Глава 1. Теоретические аспекты правового воспитания старшеклассников
в школе 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2. Понятие и сущность правового воспитания 16
1.3. Правовое воспитание старшеклассников в школе: формы и методы... 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию старшеклассников в МАОУ СОШ №146 39
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ №146 по правовому воспитанию
старшеклассников 39
2.2. Диагностика правовой воспитанности старшеклассников в школе 46
2.3. Разработка и частичная реализация комплекса мероприятий по правовому
воспитанию старшеклассников в школе 54
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Актуальность темы исследования обусловлена тем что сегодняшняя жизнь преподносит нам новые требования: умение делать сознательный выбор в неопределенной ситуации, нести полную ответственность за свои деяния, адаптироваться к социальным изменениям, находить компромиссы. Но ситуация в нашей стране такова, что процессы приобщения к нормам права не подкрепляются правовыми традициями, в обществе законы не являются абсолютной ценностью из-за низкого уровня правовых знаний. Все это делает актуальной проблему правового воспитания старшеклассников, в решении которой главную роль играет деятельность педагогов общеобразовательной школы.
Несмотря на важность обозначенных вопросов, необходимо отметить, что в средней общеобразовательной школе, не всегда уделяют должное внимание работе по правовому воспитанию старшеклассников. Многие обучающиеся имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
В связи с этим традиционная схема правового воспитания, когда старшеклассникам передаются готовые знания, оказывается малоэффективной. Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением.
Для побуждения учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения правовыми компетенциями следует использовать методы, способствующие формированию и развитию познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
На пороге вступления во взрослую жизнь старшеклассникам необходимо проявлять уважение к государству и праву, знать свои права и обязанности, а также уметь защищать себя в рамках закона.
Исследованию проблемы правового воспитания старшеклассников посвящено внушительное количество работ ученых - педагогов, психологов. Большой вклад в развитие теории правового образования внесли
Э.З. Генишер, Л.М. Матвиенко, А.Ф. Никитин, Г. Орлов, Е.А. Певцова, Н.Г. Суворова и другие. Проблема становления и развития правового воспитания нашла отражение в трудах Т.И. Акимовой, М.И. Воловиковой, Р.С. Байниязова, Н.И. Элиасберг, Д.И. Фельдштейна и др.
Противоречие исследования заключается в том, что с одной стороны существует необходимость в развитии правового воспитания, а с другой стороны в практической деятельности формы и методы правового воспитания используются не в полной мере.
Проблема исследования: каковы формы и методы правового воспитания старшеклассников в школе.
Объект исследования: процесс правового воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: формы и методы правового воспитания старшеклассников в школе.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старшеклассников в школе.
Гипотеза исследования: правовое воспитание старшеклассников в школе будет успешным, при:
• использовании активных форм работы (дискуссий, проектной деятельности, интеллектуальных игр);
• разработке и частичной реализации комплекса мероприятий по правовому воспитанию, обеспечивающий необходимые знания и умения старшеклассников в области права.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие и сущность правового воспитания.
3. Определить формы и методы правового воспитания старшеклассников в школе.
4. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ № 146 по организации правового воспитания старшеклассников.
5. Провести диагностику правовой воспитанности старшеклассников в МАОУ СОШ №146.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация.
• Эмпирические: анкетирование, анализ документов, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 146 г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя оглавление, введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Старшеклассник - это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов. Старший школьный возраст охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 9 -11 классов школы.
Старший школьный возраст характеризуется:
• Сохранением материальной и эмоционально-комфортной функции семьи.
• Сохранением решающей роли школы в удовлетворении школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей.
• Значительным возрастанием роли самообразования и самовоспитания.
• Возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды.
• Заменой защитной роли взрослых на функцию ориентирования на будущее.
Исследуя в своей работе правовое воспитание, мы определили, что правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Следующим этапом нашего исследования было определение форм и методов правового воспитания старшеклассников. К формам правового воспитания относят правовую пропаганду, правовое обучение, юридическую практику и самовоспитание. К методам правового воспитания относятся:
• методы формирования правосознания (рассказ, убеждение, разъяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж);
• методы организации правосообразной деятельности (поручение, воспитывающие ситуации);
• методы стимулирования правопослушного поведения (поощрение, наказание);
• методы контроля и самоконтроля поведения воспитанников с позиций правовых норм.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 146 г. Екатеринбурга.
В ходе проведения первичной диагностики старшеклассников по правовому воспитанию мы получили невысокие результаты. У старшеклассников были выявлены проблемы, которые привели к необходимости разработки комплекса мероприятий по правовому воспитанию.
После реализации комплекса мероприятий были получены результаты, свидетельствующие о том, что в исследовательской группе начала происходить положительная динамика. В связи с этим, мы можем сделать вывод о разработке правильного комплекса мероприятий по правовому воспитанию для старшеклассников.
1. Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 2. 80 с.
2. Абашкина О.Н., Бойко С.В. Организация преподавания права в образовательном учреждении. М.: Новый учебник, 2002. 272 с.
3. Астахов, П. Я и государство. М.: Эксмо, 2011. 80 с.
4. Байниязов Р.С. Структура и функции правосознания: учеб. пособ. Саратов, 2006. 64 с.
5. Барашкова В.И., Попова П.П. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования. Великий Новгород, 2003. 60 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. № 4. 450 с.
8. Бондарев А. С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь, 2006. 192 с.
9. Безукладникова И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс]. URL: http://innvik.ucoz.ru/index/0-40. (дата обращения: 15.05.2018).
10. Будникова Л.К. Использование активных методов обучения в формировании правовых компетенций учащихся / под ред. Г. Н. Артемьева. Нижневартовск, 2013. 175 с.
11. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психол. журн. 2004. № 5. 75 с.
12. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
13. Гаврилина Л. К., Бызова В. М. Кризисы взрослой жизни. Моменты роста. СПб.: Речь, 2010. 221 с.
14. Генишер Э.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 49 с.
15. Гришаев С.П. Права и обязанности родителей и детей // СПС КонсультантПлюс. 2011...