Организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы
риска» 6
1.2. Воспитательная работа в школе: понятие, цели, задачи, формы,
методы 17
1.3. Воспитательная работа с подростками «группы риска» в школе:
организационно-правовой аспект 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№28 г. Екатеринбурга 45
2.1. Из опыта организации воспитательной работы с подростками
«группы риска» в школе №28 45
2.2. Разработка программы по организации воспитательной работы с
подростками «группы риска» в школе №28 60
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения 80
Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы
риска» 6
1.2. Воспитательная работа в школе: понятие, цели, задачи, формы,
методы 17
1.3. Воспитательная работа с подростками «группы риска» в школе:
организационно-правовой аспект 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе
№28 г. Екатеринбурга 45
2.1. Из опыта организации воспитательной работы с подростками
«группы риска» в школе №28 45
2.2. Разработка программы по организации воспитательной работы с
подростками «группы риска» в школе №28 60
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения 80
Актуальность работы обусловлена большим интересом к теме педагогической поддержки и воспитательной работы с подростками «группы риска» в образовательных организациях, а также ее недостаточной разработанностью в настоящий момент. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей «группы риска».
Большое количество факторов привели наше общество к увеличению роста числа подростков «группы риска». По статистике 15 процентов российских обучающихся не посещают школу - это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении подростков с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для подростков «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.
Анализ научной и методической литературы показал, что данной проблемой занималось множество авторов, такие как: Д. Б. Богоявленский, Л.И. Божович, Н. С. Лейпис, М. В. Матюхин, Н. А. Менчинская, Л. В. Орлова, Л. С. Славина, В. С. Юркевич и другие.
Несмотря на достаточное количество исследований в данной области продолжает существовать противоречие между необходимостью организации эффективной воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательных организациях и недостаточной разработанностью механизмов реализации (программы) воспитательной работы с подростками «группы риска».
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как должна быть организована воспитательная работа в школе с подростками «группы» риска»?
Тема исследования: «Организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска».
Все вышеизложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс воспитательной работы в школе.
Предмет исследования: организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска».
Ограничение исследования: изучение организации воспитательной работы в школе с подростками «группы риска» реализовано на примере старшего подросткового возраста.
Цель исследования: на основе анализа теории и полученных эмпирических данных разработать программу по воспитательной работе с подростками «группы риска» в образовательной организации.
Исходя, из цели поставлены, следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей «группы риска»;
2) раскрыть понятие воспитательной работы в школе, определить ее цели, задачи и направления;
3) определить содержание организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в образовательной организации;
4) проанализировать деятельность педагогов по организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе № 28;
5) создать программу организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе № 28.
Гипотеза исследования: вероятно, организация воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательной организации будет эффективной, если разработать и внедрить в практику механизмы реализации (программы) воспитательной работы с подростками «группы риска».
В процессе исследования применены методы:
теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
эмпирические - наблюдение, анализ документов, педагогическое интервью.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28, г. Екатеринбург, ул. Луганская, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 67 источников и 2 приложений.
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей «группы риска».
Большое количество факторов привели наше общество к увеличению роста числа подростков «группы риска». По статистике 15 процентов российских обучающихся не посещают школу - это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении подростков с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для подростков «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.
Анализ научной и методической литературы показал, что данной проблемой занималось множество авторов, такие как: Д. Б. Богоявленский, Л.И. Божович, Н. С. Лейпис, М. В. Матюхин, Н. А. Менчинская, Л. В. Орлова, Л. С. Славина, В. С. Юркевич и другие.
Несмотря на достаточное количество исследований в данной области продолжает существовать противоречие между необходимостью организации эффективной воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательных организациях и недостаточной разработанностью механизмов реализации (программы) воспитательной работы с подростками «группы риска».
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как должна быть организована воспитательная работа в школе с подростками «группы» риска»?
Тема исследования: «Организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска».
Все вышеизложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс воспитательной работы в школе.
Предмет исследования: организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска».
Ограничение исследования: изучение организации воспитательной работы в школе с подростками «группы риска» реализовано на примере старшего подросткового возраста.
Цель исследования: на основе анализа теории и полученных эмпирических данных разработать программу по воспитательной работе с подростками «группы риска» в образовательной организации.
Исходя, из цели поставлены, следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей «группы риска»;
2) раскрыть понятие воспитательной работы в школе, определить ее цели, задачи и направления;
3) определить содержание организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в образовательной организации;
4) проанализировать деятельность педагогов по организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе № 28;
5) создать программу организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе № 28.
Гипотеза исследования: вероятно, организация воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательной организации будет эффективной, если разработать и внедрить в практику механизмы реализации (программы) воспитательной работы с подростками «группы риска».
В процессе исследования применены методы:
теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
эмпирические - наблюдение, анализ документов, педагогическое интервью.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28, г. Екатеринбург, ул. Луганская, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 67 источников и 2 приложений.
Организация воспитательной работы - это процесс управления деятельностью между субъектами образовательного учреждения, в основе которого лежит целенаправленные, взаимодействующие управленческие функции, направленные на достижение конкретной цели.
Управляет субъектами организации воспитательной работы в образовательной организации - директор, координатором является - заместитель директора по воспитательной работе, непосредственные участники воспитательной работы (исполнители, организаторы) - классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, а также педагоги дополнительного образования.
Каждый субъект организации воспитательной работы, имеет свои полномочия, все субъекты работают в тесном контакте для того, чтобы охватить воспитательный процесс в школе в полной мере и всесторонне.
Способы действий субъектов организации воспитательной работы в школе с подростками «группы риска», охватывают весь воспитательный процесс, так как учащиеся нуждается в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи.
Директор школы контролирует действия заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, классного руководителя. В случае необходимости принимает решение о направлении учащихся на общественную инспекцию района, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).
Заместитель директора по воспитательной работе планирует организацию воспитательного процесса, затем организует сам процесс воспитательной работы, производит непосредственную работу с педагогами, контролирует воспитательный процесс и проводит индивидуальную и коллективную форму работы с обучающимися.
Социальный педагог осуществляет: социально-информационную помощь, направленную на обеспечение учащихся информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг; социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав воспитанника, содействие в реализации правовых гарантий категориям детей «группы риска»; поддержку творчески одаренным детям.
Педагог-психолог консультирует учащихся, психологически просвещает учеников, их педагогов и руководителей образовательного учреждения, своевременно предупреждает о возможных нарушениях становления личности и развития интеллекта ученика, производит психологическую диагностику и разработку рекомендаций педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания.
Педагог-организатор координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому или иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей. Способствует вместе с заместителем директора профессиональному росту педагогов дополнительного образования.
Правовое обеспечение воспитательной работы в школе - это совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение воспитательных мероприятий в образовательном учреждении. С этих позиций правовое обеспечение выступает как комплекс нормативно-правовых документов, реализующих потенциал права и решающих задачи организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе.
Нормативно-правовая база воспитательной работы включает в себя перечень федеральных, региональных, муниципальных и локальных документов. Нормативно-правовые документы локального уровня документов: приказы руководителей учреждения; локальные акты, регламентирующие права и обязанности участников образовательного
процесса; локальные акты, регламентирующие ход образовательного процесса в части воспитательного процесса; локальные акты, регламентирующие деятельность общественно-профессиональных
объединений педагогов; локальные акты, регламентирующие проведение мероприятий.
Опытно-поисковая работа организации воспитательной работы была проведена на базе МАОУ СОШ № 28 г. Екатеринбурга.
Организационно-методическое направление в организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в МАОУ СОШ №28 прописано и реализуется ситуативно, а также уровень мотивации педагогов находятся на низком уровне, о чем свидетельствуют результаты проведенной диагностики: на базе МАОУ СОШ №28 данная проблема не освещается на тематических семинарах, конференциях, круглых столах; педагоги не делятся своим опытом по существующей проблеме: не проводятся мастер-классы, взаимопосещения уроков, классных часов; незначительный процент педагогов повышает свой профессиональный уровень по данной проблеме. Но все педагоги школы №28 понимают актуальность проблемы организации воспитательной работы с подростками «группы риска».
В связи с этим, разработана программа организации воспитательной работы с подростками «группы риска» для повышения организационно-методического направления по организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в МАОУ СОШ №28. Программа реализуется по трем направлениям: работа с родителями, работа с педагогическим коллективом и работа с учащимися «группы риска».
В ходе реализации программы поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение: организация воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательной организации будет эффективной, если разработать и внедрить в практику механизмы реализации (Программу) воспитательной работы с подростками «группы риска».
Управляет субъектами организации воспитательной работы в образовательной организации - директор, координатором является - заместитель директора по воспитательной работе, непосредственные участники воспитательной работы (исполнители, организаторы) - классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, а также педагоги дополнительного образования.
Каждый субъект организации воспитательной работы, имеет свои полномочия, все субъекты работают в тесном контакте для того, чтобы охватить воспитательный процесс в школе в полной мере и всесторонне.
Способы действий субъектов организации воспитательной работы в школе с подростками «группы риска», охватывают весь воспитательный процесс, так как учащиеся нуждается в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи.
Директор школы контролирует действия заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, классного руководителя. В случае необходимости принимает решение о направлении учащихся на общественную инспекцию района, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).
Заместитель директора по воспитательной работе планирует организацию воспитательного процесса, затем организует сам процесс воспитательной работы, производит непосредственную работу с педагогами, контролирует воспитательный процесс и проводит индивидуальную и коллективную форму работы с обучающимися.
Социальный педагог осуществляет: социально-информационную помощь, направленную на обеспечение учащихся информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг; социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав воспитанника, содействие в реализации правовых гарантий категориям детей «группы риска»; поддержку творчески одаренным детям.
Педагог-психолог консультирует учащихся, психологически просвещает учеников, их педагогов и руководителей образовательного учреждения, своевременно предупреждает о возможных нарушениях становления личности и развития интеллекта ученика, производит психологическую диагностику и разработку рекомендаций педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания.
Педагог-организатор координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому или иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей. Способствует вместе с заместителем директора профессиональному росту педагогов дополнительного образования.
Правовое обеспечение воспитательной работы в школе - это совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение воспитательных мероприятий в образовательном учреждении. С этих позиций правовое обеспечение выступает как комплекс нормативно-правовых документов, реализующих потенциал права и решающих задачи организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в школе.
Нормативно-правовая база воспитательной работы включает в себя перечень федеральных, региональных, муниципальных и локальных документов. Нормативно-правовые документы локального уровня документов: приказы руководителей учреждения; локальные акты, регламентирующие права и обязанности участников образовательного
процесса; локальные акты, регламентирующие ход образовательного процесса в части воспитательного процесса; локальные акты, регламентирующие деятельность общественно-профессиональных
объединений педагогов; локальные акты, регламентирующие проведение мероприятий.
Опытно-поисковая работа организации воспитательной работы была проведена на базе МАОУ СОШ № 28 г. Екатеринбурга.
Организационно-методическое направление в организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в МАОУ СОШ №28 прописано и реализуется ситуативно, а также уровень мотивации педагогов находятся на низком уровне, о чем свидетельствуют результаты проведенной диагностики: на базе МАОУ СОШ №28 данная проблема не освещается на тематических семинарах, конференциях, круглых столах; педагоги не делятся своим опытом по существующей проблеме: не проводятся мастер-классы, взаимопосещения уроков, классных часов; незначительный процент педагогов повышает свой профессиональный уровень по данной проблеме. Но все педагоги школы №28 понимают актуальность проблемы организации воспитательной работы с подростками «группы риска».
В связи с этим, разработана программа организации воспитательной работы с подростками «группы риска» для повышения организационно-методического направления по организации воспитательной работы с подростками «группы риска» в МАОУ СОШ №28. Программа реализуется по трем направлениям: работа с родителями, работа с педагогическим коллективом и работа с учащимися «группы риска».
В ходе реализации программы поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение: организация воспитательной работы с подростками «группы риска» в общеобразовательной организации будет эффективной, если разработать и внедрить в практику механизмы реализации (Программу) воспитательной работы с подростками «группы риска».
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Организация воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Организация воспитательной работы в детском доме
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015





