собственного достоинства, осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Правовое воспитание -это целенаправленный, систематический процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, под которой понимается внутреннее духовно-правовое состояние, к котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах.
В настоящее время правовое воспитание является общегосударственной задачей, так как качество и показатели правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, развитие и построение в Российской Федерации правового государства.
Начинать работу по правовому воспитанию следует в образовательных организациях, а именно в школе. Особенно это важно для старшеклассников, так как в этом возрасте происходит: открытие «Я», появление рефлексии, осознание своей индивидуальности, необходимость самоопределения, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов.
Организация правового воспитания в школе позволяет:
• установить общие цели;
• подготовить конкретный план работы;
• сформировать ресурсное обеспечение для выполнения мероприятий плана;
- скоординировать деятельность педагогических работников.
В научной литературе над проблемой правового воспитания работали такие ученые как: ГранатН.Л., КейзеровН.М., КаминскаяВ.И., РатиновА.Р., Эли- асбергН.И. и др., над проблемой же организации правового воспитания работали: Абашкина О.Н., Зимина Н.В., Суворова Н.Г., Проява Л.В.,СухаревА.Я, и др.
Таким образом, все выше сказанное обусловило актуальность выбранной темы.
Противоречие исследования: между важностью правового воспитания старшеклассников и отсутствием целенаправленной деятельности в школе по решению данной проблемы.
Проблема исследования: как организовать правовое воспитание старшеклассников в школе?
Тема исследования: «Организация правового воспитания старшеклассников в школе».
Объект исследования:правовое воспитание старшеклассников в школе.
Предмет исследования:ресурсы, этапы, направления правового воспитания старшеклассников в школе.
Цель исследования:на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу организации правового воспитания старшеклассников в школе.
Гипотеза исследования:вероятно, организация правового воспитания осуществляется, если работа ведется планомерно и включает этапы (мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно-коррекционный), ресурсы (финансовые, кадровые, материально-технические, информационно-методические), направления (работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с обучающимися).
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста;
2) рассмотреть сущность понятия «правовое воспитание»;
3) определитьресурсы, этапы и направления организации правового воспитания старшеклассников в школе;
4) проанализироватьуровень правовой воспитанности
старшеклассников.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы, систематизация, обобщение, сравнение;
• эмпирические - анализ документов, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №137 (МАОУ-СОШ №137).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Правовое воспитание -это целенаправленный, систематический процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, под которой понимается внутреннее духовно-правовое состояние, к котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах.
В настоящее время правовое воспитание является общегосударственной задачей, так как качество и показатели правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, развитие и построение в Российской Федерации правового государства.
Начинать работу по правовому воспитанию следует в образовательных организациях, а именно в школе. Особенно это важно для старшеклассников, так как в этом возрасте происходит: открытие «Я», появление рефлексии, осознание своей индивидуальности, необходимость самоопределения, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов.
Организация правового воспитания в школе позволяет:
• установить общие цели;
• подготовить конкретный план работы;
• сформировать ресурсное обеспечение для выполнения мероприятий плана;
- скоординировать деятельность педагогических работников.
В научной литературе над проблемой правового воспитания работали такие ученые как: ГранатН.Л., КейзеровН.М., КаминскаяВ.И., РатиновА.Р., Эли- асбергН.И. и др., над проблемой же организации правового воспитания работали: Абашкина О.Н., Зимина Н.В., Суворова Н.Г., Проява Л.В.,СухаревА.Я, и др.
Таким образом, все выше сказанное обусловило актуальность выбранной темы.
Противоречие исследования: между важностью правового воспитания старшеклассников и отсутствием целенаправленной деятельности в школе по решению данной проблемы.
Проблема исследования: как организовать правовое воспитание старшеклассников в школе?
Тема исследования: «Организация правового воспитания старшеклассников в школе».
Объект исследования:правовое воспитание старшеклассников в школе.
Предмет исследования:ресурсы, этапы, направления правового воспитания старшеклассников в школе.
Цель исследования:на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу организации правового воспитания старшеклассников в школе.
Гипотеза исследования:вероятно, организация правового воспитания осуществляется, если работа ведется планомерно и включает этапы (мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно-коррекционный), ресурсы (финансовые, кадровые, материально-технические, информационно-методические), направления (работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с обучающимися).
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста;
2) рассмотреть сущность понятия «правовое воспитание»;
3) определитьресурсы, этапы и направления организации правового воспитания старшеклассников в школе;
4) проанализироватьуровень правовой воспитанности
старшеклассников.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы, систематизация, обобщение, сравнение;
• эмпирические - анализ документов, анкетирование, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №137 (МАОУ-СОШ №137).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время правовое воспитание старшеклассников является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально-педагогический характер, обращенной к развитию потребностей в правомерном поведении и уважительном отношении подрастающего человека к праву.
Старшеклассник - это возраст от 15-18 лет, переход от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Вступая в жизнь старшеклассникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
Под правовым воспитанием мы будем понимать целенаправленный, систематизированный процесс по формированию в человеке идей права, воспитание уважения к закону и правопорядку. Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида. Результатом правового воспитания является правовая воспитанность. В своей работе мы будем использовать структуру правовой воспитанности СоболевойМ.А., которая выделяет три компонента: система правовых знаний; наличие ценностных ориентаций и мотивов соблюдения правовых норм;правовые умения -готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями.
В организации правового воспитания целесообразно использовать программно-целевой подход. Программно-целевой подход - это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация программы.
В рамках нашего исследования был проведен анализ документовМА- ОУ-СОШ №137. Нормативно-правовые акты в данной школе представлены в 60
полном объеме, анализ документов (Устав, должностная инструкция) позволяет сделать вывод, что в данной школе осуществлением организационной деятельности занимается руководящий персонал, непосредственно директор школы и заместитель по воспитательной работе, их полномочия прописаны в должностных инструкциях. Анализ программы работы школы позволяет сделать вывод, что правовое воспитания в МАОУ-СОШ №137 основывается на трех основных направлениях: работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с обучающимися, но в программе не в полной мере отражены ресурсы и этапы организации правового воспитания. Анализ плана работы классных руководителей 11-х классов, показал, что в них не четко прописаны цели. Работа по правовому воспитанию ведется эпизодически, не всегда соотносится с программой школы. Анализ работы по правовому воспитанию родителей обучающихся показал, что несмотря на то, что в школе ведется работа с родителями по правовому воспитанию, не все родители имеют представление о правах, обязанностях и ответственности как своих, так и детей.
Проведено исследование на определение уровня правовой воспитанности, в котором принимало участие 35-ть обучающихся 11-х классов, у 68% (24 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень правовой воспитанности, высокий уровень правовой воспитанности наблюдается у 9% (3 чел.) обучающихся, низкий уровень правовой воспитанности наблюдается у 23% (8 чел.) обучающихся.
Данные результаты диагностики позволяют судить о том, что организация правового воспитания находится не на должном уровне. Поэтому мы сочли необходимым разработать программу, основываясь на программноцелевом подходе, по организации правового воспитания всех участников образовательного процесса, которая включается в себя: ресурсы, этапы и направления организации правового воспитания.
Ресурсы: финансовые, кадровые, материально-технические, информационно-методические.
Этапы: мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно-коррекционный.
Направления: работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с обучающимися.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Старшеклассник - это возраст от 15-18 лет, переход от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Вступая в жизнь старшеклассникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
Под правовым воспитанием мы будем понимать целенаправленный, систематизированный процесс по формированию в человеке идей права, воспитание уважения к закону и правопорядку. Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида. Результатом правового воспитания является правовая воспитанность. В своей работе мы будем использовать структуру правовой воспитанности СоболевойМ.А., которая выделяет три компонента: система правовых знаний; наличие ценностных ориентаций и мотивов соблюдения правовых норм;правовые умения -готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями.
В организации правового воспитания целесообразно использовать программно-целевой подход. Программно-целевой подход - это такой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация программы.
В рамках нашего исследования был проведен анализ документовМА- ОУ-СОШ №137. Нормативно-правовые акты в данной школе представлены в 60
полном объеме, анализ документов (Устав, должностная инструкция) позволяет сделать вывод, что в данной школе осуществлением организационной деятельности занимается руководящий персонал, непосредственно директор школы и заместитель по воспитательной работе, их полномочия прописаны в должностных инструкциях. Анализ программы работы школы позволяет сделать вывод, что правовое воспитания в МАОУ-СОШ №137 основывается на трех основных направлениях: работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с обучающимися, но в программе не в полной мере отражены ресурсы и этапы организации правового воспитания. Анализ плана работы классных руководителей 11-х классов, показал, что в них не четко прописаны цели. Работа по правовому воспитанию ведется эпизодически, не всегда соотносится с программой школы. Анализ работы по правовому воспитанию родителей обучающихся показал, что несмотря на то, что в школе ведется работа с родителями по правовому воспитанию, не все родители имеют представление о правах, обязанностях и ответственности как своих, так и детей.
Проведено исследование на определение уровня правовой воспитанности, в котором принимало участие 35-ть обучающихся 11-х классов, у 68% (24 чел.) обучающихся наблюдается средний уровень правовой воспитанности, высокий уровень правовой воспитанности наблюдается у 9% (3 чел.) обучающихся, низкий уровень правовой воспитанности наблюдается у 23% (8 чел.) обучающихся.
Данные результаты диагностики позволяют судить о том, что организация правового воспитания находится не на должном уровне. Поэтому мы сочли необходимым разработать программу, основываясь на программноцелевом подходе, по организации правового воспитания всех участников образовательного процесса, которая включается в себя: ресурсы, этапы и направления организации правового воспитания.
Ресурсы: финансовые, кадровые, материально-технические, информационно-методические.
Этапы: мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно-коррекционный.
Направления: работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с обучающимися.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Правовое воспитание старшеклассников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание старшеклассников в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация правового воспитания школьников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание в системе работы современной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание, как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание старших подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Гражданское воспитание старшеклассников в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





