ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. История жанра лекции 5
1.2. Лекция как жанр научной коммуникации в аудитории 7
1.3. Речевое воздействие оратора 10
1.4. Лекция как форма воздействия на аудиторию 13
1.5. Приемы речевого воздействия в речи лектора Т.Б. Радбиля 15
1.6. Структура вузовской лекции 20
ГЛАВА 2. ЛЕКЦИОННАЯ ФОРМА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 23
2.1. Общие положения об уроке-лекции 23
2.2. Типология школьных лекций 28
2.3. Место лекционной формы в школе в соответствии с требованиями ФГОС
к современному уроку 32
2.4. Сходства и различия школьной лекции и вузовской 34
ГЛАВА 3. ВВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ФОРМЫ В ШКОЛЬНУЮ
ПРАКТИКУ 36
3.1. Рекомендации к методической разработке лекционной формы по
русскому языку в школе 36
3.2. Элемент лекции для школьников 8 класса на тему «Русский язык как
развивающееся явление» 42
3.3. Элемент лекции для школьников 8 класса на тему «Типы односоставных
предложений» 45
3.4. Элемент лекции для школьников 8 класса на тему «Стили речи» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Лекция, несмотря на традиционность формы, относится к востребованным жанрам в образовательном дискурсе. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе какой-либо дисциплины, включает в себя обычно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.
Целью лекции является формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, лекция выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции. В ряде случаев лекция может быть основным источником информации: при отсутствии учебников и/или учебных пособий; в случае, когда новые научные данные не отражены в учебниках; определённые разделы и/или темы сложны для самостоятельного изучения. В данных ситуациях именно лектор и может помочь в освоении материала.
В задачи лектора входит не только информировать аудиторию, ему нужно стремиться вызывать и удерживать внимание адресатов, способствовать их мыслительной активности и осуществлять речевое общение в энергичном режиме. Вопросы воздействия в этом устном жанре очень существенны. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность слушателя, способствовать формированию творческого мышления. Лекция может применяться, в том числе, в рамках классно-урочной системы в старшей школе. В педагогической литературе она рассматривается как специфическая форма и метод обучения.
Школьная лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, но и актуальностью изучаемой проблемы, глубиной, последовательностью и аргументированностью её раскрытия. Лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии, самостоятельной работы учащихся и др. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.
Актуальность обращения к проблеме значения лекционной формы в процессе обучения обусловлена тем, что лекция является одним из ведущих жанров учебно-научного подстиля академической речи, она не заменима в случаях, когда важно личное эмоциональное воздействие лектора на адресатов с целью влияния на формирование взглядов, необходима для развития навыков самоорганизации в школе. Также существует много вопросов, связанных со смысловым аспектом лекции, организационными принципами и методическими особенностями.
Объектом анализа в исследовании является жанр лекции в образовательном дискурсе. Предмет исследования - особенности использования лекционной формы в вузе и урока-лекции в школе.
Целью исследования является разработка рекомендаций по введению лекционной формы в практику обучения русскому языку в школе.
Задачи работы:
1) представить основные жанровые особенности лекции;
2) отметить отличия школьной лекции от лекции в вузе;
3) рассмотреть речь в жанре лекции как средство воздействия на слушателя;
4) описать особенности речи конкретного лектора;
5) составить методические рекомендации для использования лекционной формы в школе на уроках русского языка;
6) представить элементы лекционных занятий для школьного обучения.
Материалом для исследования послужили, во-первых, видеолекции Т.Б. Радбиля по курсу «Основы изучения языкового менталитета» для студентов, во-вторых, конспекты уроков по русскому языку для школьников.
Методы, используемые в работе: описательный при рассмотрении типологий лекций, метод наблюдения при сборе материала видеолекций, метод трансформации при составлении элементов уроков-лекций для школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике школьного преподавания при разработке школьной лекции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Рассмотрев сложившиеся подходы к организации лекции в вузе и школе, можно сделать некоторые обобщения.
Лекция традиционно считается вузовской формой обучения. Для осмысления методики, рационального построения материала современной лекции как жанра научной коммуникации рассмотрены научные труды, в которых названы возможные проблемы в деятельности лектора, описан опыт нововведений, выявлены организационные особенности и др. Лекция - это эффективная форма систематического живого контакта преподавателя с внутренним миром слушателя. Лектор - это и ученый, и оратор, и актёр, и воспитатель. Поэтому в работе также рассмотрены условия, благодаря которым достигается полноценное лекционное общение (в опоре на Леонтьева, Рогинского и др.) А именно: проведен анализ речевого воздействия на примере конкретного лектора. Тем самым определяется роль воздействующей функции в жанре лекции. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей лекционной формы. Поэтому так важно было проанализировать механизмы речевого воздействия. В методику анализа входило рассмотрение приёмов воздействия, основанных на использовании звуковых, морфологических, синтаксических, лексических и изобразительно-выразительных средств.
Лекционный процесс в школьной практике обучении русскому языку должен сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии, самостоятельной работы учащихся и др. Следовательно, важны разные существующие типологии урока-лекции.
По итогу двух глав выявлены сходства и различия между жанром лекции в вузовском обучении и в школьном, в плане смысловых аспектов, организационных принципов и методических особенностей.
В третьей главе разработаны методические рекомендации для использования лекционной формы в школе на уроках русского языка, в которых отражены цели, задачи, функции лекции, структура методической разработки, основные этапы урока-лекции и их описание. Особое место в методических рекомендациях отведено таким моментам, как методика подготовки текста лекции, методам активизации внимания слушателей, а также психолого-педагогическим основам применения визуальных, аудиальных средств в учебном процессе. В этой главе представлены элементы лекций для школьников 8 класса, которые были разработаны нами в опоре на планы-конспекты уроков действующих учителей русского языка (Евсиковой Натальи Леонидовны, Ровинской Марии Михайловны). А именно: лекция-диалог на тему «Русский язык как развивающееся явление», лекция-провокация на тему «Типы односоставных предложений», лекция- консультация на тему «Стили речи».
Таким образом, в работе выявлена значимость использования жанра лекции в учебном процессе. Сделан акцент на механизмах речевого воздействия в жанре лекции. Предлагается активное введение данного жанра в школьную практику обучения русскому языку с целью формирования навыков самоорганизации у школьников.
1. Ардовская Р.В. Лекции и дистанционное обучение // Высшее образование сегодня. - М. - 2006. -№ 2. - С. 56-59.
2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.
• 1974. - С. 351-384.
3. Базилевич С.В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий. - М.
• 2012. - № 4. - С. 103-112.
4. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. - 1994. - С. 56-66.
5. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е. Н. Медынского. — М. - 1948. -С. 181-203.
6. Белянин В.П., Бутенко ИЛ. Живая речь. Словарь разговорных выражений. - М. - 1994. - С. 192-194.
7. Бессонов А.А. Вузовская лекция: Памятка начинающему лектору. - Челябинск. - 2014. - С. 48-59.
8. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты.
• Л. - 1987. - С. 62-79.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону. - 2002. - С. 19-38.
10. Видеоуроки школьной программы, конспекты, тесты, тренажеры [Электронный ресурс]. URL: https://interneturok.ru/subiect/russian/class/8 (дата обращения: 2.03.2018).
11. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. - СПб. - 1847.
• С. 195-198.
12. Горбич О.И. ЛЕКЦИЯ № 3. Вузовские технологии обучения в школе. - 2009. - С. 136-146.
13. Железнякова О.М. Изжила ли себя лекция в вузе // Высшее образование сегодня. - М. - 2007. - № 3. - С. 30-33.
14. Зылева Н.В. Лекция-провокация или использование педагогического приёма «запланированная ошибка» в преподавании экономических дисциплин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - т. 1. - №2. - С. 214-226.
15. Иванов А.Н. Из практики проведения урока-лекции., РЯУШ. - 1987. - №8. - С. 18...