Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой ответственности у подростков в школе 6
1.1. Школа как социальный институт 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового
возраста 14
1.3. Правовая ответственность: понятия, виды, характеристика 27
1.4. Формы и методы формирования правовой ответственности у
старших подростков в школе 36
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой ответственности у подростков на примере МАОУ СОШ №28 г.
Екатеринбурга 47
2.1. Из опыта работы школы № 28 по формированию
правовой ответственности у старшихподростков 47
2.2. Комплекс мероприятий поформированию правовой ответственности
устарших подростков в школе № 28 62
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложения 82
На этапе формирования мощного правового государства, развитие демократизма в стране, укрепление дисциплины и организованности, напрямую зависит от уровня правового сознания и правовой ответственности населения. Каждому гражданину необходимо не только знать и уметь использовать свои права и свободы, но и быть готовыми исполнить свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Для того чтобы происходило дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни, необходимо формирование правовой ответственности у подростков.
Каждое новое поколение, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания подростков, а, следовательно, и на формирование правовой ответственности, которые требуют тщательной разработки.
Проблема формирования правовой ответственности личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность исследования. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми подростки, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние три года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. Число неработающих и не учащихся трудоспособных подростков, совершивших преступления, возросло почти в два раза. В подростковой среде растет чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне.
Теоретическая основа исследования представлена работами следующих ученых: социально-педагогическая проблема формирования правовой ответственности проанализирована в работе Г.П. Давыдова, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова; реализация правового образования и воспитания в учебновоспитательной практике рассматривается в исследованиях Д.М.Маллаева, Т.В. Синюковой, Н.Г. Суворовой; формирование правовой ответственности в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.А. Сластенина; для выявления основных факторов правового воспитания как педагогического процесса, большое значение имеют теоретические положения и выводы А.М. Кухта, Б.Т. Лихачева, Е.И. Замылина, Д.Ш. Ситдикова.
Противоречие: между необходимостью формирования правовой ответственности у старших подростков в школе и недостаточной разработанностью содержания работ педагогов по формированию правовой ответственности у старших подростков в урочной и внеурочной деятельности.
Проблема исследования: как формировать правовую ответственность у старших подростков в школе?
Тема исследования: «Формирование правовой ответственности у подростков в школе».
Объект исследования: процесс формирования правовой ответственности у старших подростков в школе.
Предмет исследования: формирование правовой ответственности у старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по формированию правовой ответственности у старших подростков в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование правовой ответственности у старших подростков в школе будет успешно, если будет разработан и частично апробирован комплекс мероприятий по формированию правовой ответственности у старших подростков.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику школе как социальному институту
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.
3. Проанализировать понятие «правовая ответственность», виды и характеристику.
4. Рассмотреть формы и методы формирования правовой ответственности у старших подростков в школе.
5. Проанализировать работу школы № 28 по формированию правовой ответственности у старших подростков.
6. Провести первичную диагностику уровня сформированности правовой ответственности у старших подростков в школе № 28.
Методы исследования:
-теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
-эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы (68) и приложений (1).
Школа - это учебное заведение для получения общего образования.
В политике современного образования, для школы, как социального института, характерны следующие признаки:
• приоритет общечеловеческих ценностей с точки зрения гуманистического характера образования;
• воспитание в учащихся трудолюбивого гражданина, уважающего права и свободы человека, и любящего Родину, природу и семью;
• свобода образования и многообразие мнений в нём;
• единая взаимосвязь образовательного и культурного пространства;
• защита и развитие традиций и национальных культур с учётом особенностей многонационального государства;
• открытость всей системы образования;
• адаптивность современного образования к потребностям каждого обучающегося;
• светский характер образования, как на уровне государственных, так и на уровне муниципальных образовательных учреждений;
• автономность образовательных учреждений и демократичный характер управления ими.
Особенностями современной российской школы являются: отношение к учёбе, как к труду и активное участие государства в развитии и управлении воспитательной и образовательной системы школы.
Благодаря школе, как социальному институту, совершенствуются социальные отношения, формируются человеческие формы общественного богатства, утверждаются нравственные и правовые нормы в качестве основных регуляторов жизни общества.
В школе реализуется урочная и внеурочная деятельность, где внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Старший подростковый возраст - (возрастные границы 16-17 лет), характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием старшего подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Старший подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Старший подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.
Психологические задачи старших подростков этого возраста могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Правовая ответственность - это применение к правонарушителю по решению компетентного органа мер государственного принуждения, в результате которых гражданин или иное лицо претерпевает отрицательные последствия личного или имущественного характера.
Правовая ответственность старших подростков -необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия. Ответить, дать ответ, отозваться, отчитаться за свою деятельность. Понести же ответственность означает понести наказание за свои поступки.
Виды правовой ответственности: уголовная ответственность, административная, дисциплинарная, материальная, гражданская, финансовая, семейная, конституционная.
Функции правовой ответственности: карательная, восстановительная, воспитательная, обеспечительная, охранительная, частнопревентивная, общепревентивная.
Принципов правовой ответственности, определяющих ее нормы и пределы, достаточно много. Среди них можно выделить основные: принцип законности, принцип виновной ответственности, индивидуализации, неотвратимости, скорейшего наступления правовой ответственности, целесообразности.
Правовая ответственность, как сложный процесс, включает следующие составные части: субъект правовой ответственности; объекты правовой ответственности; содержание формирования правовой ответственности, которая выражается в приобщении людей к политико-правовым ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.д.; формы и методы формирования правовой ответственности - это конкретные способы организации правового процесса. К ним относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, правовое просвещение, самовоспитание...
1. Антонов .А. Изучаем права человека. М.: Вита-пресс, 2007. 89 с.
2. Аплетаев М.Н. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров школ, учителей и студентов педвузов. Омск: ОГПИ, 1989. 77 с.
3. Батурина Г.И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (старшие школьники): пособие для воспитателей и учителей. М.: Школьная пресса, 2013. 115 с.
4. Бейлинсон В.Г. Азбука прав человека. М., 2004. 102 с.
5. Болотина Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизма общего образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.180 с.
6. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период. Психологические теории подросткового возраста: Хрестоматия/Сост. М.К. Павлова. М.,: АНО ПЭБ, 2008. С. 52-61.
7. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М., 2012. 122 с.
9. Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.,1996. 24 с.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академический проект: Трикста, 2006. 256 с.
11. Воронина М. И. Социальные институты современной России. М.: Педагогика, 1987. 187 с.
12. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений. М.: Литера, 2002. 198 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста. Собрание сочинений в 6 т. М., 2004. т. 3, 4. 432 с.
14. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность. М.: Альфа-М, 2005. 686 с.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с...