Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы происхождения Революции конца XVIII века во французской историографии XX века

Работа №97270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭПОХА КЛАССИКОВ (ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII В. ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 1900-1940 ГГ) 11
ГЛАВА 2. ВРЕМЯ ОЖЕСТОЧЕННЫХ СПОРОВ (ИСТОКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕПЦИЯХ ИСТОРИКОВ 1950-1970 ГГ) 26
ГЛАВА 3. ДВЕРИ В НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ (НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОКОВ РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 1980-1990 ГГ) 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Французская революция конца XVIII века. Каких только нет названий у этих событий, произошедших во Франции в 1789 году. «Великая», «буржуазная», «антифеодальная», «капиталистическая», «результат
заговора», «занос», «перелом между эпохами» - какие богатые на смыслы характеристики давали историки этим событиям. Была ли революция вписана в рамки периода 1789-1794, или она началась задолго до этих событий? Одна это была революция или три разных, возникал другой вопрос. Более того, была ли сама Революция, или все-таки это миф и выдумки? На протяжении всего изучения данных событий, начиная с конца XVIII века и заканчивая нашим временем, историки давали Революции самое разное объяснение.
К концу XIX века была создана «классическая» историография Революции. К ней относятся такие историки как Ф. Минье, А. Тьер, А. Олар, определяющие характер революции как антифеодальный и буржуазный. Такая «социальная» трактовка якобинского режима, согласно которой его политика служила интересам определенного общественного слоя Франции, была высказана в публицистике еще во время революции Г. Бабефом, П. Т. Дюран де Майаном и поддержанная в XIX в. историками социалистического направления - Ф. Буонарроти, Л. Бланом, - стала преобладающей в XX столетии, когда на ведущие позиции в изучении Французской революции конца XVIII в. вышли исследователи-марксисты, именно в социальном подходе видевшие ключ к научному пониманию политических явлений.
Однако не все ученые были удовлетворены такой трактовкой, несмотря на то, что она была превалирующей в начале XX века. На протяжении всего столетия не угасали дискуссии на данную тему. Расцветали и угасали направления в изучении Революции, находились и опровергались различные доказательства этих теорий. Из архивов извлекались новые документы, вокруг которых возникали споры. И, конечно же, была написана не одна сотня исторических трудов в подтверждение различных теорий.
Исходя из этого, актуальность исследования состоит в следующем: причины и предпосылки Революции противоречивы и многочисленны, не одно поколение историков пытается охарактеризовать их и систематизировать. На протяжении XX века одно за другим сменились несколько исторических направлений в изучении этих причин. Мы попытаемся проанализировать их, дать характеристику и выявить факторы их возникновения.
Объект исследования: историография Французской революции.
Предмет исследования: исторические концепции о происхождении Революции, разработанные в XX веке.
Цель: выявить особенности трансформации взглядов историков о происхождения Французской революции.
Задачи:
• Рассмотреть взгляды представителей различных течений на происхождение революции.
• Определить позицию каждой из исторических концепций.
• Представить современную историческую оценку данного события.
Хронологические рамки: нижняя граница исследования определяется 1901-1903 гг. - выходом четырехтомника Ж.Жореса «Социалистическая история Французской революции»; верхней границей можно обозначить конец XX века, когда издается книга Р.Шартье «Культурные истоки Французской революции», которая ознаменовывает завершение большинства дискуссий касательно происхождения революции.
Территориальные рамки исследования: территория Франции.
Характеристика источниковой базы: все изученные нами источники относятся к типу письменных (классификация Л.Н. Пушкарева). Также они делятся на две категории: франкоязычные и русскоязычные.
В качестве источниковой базы для данной работы послужили:
• Труды, статьи, рецензии авторов основных концепций, которые позволили охарактеризовать каждое из основных направлений в изучении истоков Революции.
• Биографические работы о ведущих авторах, которые могут позволить проследить жизненный путь историков и выявить причины формирования их взглядов.
• Историографические исследования, с помощью которых можно проследить развитие основных концепция, критику и их интеграцию в историческую науку.
• Периодика: выпуски одного из ведущих журналов по истории Французской революции - «Анналес хисторик де ла франсез» - в период с 1999 по 2015 год, анализ которых помог установить современное видение причин Революции в исторической науке.
• Учебная литература: в данной категории представлены основные современные учебники младшей и средней ступени французской школы, благодаря которым был проведен сравнительный анализ научной трактовки причин Революции и преподавания этой темы в школе.
Методы исследования: кроме общенаучных методов, таких как анализ, синтез, индукция и другие, также были использованы методы интеллектуальной и ментальной истории.
Историческая наука переживает в конце XX в. глубокую внутреннюю трансформацию, которая ярко проявляется в трудной смене поколений, интеллектуальных ориентаций и исследовательских парадигм, самого языка истории. Современная историографическая ситуация все чаще и все уверенней характеризуется как постмодернистская. Представителями данного течения являются Х. Уайт, Р. Шартье, Г. Спигел. Главный вызов постмодернизма истории направлен против ее представления об исторической реальности и, следовательно, об объекте исторического познания, которые выступают в новом толковании не как нечто внешнее познающему субъекту, а как то, что конструируется языковой и дискурсивной практикой.
Признание активной роли языка, текста и нарративных структур в созидании и описании исторической реальности является базовой характеристикой так называемого нового культурологического подхода к истории, под которым обычно понимают совокупность некоторых наиболее общих теоретических и методологических принципов, разделяемых новой культурной и новой интеллектуальной историей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Революция привела к краху Старого порядка и утверждению во Франции нового, более демократичного и прогрессивного общества. Ослабление религиозности, «потускневший» образ монарха, политизация народного сознания способствовали качественному скачку середины XVIII века, подъему движения на новый более высокий уровень, что и отразилось в формировании общественного мнения, достижениях философской мысли, широком распространении и резкости обличительной литературы. Результатом же воздействия этих факторов стал дальнейший рост критических настроений и возникновение обстановки, делавшей революцию возможной. С итогами Революции, кажется, все понятно.
Однако причины Французской революции еще долго будут будоражить умы исследователей. С появлением новых еще не изученных источников, более совершенных методов исследования, мы будем находить еще неизвестные зацепки и подтверждения тем или иным гипотезам. Смена идеологий, как это было в начале XX века в СССР, будет приводить к рассмотрению уже известных материалов через призму других взглядов.
Мы проанализировали историографию XX века, прошли вместе с ведущими историками их путь, проследили за появлением, расцветом и затуханием основных школ и концепций и пришли к выводу, что все они, в конце концов, составили обширное и глубокое описание такого уникального феномена как Французская революция.
Если говорить о каждой концепции отдельно, то любая из них пришла в историческую науку в свое время.
Классическая историография появляется на волне популярности марксизма, в то время когда политическая история уже начинала себя исчерпывать. Новый пласт социально-экономических проблем захватил историков. Безусловно, на ее расцвет повлияли общие условия острого послевоенного кризиса. Октябрьская революция в России, революции в Германии и Австро-Венгрии дали мощный толчок подъему революционных и социалистических идей. Во Франции обострилась социальная борьба, значительно усилилось рабочее движение, возникла сильная Коммунистическая партия, возросло влияние марксизма. Общественное внимание гораздо больше, чем раньше стали привлекать экономические и социальные вопросы, положение трудящихся масс, народные движения.
Именно в это время выходят в свет многотомные, монументальные труды по истории Революции классиков, где на основании богатейшего архивного, статистического материала были сделаны основополагающие выводы для марксисткой концепции понимания Революции. Как раз Жорес в противовес Олару затронул социальные и экономические проблемы, которым раньше уделялось не столь пристальное внимание. Жорес особо подчеркивает, что революция стала завершением долгой экономической и социальной эволюции общества, которая привела к господству буржуазии. Матьез, его последователь, так же подчеркивает, что весь XVIII век, развитие отношений на всех уровнях, политическом, экономическом, социальном и культурном, привели к революционному взрыву 1789 года. Он утверждает, что главными подстрекателями в народной среде являлись представители из класса буржуазии.
Однако в противовес Жоресу, Матьезу и их социально-экономической интерпретации Революции появляются труды Кошена и Морне, которые главную роль в событиях конца XVIII века отводят процессам, происходившим в общественном сознании, а так же Просвещению и его влиянию на социум. Это столкновение «классической» концепции и социальной психологии оказало влияние на дальнейшие исследования и повлияло на отход от первой.
Концепция ревизионистов и атлантиков приходит на смену марксизма в момент, когда он себя исчерпывает не только как подход в изучении данной темы, но и вообще как учение. В не меньшей степени повлиял кризис и падение Четвертой республики, как оплот социализма.
Главная задача представителей атлантической теории, Годшо и Палмера, доказать, что французская революция являлась лишь частью революции более глобальной. Благодаря работам ревизионистов, таких как Фюре, Рише, Озуф, окончательно оформилась концепция, ограничивающая ее прогрессивное значение так называемой «революцией элит», то есть господством буржуазно-дворянского блока. Напротив, народные движения, якобинское правление и социально-экономические свершения этого периода оценивались как реакционные аспекты революции, задержавшие поступательное развитие страны по капиталистическому пути. Однако ревизионизм оказался слишком «резким» отрывом от классической историографии.
На смену ревизионизма в 80-е приходит более спокойный и не такой критичный постмодерн. Основные дискуссии завершаются, теперь историки не претендуют на то, что их теория единственно верная. Концепция Дарнтона и Шартье подводит черту под XX веком, в которой основной упор делается на изучении общественного сознания и его изменениях.
Изучение ментальности и исторической антропологии осталось важным направлением научных исследований, однако центр внимания переместился в область истории культуры. По словам Ле Гоффа, «подобно экономике и социальной истории в прошлом, история культуры ныне имеет тенденцию захватить всё поле исторических исследований». Культурологию французские ученые рассматривают очень широко, включая в нее все формы духовной жизни, системы ценностей, идеологические и религиозные течения, труд, развлечения, ритуалы и многое другое. Культурологи занялись и такими темами, которые раньше вообще не изучались, например, историей «отклоняющегося поведения», историей маргинальных групп населения, историей сексуальности, историей женщин.
Но чем же все-таки завершается спор о сущности революции? Ведь отголоски всех концепция продолжают жить в той или иной мере. Возможно, помочь в этом может вывод о том, как преподается история Революции в школах, то есть людям далеким от исторических дискуссий. Мы проанализировали самый современный учебник по геоистории, по которому сейчас изучают историю Революции большинство французских учащихся (См. Приложение). Выделяется два безусловных фактора: влияние идей Просвещения, причем подчеркивается, что это только влияние на умы общества, которое подготовило его для определенных изменений, и воздействие Американской революции как первой в череде атлантических революций. Такая трактовка происхождения Революции вполне соотносится с последними разработками историков.
Итак, мы можем подвести итог нашему исследованию. XX век оказался весьма насыщенным для историографии Французской революции, сменилось несколько ведущих концепций, был пережит период ожесточенных споров, чтобы в конце концов история Революции впитала в себя все исследования, образуя огромное многоликое сооружение, ужасающее и в то же время восхищающее своей глубиной и сложностью.


1. Адо А. В. Документы истории Великой французской революции. М., 1990-1992. Т 2.
2. Адо А. В. Крестьяне и Великая Французская Революция. Крестьянское движение в 1789-1794гг. М. : издательство МГУ. 1987. Издание 2-е, переработанное и дополненное.
3. Блуменау С. Ф. Учред. собрание и избирательный ценз // Всеобщая история: современные исследования. Брянск. 2005. № 14.
4. Блуменау С. Ф. Фискальный пресс накануне Великой Французской революции и налоговые реформы Учредительного собрания // Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. 2008. № 17. С. 75-89.
5. Годшо Ж. О книге Ф. Фюре // Французский ежегодник 1979. М. : Наука. 1981. С. 255-260.
6. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории Франции. Приложение: История, антропология и журналистика. Интервью с Робертом Дарнтоном. М., 2002.
7. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из французской культуры. М. : Новое литературное обозрение. 2002. 384 с.
8. Дарнтон Р. Высокое Просвещение и литературные низы в предреволюционной Франции. / Пер. с англ. Г. Дашевского // НЛО. 1999. № 37. URL: http: //magazines.russ.ru/nlo/1999/37/darnton.html//.
9. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6-и т. Т.1 : Учредительное собрание (1789-1791). М. : Прогресс. 1976.
10. Кошен О. Малый народ и революция. Сборник статей об истоках Французской революции. М. : Айрис-пресс. 2004.
11. Лефевр Ж. Великий страх 1789 года. Реф. Чертковой Г.С. URL:http://istmat.info/node/28031//.
12. Лукин Н. Альфонс Олар // Историк-марксист. 1928. № 10. C. 71.
13. Манфред А.З. Великая французская революция (Посмертное издание). М., 1983.
14. Матьез А., Французская революция / Пер. с фр. К.И. Цидербаума. Ростов н/Д. 1995. С.25-33.
15. Морщихина Л.А. Эволюция взглядов Франсуа Фюре на Великую Французскую революцию. 2000 г. URL:http://larevolution.ru/evolution.html...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ