Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в высшем учебном заведении 7
1.1. Высшее учебное заведение как социальный институт 7
1.2. Воспитательная работа: понятие, цели, задачи, функции и направлении 17
1.3. Формы и методы организации воспитательной работы в высшем учебном
заведении 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа Института социального образования в Уральском государственном педагогическом университет по организации воспитательной работы 34
2.1. Анализ организации воспитательной работы Института социального
образования в Уральском государственном педагогическом университете 34
2.2. Первичная диагностика организации воспитательной работы в Институте
социального образования 43
2.3. Программа по организации воспитательной работы в Институте
социального образования в Уральском государственном педагогическом университете 50
Заключение 57
Список использованной литературы 62
Приложения 68
Современное состояние российского общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности в частности [21]. Важнейшим назначением высшего образования в России является подготовка поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов.
Перед высшем образованием в настоящие время ставят новые более сложные задачи. Образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей, оно должно изменять отношение человека к окружающей его социальной, культурной среде, обеспечить пригодность человека к деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество [43].
Таким образом, учитывая современные тенденции развития высшее образование не сводится лишь к овладению узко профессиональными знаниями и навыками. Высшие учебные заведения (ВУЗ) необходимо считать воспитательной системой, где созданы оптимальные условия для развития личности обучающегося, где студентам оказывается помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Помня о том, что вузы всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста, независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур [21].
Вуз сегодня призван решать задачи предоставления каждому
гражданину возможности для интеллектуального, культурного нравственного развития, поскольку именно в нем молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая, принимая или отрицая общественно значимые ценности [43].
Таким образом, из всего вышесказанного, организация воспитательной работы в вузе должна быть, направлена на личностно-гуманистический подход, при котором студент становится организатором воспитательной работы и его активным соучастником.
Актуальность темы исследования: обусловлена тем, что в настоящее время выпускники некоторых вузов имеют слабую профессиональную подготовку и недостаточное социальное развитие, это связано, во-первых, с тем, что у них в процессе образования не сформирована потребность к саморазвитию и к поиску нового, во-вторых, отражает снижение роли воспитательной работы. Нарастает опасность снижения уровня интеллектуального потенциала членов общества, духовности и морали, что чревато серьезными последствиями [45].
Воспитание личности в период обучения в высшее учебном заведение - ответственный этап становления личности, в результате которого формируется система идей, идеалов, ее мировоззрение и морально этические принципы. В период обучения студента в вузе происходит созревание индивида как личности, в это время он наиболее предрасположен к осознанию своих поступков и выбору жизненных ориентиров. Поэтому важно в этот период развития используя его ориентацию на развитие личности и добиться качественного уровня профессиональной подготовки специалиста.
В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации образования и воспитания, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (А. В. Селезнева [47], А.И. Кузьминский [25], И. П. Подласый [39], Е. В. Титова [53], В. А. Сластенин [36], Н.И. Болдырев [7],
Л. П. Крившенко [34] и другие).
Противоречие исследования: между возросшими требованиями государства и общества в формировании специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности, корректно строящих пространство своей жизнедеятельности на нормах этики и морали, с одной стороны, и жесткими условиями современной политической и социальноэкономической системы, требующими от личности способности к выживанию, с другой стороны.
Ограничение: в данной работе мы будем исследовать воспитательную работу студентов очной формы обучения в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Проблема исследования: каковы формы и методы организации воспитательной работы со студентами в высшем учебном заведении?
Объект исследования: процесс воспитательной работы в высшем учебном заведение.
Предмет исследования: организация воспитательной работы в вузе.
Цель исследования: на основании изученной теории и опытнопоисковой работы разработать программу по организации воспитательной работы в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Гипотеза исследования: организация воспитательной работы в высшем учебном заведение должна строиться на основании программы с учётом выделенных форм (словесные, практические, наглядные или индивидуальный, групповые и массовые) и методов (формирование положительного опыта поведения; формирование общественного сознания; стимулирование деятельности).
Задачи исследования:
^Охарактеризовать высшее учебное заведение;
2. Дать характеристику воспитательной работе: понятие, функции и направления;
З.Рассмотреть формы и методы организации воспитательной работы в вузе;
^Проанализировать деятельность организации воспитательной работы в Институте социального образования;
5. Провести диагностику организации воспитательной работы Института социального образования в Уральском государственном педагогическом университете;
6. Разработать и реализовать на практике программу по организации воспитательной работе в Институте социального образования в Уральском государственном педагогическом университете.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - анкетирование, анализ документов, математическая обработка результатов.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список использованной литературы включает в себя 65 источника.
Вуз - это важный социальный институт, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой - с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.). Здесь осуществляется комплекс совместных с органами власти долгосрочных программ по развитию социальной инфраструктуры, сохранению региональной социокультурной идентичности и т.д., во многом определяющих социально-экономическое устройство регионального общества и страны в целом.
Высшие учебные заведения работают на перспективу. Их выпускники призваны утверждать общечеловеческие и национальные морально-духовные ценности. Они должны осознавать, что научные знания, новейшие производственные технологии имеют смысл только при условии, когда они будут опираться на высокий уровень, заранее предусматривать, в какой мере новые научные открытия, технологии будут способствовать человеческому развитию. Поэтому важными направлениями эффективной деятельности высших учебных заведений - демократизация, гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, органическое сочетание в нем национального и общечеловеческого начал. От уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом. Социальный институт образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.
Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап становления личности, в процессе которого окончательно оформляется система ее чувств, идей, идеалов, ее мировоззрение. Кроме того, в период обучения молодого человека в вузе происходит психологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек наиболее предрасположен к осознанию своих поступков и выбору жизненных ориентиров.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. В высшем учебном заведении выбор форм воспитания определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания, содержание и направленности воспитательных задач, курс обучения; уровень воспитанности и личный социальный опыт, особенности академической группы как коллектива с его традициями; особенности и традиции региона, технические и материальные возможности вуза, уровень профессионализма преподавателей - организаторов воспитательного процесса. Воспитательная работа выполняет следующие функции: организаторскую, регулирующею, информативную. В воспитательной работе в вузе выделяют направления: гражданско- патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, современно- информационое воспитание, формирование здорового образа жизни учащихся, экологическое воспитание, трудовое воспитание, что способствует полноценному развитию личности.
Таким образом, разнообразие методов и форм организации воспитательной работы позволяет применить их педагогу для достижения цели, которую выдвигает преподаватель, педагогической ситуацией, внутренним состоянием субъектов воспитательного процесса.
Изучая проблему организации воспитательной работы в Институте социального образования, нами были проанализированы аналитические отчеты и отчеты по результатам самообследованию организации, планы работы воспитательного отдела Института социального образования, в результате анализа можно сделать вывод в Институте социального образования воспитательная работа реализуется в тесной связи с ведущими нормативными документами страны и основными ориентирами молодежной политики России (Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025г.; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.; Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, и другие федеральные и региональные документы.)
Организация воспитательной работы в Институте социального образования ориентируется на приоритетные направления вуза, информационное; научно-исследовательское; гражданско-правовое, патриотическое; культурно-досуговое; социально-психологическое; здоровьесберегающее. Для организации воспитательной работы воспитательный отдел взаимодействует с различными структурами вуза (научно-исследовательский отдел, музей истории УрГПУ и т.д.).
Для проведения первичной диагностики организации воспитательной работы в Институте социального образования и выявления мнения студентов о том, как они оценивают организацию воспитательной работы, был проведен массовый опрос студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Института социального образования. В качестве основных задач опроса рассматривались: оценка уровня организации воспитательной работы; определение уровня знаний студентов о проводимой в Институте социального образования по воспитательной работе; выяснить необходимость в воспитательной деятельности в вузе; оценить уровень участия студентов в проводимых внеучебных мероприятиях...
Авдеева В. Н. Правовое воспитание и развитие правовой культуры студентов на курсах иностранного языка // Социосфера, 2014. №4-2. С. 160-161.
2. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. 145 с.
3. Аналитический отчет воспитательного отдела факультета международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций института социального образования за 2017/2018 учебный год, Екатеринбург, 2017. URL: https://uspu.ru/institutes/isobr/finoisgk/ped_work/ (дата обращения: 05.05.2018).
4. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б.Социальные' институты:
содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 2009. 84 с.
5. Астахова И. В., Герасина Л. Н., Лозова В. А., Михайлова Е. Г., Подольская Е. А., Сухина В. Ф. Курс лекций по социологии образования. Учеб. пособие для студентов высших уче'бных заведений / НУА, 2009. 344 с.
6. Белов В. И Профессиональное воспитание в системе совре'ме'нных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. 2006. № 14. С. 55-61.
7. Болдыре'в Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.
8. Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Волгоград, 2006. С. 28.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. НМЦ СПО, 1999. 538 с.
10. Голубева Г. А. Этика : учебник. М.: Экзамен, 2007. 318 с.
11. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2012. 312 с.
12. Дворецкая Г. В. Социология. Учеб. пособие / К.: КНЭУ, 2002. 452 с.
13. Деревянченко А. А. Социальная ответственность в системе корпоративного
управления: автореф. дис .... д-ра социол. наук: 22.00.08. Москва, 2005.
14. Дробязько А.А., Воспитательная работа в вузах государственное регулирование и
опыт организации / [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/artieleZnZvospitatelnaya-rabota-v-vuzah-gosudarstvennoe- regulirovanie-i-opyt-organizatsii
15. Дудина М. Н., Гречухина Т. И. Воспитательная функция университета: традиции и реалии // Образование и наука. 2010. № 11. С. 33-48...