Организация воспитательной работы в высшем учебном заведении
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в высшем учебном заведении 7
1.1. Высшее учебное заведение как социальный институт 7
1.2. Воспитательная работа: понятие, цели, задачи, функции и направлении 17
1.3. Формы и методы организации воспитательной работы в высшем учебном
заведении 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа Института социального образования в Уральском государственном педагогическом университет по организации воспитательной работы 34
2.1. Анализ организации воспитательной работы Института социального
образования в Уральском государственном педагогическом университете 34
2.2. Первичная диагностика организации воспитательной работы в Институте
социального образования 43
2.3. Программа по организации воспитательной работы в Институте
социального образования в Уральском государственном педагогическом университете 50
Заключение 57
Список использованной литературы 62
Приложения 68
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в высшем учебном заведении 7
1.1. Высшее учебное заведение как социальный институт 7
1.2. Воспитательная работа: понятие, цели, задачи, функции и направлении 17
1.3. Формы и методы организации воспитательной работы в высшем учебном
заведении 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа Института социального образования в Уральском государственном педагогическом университет по организации воспитательной работы 34
2.1. Анализ организации воспитательной работы Института социального
образования в Уральском государственном педагогическом университете 34
2.2. Первичная диагностика организации воспитательной работы в Институте
социального образования 43
2.3. Программа по организации воспитательной работы в Институте
социального образования в Уральском государственном педагогическом университете 50
Заключение 57
Список использованной литературы 62
Приложения 68
Современное состояние российского общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности в частности [21]. Важнейшим назначением высшего образования в России является подготовка поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов.
Перед высшем образованием в настоящие время ставят новые более сложные задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество [43].
Таким образом, учитывая современные тенденции развития высшее образование не сводится лишь к овладению узко профессиональными знаниями и навыками. Высшие учебные заведения (ВУЗ) необходимо считать воспитательной системой, где созданы оптимальные условия для развития личности обучающегося, где студентам оказывается помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Помня о том, что вузы всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста, независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур [21].
Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому
гражданину возможности для интеллектуального, культурного нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности [43].
Таким образом, из всего вышесказанного, организация воспитательной работы в вузе должна быть, направлена на личностно-гуманистический подход, при котором студент становится организатором воспитательной работы и его активным соучастником.
Актуальность темы исследования: обусловлена тем, что в настоящее время выпускники некоторых вузов имеют слабую профессиональную подготовку и недостаточное социальное развитие, это связано, во-первых, с тем, что у них в процессе образования не сформирована потребность к саморазвитию и к поиску нового, во-вторых, отражает снижение роли воспитательной работы. Нарастает опасность снижения уровня интеллектуального потенциала членов общества, духовности и морали, что чревато серьезными последствиями [45].
Воспитание личности в период обучения в высшее учебном заведение - ответственный этап становления личности, в результате которого формируется система идей, идеалов, ее мировоззрение и морально этические принципы. В период обучения студента в вузе происходит созревание индивида как личности, в это время он наиболее предрасположен к осознанию своих поступков и выбору жизненных ориентиров. Поэтому важно в этот период развития используя его ориентацию на развитие личности и добиться качественного уровня профессиональной подготовки специалиста.
В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации образования и воспитания, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (А. В. Селезнева [47], А.И. Кузьминский [25], И. П. Подласый [39], Е. В. Титова [53], В. А. Сластенин [36], Н.И. Болдырев [7],
Л. П. Крившенко [34] и другие).
Противоречие исследования: между возросшими требованиями государства и общества в формировании специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности, корректно строящих пространство своей жизнедеятельности на нормах этики и морали, с одной стороны, и жесткими условиями современной политической и социальноэкономической системы, требующими от личности способности к выживанию, с другой стороны.
Ограничение: в данной работе мы будем исследовать воспитательную работу студентов очной формы обучения в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Проблема исследования: каковы формы и методы организации воспитательной работы со студентами в высшем учебном заведении?
Объект исследования: процесс воспитательной работы в высшем учебном заведение.
Предмет исследования: организация воспитательной работы в вузе.
Цель исследования: на основании изученной теории и опытнопоисковой работы разработать программу по организации воспитательной работы в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Гипотеза исследования: организация воспитательной работы в высшем учебном заведение должна строиться на основании программы с учётом выделенных форм (словесные, практические, наглядные или индивидуальный, групповые и массовые) и методов (формирование положительного опыта поведения; формирование общественного сознания; стимулирование деятельности).
Задачи исследования:
^Охарактеризовать высшее учебное заведение;
2. Дать характеристику воспитательной работе: понятие, функции и направления;
З.Рассмотреть формы и методы организации воспитательной работы в вузе;
^Проанализировать деятельность организации воспитательной работы в Институте социального образования;
5. Провести диагностику организации воспитательной работы Института социального образования в Уральском государственном педагогическом университете;
6. Разработать и реализовать на практике программу по организации воспитательной работе в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - анкетирование, анализ документов, математическая обработка результатов.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список использованной литературы включает в себя 65 источника.
Перед высшем образованием в настоящие время ставят новые более сложные задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество [43].
Таким образом, учитывая современные тенденции развития высшее образование не сводится лишь к овладению узко профессиональными знаниями и навыками. Высшие учебные заведения (ВУЗ) необходимо считать воспитательной системой, где созданы оптимальные условия для развития личности обучающегося, где студентам оказывается помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Помня о том, что вузы всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста, независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур [21].
Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому
гражданину возможности для интеллектуального, культурного нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности [43].
Таким образом, из всего вышесказанного, организация воспитательной работы в вузе должна быть, направлена на личностно-гуманистический подход, при котором студент становится организатором воспитательной работы и его активным соучастником.
Актуальность темы исследования: обусловлена тем, что в настоящее время выпускники некоторых вузов имеют слабую профессиональную подготовку и недостаточное социальное развитие, это связано, во-первых, с тем, что у них в процессе образования не сформирована потребность к саморазвитию и к поиску нового, во-вторых, отражает снижение роли воспитательной работы. Нарастает опасность снижения уровня интеллектуального потенциала членов общества, духовности и морали, что чревато серьезными последствиями [45].
Воспитание личности в период обучения в высшее учебном заведение - ответственный этап становления личности, в результате которого формируется система идей, идеалов, ее мировоззрение и морально этические принципы. В период обучения студента в вузе происходит созревание индивида как личности, в это время он наиболее предрасположен к осознанию своих поступков и выбору жизненных ориентиров. Поэтому важно в этот период развития используя его ориентацию на развитие личности и добиться качественного уровня профессиональной подготовки специалиста.
В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации образования и воспитания, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (А. В. Селезнева [47], А.И. Кузьминский [25], И. П. Подласый [39], Е. В. Титова [53], В. А. Сластенин [36], Н.И. Болдырев [7],
Л. П. Крившенко [34] и другие).
Противоречие исследования: между возросшими требованиями государства и общества в формировании специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности, корректно строящих пространство своей жизнедеятельности на нормах этики и морали, с одной стороны, и жесткими условиями современной политической и социальноэкономической системы, требующими от личности способности к выживанию, с другой стороны.
Ограничение: в данной работе мы будем исследовать воспитательную работу студентов очной формы обучения в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Проблема исследования: каковы формы и методы организации воспитательной работы со студентами в высшем учебном заведении?
Объект исследования: процесс воспитательной работы в высшем учебном заведение.
Предмет исследования: организация воспитательной работы в вузе.
Цель исследования: на основании изученной теории и опытнопоисковой работы разработать программу по организации воспитательной работы в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Гипотеза исследования: организация воспитательной работы в высшем учебном заведение должна строиться на основании программы с учётом выделенных форм (словесные, практические, наглядные или индивидуальный, групповые и массовые) и методов (формирование положительного опыта поведения; формирование общественного сознания; стимулирование деятельности).
Задачи исследования:
^Охарактеризовать высшее учебное заведение;
2. Дать характеристику воспитательной работе: понятие, функции и направления;
З.Рассмотреть формы и методы организации воспитательной работы в вузе;
^Проанализировать деятельность организации воспитательной работы в Институте социального образования;
5. Провести диагностику организации воспитательной работы Института социального образования в Уральском государственном педагогическом университете;
6. Разработать и реализовать на практике программу по организации воспитательной работе в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - анкетирование, анализ документов, математическая обработка результатов.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список использованной литературы включает в себя 65 источника.
Вуз - это важный социальный институт, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой - с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.). Здесь осуществляется комплекс совместных с органами власти долгосрочных программ по развитию социальной инфраструктуры, сохранению региональной социокультурной идентичности и т.д., во многом определяющих социально-экономическое устройство регионального общества и страны в целом.
Высшие учебные заведения работают на перспективу. Их выпускники призваны утверждать общечеловеческие и национальные морально-духовные ценности. Они должны осознавать, что научные знания, новейшие производственные технологии имеют смысл только при условии, когда они будут опираться на высокий уровень, заранее предусматривать, в какой мере новые научные открытия, технологии будут способствовать человеческому развитию. Поэтому важными направлениями эффективной деятельности высших учебных заведений - демократизация, гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, органическое сочетание в нем национального и общечеловеческого начал. От уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом. Социальный институт образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.
Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап становления личности, в процессе которого окончательно оформляется система ее чувств, идей, идеалов, ее мировоззрение. Кроме того, в период обучения молодого человека в вузе происходит психологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек наиболее предрасположен к осознанию своих поступков и выбору жизненных ориентиров.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. В высшем учебном заведении выбор форм воспитания определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания, содержание и направленности воспитательных задач, курс обучения; уровень воспитанности и личный социальный опыт, особенности академической группы как коллектива с его традициями; особенности и традиции региона, технические и материальные возможности вуза, уровень профессионализма преподавателей - организаторов воспитательного процесса. Воспитательная работа выполняет следующие функции: организаторскую, регулирующею, информативную. В воспитательной работе в вузе выделяют направления: гражданско- патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, современно- информационое воспитание, формирование здорового образа жизни учащихся, экологическое воспитание, трудовое воспитание, что способствует полноценному развитию личности.
Таким образом, разнообразие методов и форм организации воспитательной работы позволяет применить их педагогу для достижения цели, которую выдвигает преподаватель, педагогической ситуацией, внутренним состоянием субъектов воспитательного процесса.
Изучая проблему организации воспитательной работы в Институте социального образования, нами были проанализированы аналитические отчеты и отчеты по результатам самообследованию организации, планы работы воспитательного отдела Института социального образования, в результате анализа можно сделать вывод в Институте социального образования воспитательная работа реализуется в тесной связи с ведущими нормативными документами страны и основными ориентирами молодежной политики России (Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025г.; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.; Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, и другие федеральные и региональные документы.)
Организация воспитательной работы в Институте социального образования ориентируется на приоритетные направления вуза, информационное; научно-исследовательское; гражданско-правовое, патриотическое; культурно-досуговое; социально-психологическое; здоровьесберегающее. Для организации воспитательной работы воспитательный отдел взаимодействует с различными структурами вуза (научно-исследовательский отдел, музей истории УрГПУ и т.д.).
Для проведения первичной диагностики организации воспитательной работы в Институте социального образования и выявления мнения студентов о том, как они оценивают организацию воспитательной работы, был проведен массовый опрос студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Института социального образования. В качестве основных задач опроса рассматривались: оценка уровня организации воспитательной работы; определение уровня знаний студентов о проводимой в Институте социального образования по воспитательной работе; выяснить необходимость в воспитательной деятельности в вузе; оценить уровень участия студентов в проводимых внеучебных мероприятиях...
Высшие учебные заведения работают на перспективу. Их выпускники призваны утверждать общечеловеческие и национальные морально-духовные ценности. Они должны осознавать, что научные знания, новейшие производственные технологии имеют смысл только при условии, когда они будут опираться на высокий уровень, заранее предусматривать, в какой мере новые научные открытия, технологии будут способствовать человеческому развитию. Поэтому важными направлениями эффективной деятельности высших учебных заведений - демократизация, гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, органическое сочетание в нем национального и общечеловеческого начал. От уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом. Социальный институт образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.
Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап становления личности, в процессе которого окончательно оформляется система ее чувств, идей, идеалов, ее мировоззрение. Кроме того, в период обучения молодого человека в вузе происходит психологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек наиболее предрасположен к осознанию своих поступков и выбору жизненных ориентиров.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. В высшем учебном заведении выбор форм воспитания определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания, содержание и направленности воспитательных задач, курс обучения; уровень воспитанности и личный социальный опыт, особенности академической группы как коллектива с его традициями; особенности и традиции региона, технические и материальные возможности вуза, уровень профессионализма преподавателей - организаторов воспитательного процесса. Воспитательная работа выполняет следующие функции: организаторскую, регулирующею, информативную. В воспитательной работе в вузе выделяют направления: гражданско- патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, современно- информационое воспитание, формирование здорового образа жизни учащихся, экологическое воспитание, трудовое воспитание, что способствует полноценному развитию личности.
Таким образом, разнообразие методов и форм организации воспитательной работы позволяет применить их педагогу для достижения цели, которую выдвигает преподаватель, педагогической ситуацией, внутренним состоянием субъектов воспитательного процесса.
Изучая проблему организации воспитательной работы в Институте социального образования, нами были проанализированы аналитические отчеты и отчеты по результатам самообследованию организации, планы работы воспитательного отдела Института социального образования, в результате анализа можно сделать вывод в Институте социального образования воспитательная работа реализуется в тесной связи с ведущими нормативными документами страны и основными ориентирами молодежной политики России (Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025г.; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.; Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, и другие федеральные и региональные документы.)
Организация воспитательной работы в Институте социального образования ориентируется на приоритетные направления вуза, информационное; научно-исследовательское; гражданско-правовое, патриотическое; культурно-досуговое; социально-психологическое; здоровьесберегающее. Для организации воспитательной работы воспитательный отдел взаимодействует с различными структурами вуза (научно-исследовательский отдел, музей истории УрГПУ и т.д.).
Для проведения первичной диагностики организации воспитательной работы в Институте социального образования и выявления мнения студентов о том, как они оценивают организацию воспитательной работы, был проведен массовый опрос студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Института социального образования. В качестве основных задач опроса рассматривались: оценка уровня организации воспитательной работы; определение уровня знаний студентов о проводимой в Институте социального образования по воспитательной работе; выяснить необходимость в воспитательной деятельности в вузе; оценить уровень участия студентов в проводимых внеучебных мероприятиях...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Воспитательная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Военная подготовка в высших учебных заведениях СССР (1944-1991 годы)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Оценка труда научно-педагогических работников высших учебных заведений
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Организация воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ МУЗЕЕВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017





