Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации правового просвещения старших подростков в общеобразовательной организации 7
1.1. Правовое просвещение: определение, цели, задачи 7
1.2. Этапы и содержание организации правового просвещения в
школе 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 21
Глава 2. Опытно поисковая работа по организации правового просвещения старших подростков в школе на примере Частного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы «Индра» г. Екатеринбурга 29
2.1. Опыт работы Частного общеобразовательного учреждения
Средней общеобразовательной школы «Индра» по организации правового просвещения старших подростков 29
2.2. Первичная диагностика правовой грамотности старших
подростков в ЧОУ СОШ «Индра» 39
2.3. Проект организации правового просвещения старших подростков
в общеобразовательной организации 46
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложения
Актуальность темы исследования. Потребность в правовом просвещении старших подростков в школе вызвана рядом объективных причин. Первая из них - это формирование новых общественных отношений в современном российском обществе, которые предполагают более высокий уровень правовой грамотности граждан РФ как субъектов активно участвующих в демократических процессах современной России. Но к сожалению, ситуация в нашей стране характеризуется тем, что процессы приобщения к правовым нормам не подкрепляются правовыми традициями, в массовом сознании людей законы не являются безусловной ценностью из-за низкого уровня правовых знаний. В связи с этим, целесообразно ставить задачу формирования правовой грамотности через правовое просвещение на этапе обучения в общеобразовательной организации, поскольку в этот период данный процесс можно сделать системным и планомерным, что позволит обеспечить позитивную динамику в уровне правовой грамотности старших подростков.
Вторая причина - это необходимость реализации на уровне конкретной школы «Основ госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.). В ней, в п.6 утверждается, что эта политика осуществляется «.. .в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества» [64, с. 5]. А общеобразовательная организация как раз является такой структурой.
Третья причина - это способствование реализации стратегического проекта «Законность и общественный порядок» г. Екатеринбурга (постановление администрации г. Екатеринбурга от 23.06. 2015 г., №1599) [77].
В связи с изложенным, школа должна создавать условия для знакомства каждого человека, в том числе старших подростков с их основными правами и обязанностями. Научить реализовывать их и защищать, в случае чего, в рамках закона, а так же подготовить к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем.
Образовательные организации являются центрами просветительской работы, в том числе и по вопросам правового просвещения, поскольку в них работают люди с педагогическим образованием, а целевая аудитория - дети и подростки — принципиально доступна для воспитательного воздействия. В качестве главного результата правового просвещения рассматривается готовность и способность старших подростков, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, это написано в работах Э. И. Атагимовой [10], Е. А. Кнышевой [44], Е. В. Татаринцевой [79], В. А. Фалилеева [85].
Роль образовательных учреждений в правовом просвещении подрастающего поколения была в своё время подчеркнута основателем советской педагогики А.С. Макаренко, который считал, что педагоги «имеют возможность внушить детям теорию честности, теорию отношения к вещам своим, чужим и государственным с бесконечной убедительностью, с очень строгой логикой» [54, с. 85].
Разработанность проблемы в науке. В современных исследованиях, а так же в практике организации правового просвещения накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы правового просвещения обучающихся. Базовыми для ее разработками являются исследования В.И. Абрамова [1], Г.П. Давыдова [29], А.И. Долговой [32], А.В. Мицкевича [57], В.М. Обухова [63], Н.Г. Суворова [78], Е.В. Татаринцевой [79]. Понятие, структуру правового просвещения разрабатывали такие юристы как: С.С. Алексеев [4], З.Д. Иванова [38], В.И. Каминская [39], Н.М. Кейзеров [40], Е.А. Лукашева [52], А.Р. Ратинов [69].
Противоречие исследования: с одной стороны, в настоящее время в практике работы школ возникает настоятельная необходимость организации правового просвещения старших подростков, с другой стороны данных, подтверждающих это, недостаточно.
Проблема исследования: как организовать правовое просвещение старших подростков в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Организация правового просвещения старших подростков в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс организации правового просвещения старших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание и последовательность этапов процесса организации правового просвещения старших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать проект организации правового просвещения старших подростков в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: организация правового просвещения должна носить непрерывный характер и должно осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности в соответствии со следующими этапами:
• Выбора и формулировки цели деятельности;
• Разработка плана работы на основе сформулированной цели;
• Подбора и подготовки исполнителей, определения организационных отношений между ними;
• Оценки результатов деятельности на объективном и субъективном уровне.
Задачи исследования:
1. Дать определение правовому просвещению, охарактеризовать его цели, задачи.
2. Определить этапы и содержание организации правового просвещения.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.
4. Проанализировать опыт работы Частного общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной школы «Индра» по организации правового просвещения старших подростков.
5. На основе анализа опыта работы ЧОУ СОШ «Индра», провести первичную диагностику правовой грамотности старших подростков в ЧОУ СОШ «Индра».
6. Разработать проект организации правового просвещения старших подростков в общеобразовательной организации.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические: интервьюирование, анкетирование, анализ документов.
База исследования: Частная общеобразовательная организация Средняя общеобразовательная школа «Индра».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретико-эмпирическое изучение организации правового просвещения старших подростков в общеобразовательной организации позволило сделать следующие выводы.
Под правовым просвещением понимается целенаправленная деятельность государства по распространению знаний о гражданских правах, обязанностях и повышению уровня правовой грамотности. Обратимся к понятию правовая грамотность. Именно она и является результатом правового просвещения. Под правовой грамотностью мы будем понимать знакомство личности с правовыми основами государства, умение оперировать основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию. Целью правового просвещения учащихся, является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Наиболее актуальными задачами в просветительской работе учащихся являются: создание условий для развития у учащихся гражданского самоопределения; формирование гражданской ответственности и правового самосознания; формирование высокой нравственной культуры, активной гражданской позиции, патриотического сознания.
Под организацией понимают целенаправленную, управленческую деятельность, которая направлена на обеспечение и упорядочение процесса управления в целом.
Этапами организации управленческой деятельности являются: выбор и формулировка целей деятельности; разработка плана работы на основе сформулированной цели; подбор и подготовка исполнителей; оценка результатов деятельности на объективном и субъективном уровнях.
Заказ на организацию правового просвещения представлен в Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте второго поколения, который выражен в опыте познавательной и практической деятельности, решении познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт практической деятельности в учебном процессе и социальной практики. Его реализация в деятельности каждой общеобразовательной организации обязательна. За процесс реализации отвечает директор, завуч, специалисты по воспитательной работе, учителя права и обществознания. Процесс реализации происходит, ориентируясь на ситуацию конкретной общеобразовательной организации.
Для осуществления организации правового просвещения старших подростков в школе, необходимы такие ресурсы как: кадры, программнометодическое обеспечение, временные и материальные ресурсы. Для осуществления процесса управления необходимо совершить управленческие действия, такие как: планирование, организацию (организовывание), руководство, контроль и анализ.
Период с 14 до 17 лет определяется как старший подростковый, под эту категорию как раз попадают старшеклассники образовательной организации. В этом возрасте происходит кризис освобождения от детской зависимости, происходит открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности. Вступая во взрослую жизнь, страшим подросткам необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям. Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Работа по организации правового просвещения важна именно для старших подростков, так как, именно в этот период у них формируется единая система знаний о гражданских правах и свободах.
Процесс организации правового просвещения в ЧОУ СОШ «Индра» осуществляется учителем обществознания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В урочной деятельности после каждой пройденной темы проводится контрольное мероприятие. В рамках внеурочной деятельности проводятся классные часы, на которые приглашаются представители правовых органов. Так же было проведено интервью с учителем обществознания, в ходе которого было выявлено, что, не смотря на то, что процесс организации правового просвещения старших подростков, осуществляется, но документации, подтверждающей это в наличии нет.
Процесс руководства организацией осуществляется директором, который контролирует процесс исполнения обязанностей всех сотрудников школы. Отслеживает результативность исполняемых действий работников. Анализ деятельности по организации правового просвещения осуществляется директором не совсем полно, поэтому эта обязанность частично поручена учителю обществознания, который в ходе уроков может отслеживать динамику повышения уровня правового просвещения старших подростков.
Уровень правовой грамотности является показателем организации правового просвещения в школе. Исходя из этого, был проведен анализ уровня правовой грамотности у учеников 9-х и 10-х классов ЧОУ СОШ «Индра». В опросе участвовало 27 учащихся. Было разработано 8 вопросов и 1 задание. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что знания присутствуют, но носят фрагментарный характер, что затрудняет их использование в обыденной жизни. В связи с этими данными мы пришли к выводу, что необходимо разработать целостную и непрерывную систему, то есть, проект, который позволял бы достичь результата на высоком уровне.
Нами был разработан проект, который позволит обеспечить достижение формирования правовой грамотности, как результата организации правового просвещения. В данной школе этот проект является первым, предложенным к реализации, именно в этом и состоит его актуальность. Он является долгосрочным и реализуется в течение одного учебного года. Проект никак не помешает основной программе обучения, так как, мероприятия из проекта буду включены в основную годовую программу. Целью проекта является разработать этапы организации правового просвещения старших подростков в общеобразовательной организации, которые позволили бы при их реализации достичь формирования правовой грамотности как результата правового просвещения старших подростков в школе. В проекте отражены ресурсы, которые необходимы для его реализации. Это такие ресурсы как: временные, информационные, человеческие (кадровые), организационные, материальнотехнические. Для полноценной реализации проекта приглашаются внешние партнеры, с которыми в начале учебного года заключается договор о сотрудничестве. Партнерами выступают: полиция и КПДН. Так же в теме проекта заявлены старшие подростки, поэтому целевой аудиторией были выбраны именно они, то есть учащиеся 9-х и 10-х классов. Перспективой дальнейшего развития проекта является расширение целевой аудитории, перспектива вовлечения всей школы, начиная с младших подростков и заканчивая старшими, что бы сделать правовое просвещение непрерывным процессов с 1 класса. Проект был предложен к реализации на следующий 20182019 учебный год. Он получил одобрение директора школы и его заместителя.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамов В.И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в правовом просвещении старших подростков: дис. ...: М., 2001. 167 с.
2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М., 2000.
3. Акимова Т.А. Теория организации. Учебное пособие. М.: Юнити, 2003. 91 с.
4. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Т.1. Свердловск, 1992. 190 с.
5. Алексеева Т.Н. Формирование социально-правовой грамотности детей- сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях. Волгоград, 2010.
6. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. 2011.
7. Алиев В.Г. Теория организации. М.: Экономика, 2003. 79 с.
8. Анастази А.Н. Психологическое тестирование / Анастази А. Н., Урбина С. А. СПб.: Питер, 2007.
9. Анин О.В. Правовое просвещение в школе: социальный проект // Право в школе. 2010. С. 35-39.
10. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути из решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 65-68.
11. Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ. Сер.14. 2010. С. 25-27.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 2001.
13. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой
культуры личности. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2003. 178 с.
14. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1999. 216 с.
15. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер, 2002...