Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации правового воспитания школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
школьного возраста 7
1.2. Правовое воспитание: понятие, цель, задачи, функции 16
1.3. Этапыорганизации правового воспитания детей старшего
школьного возраста в общеобразовательной организации 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания детей старшего школьного возраста в Муниципальном автономном образовательном учреждении — Средней общеобразовательной школе №66 г.Екатеринбурга 39
2.1. Анализ деятельности школы по организации правового
воспитания детей старшего школьного возраста 39
2.2. Диагностика правовой воспитанности школьников вМАОУ
СОШ №66 г. Екатеринбурга 47
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации правового
воспитания детей старшего школьного возраста в общеобразовательной организации 57
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 78
Актуальность темы исследования. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство — это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное — создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
Правовое воспитание не всегда реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правовое воспитание — один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности. Необходимо организовать правовое воспитание, потому что правильная организация требует определенных навыков и знаний в области права у педагогов и классных руководителей, а также освоение на практике методов и форм организации правового воспитания.
В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию. Конец двадцатого века, характеризуется бурными общественно-политическим преобразованиями, в том числе крушением государственности и ростом числа совершенных противоправных деяний стал временем, когда правовому воспитанию личности практически не уделялось внимание. Между тем, становление Российской Федерации как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня знаний о правовой культуры у населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и наиболее актуальных механизмов воспитания.
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание старших школьников. Праву принадлежит особое место в образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Недостаточно разработаны организационные основы правового воспитания, составным элементом которого является: система регулирования организации правового воспитания, а также вопросы совершенствования данного направления. Перечисленные проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений.
Необходимость организации правового воспитания школьников обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой воспитанности ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.
Правовая воспитанность — внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению.
Все это определяет актуальность исследования.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, В.Н.Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, Е.Н.Трубецкого. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, Г.А. Голубева, С.Н. Кожевникова, В.П. Федорина.
Противоречие исследования: заключается между необходимостью осуществления правового воспитания со школьниками в общеобразовательных организациях и недостаточной разработанностью процесса организации правового воспитания в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: как организовать правовое воспитание старших школьников в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Организация правового воспитания школьников в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс правового воспитания школьников.
Предмет исследования: организация правового воспитания старших школьников в школе.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по организации правового воспитания старших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, организация правового воспитания старших школьников в общеобразовательной организации будет успешна, если будут разнообразные формы ( экскурсии, правовые беседы, наглядная агитация, семинар, научная неделя, круглый стол, проект, правовые беседы, вечера встреч и тематические вечера, обсуждение книг, проекты), методы организации правового воспитания (приказ, распоряжение, круглый стол, конкурсы)и будет разработан комплекс мероприятий для старших школьников по данному вопросу.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
2. Проанализировать понятие «правовое воспитание», рассмотреть цель и задачи.
3. Рассмотреть этапы организации правового воспитания старших школьников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать работу образовательной организации по правовому воспитанию детей старшего школьного возраста.
5. Провести диагностику уровня правовой воспитанности старших школьников в образовательной организации.
Методы исследования:
• теоретические — анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические — анкетирование, беседа, опрос, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66, г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 6 параграфов, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Дети старшего школьного возраста охватывают период развития от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 9 — 11-х классов школы.
Характерная черта юношеского возраста — формирование жизненных планов. Стремление к самоутверждению сменяется более критическим самоанализом и самовоспитанием. В этот период времени у школьников отмечается приближенность их к взрослому состоянию; интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций; интеллектуальное развитие имеет большое значение в успешном развитии старших школьников; складывается система мировоззрения; имеется потребность в самооценке; происходит укрепление чувства взрослости и понимание взрослости, как ответственности и самостоятельности; имеется слабость самоконтроля и резкость в поведении; бывают страстными и вспыльчивыми; при встрече с трудностями возникает сильное чувство противодействия.
Правовое воспитание —это целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня усвоения знаний принципов и норм права.
Основной целью правового воспитания является целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и активного правомерного поведения.
Задачи правового воспитания: повышение авторитета закона; устойчивое правомерное поведение всех граждан; формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; формирование правовой культуры; воспитание чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
Этапы организации правового воспитания организационно-подготовительный; мотивационно-деятельностный; рефлексия.
Методы организации правового воспитания: организационно-административные методы (приказы, распоряжения, оперативные указания); психолого-педагогические методы (конференции, круглый стол, благодарственные письма, грамоты), социально-экономические методы (финансовое поощрение, платные дополнительные услуги, аттестация педагогов, предоставление дополнительных отпусков).
Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания у детей старшего школьного возраста была проведена на базе МАОУ СОШ №66 г. Екатеринбург.
В МАОУ СОШ №66 организовываются: экскурсии, правовые беседы, кино, тематические вечера, обсуждение книг и статей, но отдельного направления воспитательной системы в общеобразовательной организации нет, что говорит о том, что как эффективно организовать правовое воспитание в школе не предусмотрено, нет определенных мероприятий, которые могут использоваться со старшими подростками, а так же не разработана организация по привлечению старших школьников для повышения уровня правовой воспитанности. Самый основной минус организации правового воспитания в школе — это то, что нет четко спланированных мероприятий, все проводятся хаотично. Возможно, данная хаотичность происходит из-за отсутствия завуча по правовому воспитанию, а это для правильной организации правового воспитания очень важно.
Следовательно, отсюда и вытекает проблема в организации правового воспитания старшеклассников в школе.
Для выявления уровня правовой воспитанности нами были проведены анкетирование, беседа, опросник, анкетирование.
По полученным данным из нашей диагностики следует, что у старшеклассников уровень правовых знаний находится на низком уровне в связи с не до конца изученной темой в правовой области, не пониманием некоторых терминов и незнанием определенных правовых законов. Но подростки желают изучать право более глубоко с помощью видеоматериалов и игровой формы.
Для поднятия выявленного уровня можно использовать личную беседу, взаимодействие, коллективно-групповые занятия и творческие задания.
На основании низкого уровня правовых знаний и правовой воспитанности у старшеклассников, мы разработали комплекс мероприятий, который будет направлен на более глубокое изучение темы с подростками, а также комплекс мероприятий для повышения уровня мотивационного аспекта педагогов по организации правового воспитания.
Комплекс мероприятий по организации правового воспитания старшеклассников включает в себя: тематический вечер «Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам», круглый стол «Я имею право», научную неделю «Право», беседа «Твой вариант Декларации прав человека», наглядную агитацию «Не делай этого!», правовую беседу«Социальные нормы и ассоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)», круглый стол «Закон и порядок», дискуссию «Необходимость знания правовой культуры», викторину «Закон и совесть».
Для преподавателей были также разработаны мероприятия: семинар- практикум «Повышение учебной мотивации учащихся», круглый стол «Потребности и мотивация труда педагога», районный конкурс «Самый классный — классный», районный конкурс «Профессия — учитель».
В процессе практики удалось апробировать некоторые мероприятия, а именно тематический вечер и правовую беседу. Оба занятия прошли достаточно успешно и плодотворно, но все-таки тематический вечер и правовая беседа не могут дать отличного результата, а это значит, что полный анализ изменения полученного первичного результата можно измерить повторно только после полной апробации комплекса мероприятий.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Аграновская Е.В.Правовая культура и обеспечение прав личности. Москва, 2012. 142 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013. 363 с.
3. Баранов П.П.: Правосознание и правовое воспитание. М. Нижний Новгород, 2012. 475 с.
4. Баранов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. М: Лань, 2014. 59 с.
5. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. СПб: Питер,
2012. 176 с.
6. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей. М.: Школьная пресса, 2013. 115 с.
7. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб. : Питер, 2013. 192 с.
8. Венгеров А.Б.Теория государства и права. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2014. 528 с.
9. Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.,2015. 24 с.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академический проект: Трикста, 2012. 256 с.
11. Воронина М.И. Социальные институты современной России. М.: Педагогика, 2012. 187 с.
12. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений. М.: Литера, 2012. 198 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. М., 2014. т. 3, 4.
14. Высоцкий А.И. К вопросу развития инициативности у школьников // Вопросы психологии личности. Рязань, 2012. Выпуск 2. С. 64- 75.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2013. 512...