Коррекционное значение режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятия: инклюзивное образование; режим дня;
охранительный коррекционный режим. Содержание режима дня в образовательных организациях 7
1.2. Особенности режима дня в дошкольных образовательных
организациях реализующих инклюзивную практику в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 18
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
дошкольного возраста с нарушением интеллекта 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. База исследования и характеристика контингента обучающихся
дошкольной образовательной организации 37
2.2. Анализ режимных процессов в дошкольной образовательной
организации 39
2.3. Анализ особенностей организации режимных процессов в
дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику 44
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 46
3.1. Модернизация режима дня в дошкольной образовательной
организации для реализации инклюзивной практики, с учетом контингента обучающихся 46
3.2. Анализ эффективности модернизации режима дня в обучении и
воспитании детей с нарушением интеллекта в образовательной организации с учетом контингента обучающихся 56
3.3. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей дошкольных образовательных организаций по организации режима дня в инклюзивной образовательной среде 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятия: инклюзивное образование; режим дня;
охранительный коррекционный режим. Содержание режима дня в образовательных организациях 7
1.2. Особенности режима дня в дошкольных образовательных
организациях реализующих инклюзивную практику в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 18
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
дошкольного возраста с нарушением интеллекта 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. База исследования и характеристика контингента обучающихся
дошкольной образовательной организации 37
2.2. Анализ режимных процессов в дошкольной образовательной
организации 39
2.3. Анализ особенностей организации режимных процессов в
дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику 44
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 46
3.1. Модернизация режима дня в дошкольной образовательной
организации для реализации инклюзивной практики, с учетом контингента обучающихся 46
3.2. Анализ эффективности модернизации режима дня в обучении и
воспитании детей с нарушением интеллекта в образовательной организации с учетом контингента обучающихся 56
3.3. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей дошкольных образовательных организаций по организации режима дня в инклюзивной образовательной среде 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается неуклонный рост количества детей с нарушением интеллекта. Нарушения интеллекта выражены как правило поражением центральной нервной системы (далее ЦНС) на ранних сроках развития. В данном случае страдает психофизическое развитие ребенка в целом.
Большинство авторов (И. В. Белякова, В. С. Васильева, Л. В. Занков, И. В. Ковалева, В. Г. Петрова и др.) отмечают, что у детей с нарушением интеллекта наблюдаются особенности в эмоциональном и социально-личностном развитии. Ребенок с нарушением интеллекта как правило мало эмоционален, не склонен к подражанию и не особо интересуется чем-то новым. У ребенка не вызывают интерес его достижения, и он не проявляет заинтересованность в самостоятельной деятельности. Последствиями поражения ЦНС как правило являются нарушения в моторно-двигательной сфере. Ребенок плохо координирует движения и медленно переходит к другой деятельности; так же он испытывает трудности в запоминании движений.
О. Н. Усанова подчеркивает, что дети с нарушением интеллекта имеют сниженное восприятие окружающей действительности, что отражается на развитии предметной деятельности. Предметно-игровую деятельность дети заменяют манипулятивной. Поскольку у детей нарушены процессы слухового и зрительного восприятия, то информация запоминается медленно и частично.
Поражение ЦНС у детей с нарушением интеллекта, как правило, отрицательно влияет на развитие всех сторон речи в целом. Без коррекционно-направленной работы данная категория детей не сможет в полной мере получить и осмыслить информацию о окружающей действительности.
Вышеизложенные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта свидетельствуют о том, что для обучения и воспитания детей данной категории необходим охранительный коррекционный режим.
Как указывают Е. А. Екжанова, Е. А. Кулешова, Е. А. Стребелева, охранительный коррекционный режим - это порядок и условия содержания больных, предусматривающие максимальное устранение факторов, действующих отрицательно на их психику. Соблюдение охранительного коррекционного режима, что предполагает заботу о сохранении и укреплении здоровья детей. Организация охранительного режима предусматривает: снижение перегруженности организма; постоянную смену деятельности на протяжении всего дня, недели и внутри совместной деятельности; соблюдение гигиенических требований; обеспечение отдыха ребенку в ходе образовательной деятельности и в ее промежутках; чередование сложных заданий с менее сложными заданиями и совсем простыми по выполнению; снятие возбуждения и напряжения в начале и в конце образовательной деятельности; достаточное пребывание на свежем воздухе и полноценный дневной сон; проведение консультативной работы с родителями по соблюдению охранительного режима в домашних условиях.
Цель исследования - изучить режимные процессы в образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Составить оптимальный режим дня в малокомплектной дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
Объект исследования - обучающиеся дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: коррекционное значение режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать состояние режима дня в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3. Оценить эффективность содержания режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), аналитический (качественный анализ полученных данных).
Степень разработанности проблемы
В настоящее время есть достаточно много литературы по организации режима дня детей дошкольного возраста, но на наш взгляд опыта организации режима дня в дошкольных образовательных организациях реализующих инклюзивную практику на достаточно отдаленных от центров территориях очень мало или практически отсутствует. Разработанность данной темы вызывает интерес и еще и с точки зрения организации коррекционной работы ввиду отсутствия специалистов на отдаленных от центра территориях.
Структура ВКР
Работа состоит из трех глав. В первой главе нами был проведен анализ литературы по проблеме исследования. Во второй главе мы изучили способы построения режима дня в дошкольных образовательных организациях. В третей главе нами были описаны способы модернизации режима дня в воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта и даны методические рекомендации для специалистов и воспитателей по организации режима дня в инклюзивной практике. При написании работы мы использовали 67 источников литературы
Большинство авторов (И. В. Белякова, В. С. Васильева, Л. В. Занков, И. В. Ковалева, В. Г. Петрова и др.) отмечают, что у детей с нарушением интеллекта наблюдаются особенности в эмоциональном и социально-личностном развитии. Ребенок с нарушением интеллекта как правило мало эмоционален, не склонен к подражанию и не особо интересуется чем-то новым. У ребенка не вызывают интерес его достижения, и он не проявляет заинтересованность в самостоятельной деятельности. Последствиями поражения ЦНС как правило являются нарушения в моторно-двигательной сфере. Ребенок плохо координирует движения и медленно переходит к другой деятельности; так же он испытывает трудности в запоминании движений.
О. Н. Усанова подчеркивает, что дети с нарушением интеллекта имеют сниженное восприятие окружающей действительности, что отражается на развитии предметной деятельности. Предметно-игровую деятельность дети заменяют манипулятивной. Поскольку у детей нарушены процессы слухового и зрительного восприятия, то информация запоминается медленно и частично.
Поражение ЦНС у детей с нарушением интеллекта, как правило, отрицательно влияет на развитие всех сторон речи в целом. Без коррекционно-направленной работы данная категория детей не сможет в полной мере получить и осмыслить информацию о окружающей действительности.
Вышеизложенные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта свидетельствуют о том, что для обучения и воспитания детей данной категории необходим охранительный коррекционный режим.
Как указывают Е. А. Екжанова, Е. А. Кулешова, Е. А. Стребелева, охранительный коррекционный режим - это порядок и условия содержания больных, предусматривающие максимальное устранение факторов, действующих отрицательно на их психику. Соблюдение охранительного коррекционного режима, что предполагает заботу о сохранении и укреплении здоровья детей. Организация охранительного режима предусматривает: снижение перегруженности организма; постоянную смену деятельности на протяжении всего дня, недели и внутри совместной деятельности; соблюдение гигиенических требований; обеспечение отдыха ребенку в ходе образовательной деятельности и в ее промежутках; чередование сложных заданий с менее сложными заданиями и совсем простыми по выполнению; снятие возбуждения и напряжения в начале и в конце образовательной деятельности; достаточное пребывание на свежем воздухе и полноценный дневной сон; проведение консультативной работы с родителями по соблюдению охранительного режима в домашних условиях.
Цель исследования - изучить режимные процессы в образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Составить оптимальный режим дня в малокомплектной дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
Объект исследования - обучающиеся дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: коррекционное значение режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать состояние режима дня в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3. Оценить эффективность содержания режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), аналитический (качественный анализ полученных данных).
Степень разработанности проблемы
В настоящее время есть достаточно много литературы по организации режима дня детей дошкольного возраста, но на наш взгляд опыта организации режима дня в дошкольных образовательных организациях реализующих инклюзивную практику на достаточно отдаленных от центров территориях очень мало или практически отсутствует. Разработанность данной темы вызывает интерес и еще и с точки зрения организации коррекционной работы ввиду отсутствия специалистов на отдаленных от центра территориях.
Структура ВКР
Работа состоит из трех глав. В первой главе нами был проведен анализ литературы по проблеме исследования. Во второй главе мы изучили способы построения режима дня в дошкольных образовательных организациях. В третей главе нами были описаны способы модернизации режима дня в воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта и даны методические рекомендации для специалистов и воспитателей по организации режима дня в инклюзивной практике. При написании работы мы использовали 67 источников литературы
Наше исследование посвящено проблеме изучения коррекционного значение режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта.
Анализ литературных данных, касающихся проблемы коррекционного значение режима дня, показал, что режим дня - является важной частью здорового образа жизни. Он должен включать строгую смену видов деятельности.. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной режим, наиболее удобный для него, учитывая характер своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгий график с поминутно рассчитанным временем на каждый день, однако он может являться неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит распределить нагрузку на организм.
Правильно организованный и строго соблюденный режим выступает основой укрепления здоровья, и способствует выработке определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать всем - и взрослым, и детям, так как отсутствие режима или частое его изменение ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Охранительный коррекционный режим играет главную роль для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, потому что согласно ему строится правильный распорядок дня ребенка, чтобы избежать переутомления и перевозбуждения, и способствовать благоприятной атмосфере. Коррекционный режим предусматривает тщательное планирование всех видов деятельности обучающихся, и определяет их поведение. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Н.П. Артюшенко, Н.В. Варламова, Е.А. Екжанова, Е.А. Кулешова, О.А. Рыбакова, Е.А. Стребелева, и др.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику реорганизации режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Н. Бузаевой [12], Л.К. Бурчик, Н.Г. Коноваловой [13], Н.П. Буцинской, В.И. Васюковой, Г.П. Лесковойос [14], Г.Н. Сперанский [56], Т.Е. Харченко [64], В. Янченко [67].
Исследовательская работа, проведенная на базе Малокомплектного детского сада п. Таежный Красноярского края общеразвивающей направленности и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. По результатам наблюдения за организацией режимных процессов мы выяснили что режим дня реализуемый в данной дошкольной образовательной организации соответствует всем требованиям к организации режима дня.
2. Также мы выяснили, что работа по организации режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при проведении модернизации режима дня
3. Реорганизовав режим дня таким образом, чтобы учесть все индивидуальные особенности детей нами была замечена значительная динамика в овладении бытовыми навыками у детей, в формировании толерантного отношения между детьми, повысился уровень мотивированности детей на деятельность.
Поэтому мы пришли к выводу, что соблюдение режима дня в обучении и воспитании будет способствовать физическому развитию и повышению работоспособности детей с нарушением интеллекта. Работу по
организации режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта необходимо расширять и совершенствовать.
Анализ литературных данных, касающихся проблемы коррекционного значение режима дня, показал, что режим дня - является важной частью здорового образа жизни. Он должен включать строгую смену видов деятельности.. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной режим, наиболее удобный для него, учитывая характер своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгий график с поминутно рассчитанным временем на каждый день, однако он может являться неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит распределить нагрузку на организм.
Правильно организованный и строго соблюденный режим выступает основой укрепления здоровья, и способствует выработке определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать всем - и взрослым, и детям, так как отсутствие режима или частое его изменение ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Охранительный коррекционный режим играет главную роль для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, потому что согласно ему строится правильный распорядок дня ребенка, чтобы избежать переутомления и перевозбуждения, и способствовать благоприятной атмосфере. Коррекционный режим предусматривает тщательное планирование всех видов деятельности обучающихся, и определяет их поведение. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Н.П. Артюшенко, Н.В. Варламова, Е.А. Екжанова, Е.А. Кулешова, О.А. Рыбакова, Е.А. Стребелева, и др.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику реорганизации режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Н. Бузаевой [12], Л.К. Бурчик, Н.Г. Коноваловой [13], Н.П. Буцинской, В.И. Васюковой, Г.П. Лесковойос [14], Г.Н. Сперанский [56], Т.Е. Харченко [64], В. Янченко [67].
Исследовательская работа, проведенная на базе Малокомплектного детского сада п. Таежный Красноярского края общеразвивающей направленности и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. По результатам наблюдения за организацией режимных процессов мы выяснили что режим дня реализуемый в данной дошкольной образовательной организации соответствует всем требованиям к организации режима дня.
2. Также мы выяснили, что работа по организации режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при проведении модернизации режима дня
3. Реорганизовав режим дня таким образом, чтобы учесть все индивидуальные особенности детей нами была замечена значительная динамика в овладении бытовыми навыками у детей, в формировании толерантного отношения между детьми, повысился уровень мотивированности детей на деятельность.
Поэтому мы пришли к выводу, что соблюдение режима дня в обучении и воспитании будет способствовать физическому развитию и повышению работоспособности детей с нарушением интеллекта. Работу по
организации режима дня в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта необходимо расширять и совершенствовать.
Подобные работы
- МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



