Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности концептуальных метафор в популярном экономическом дискурсе

Работа №97261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Метафора активно входит в жизнь современного человека и встречается практически во всех видах коммуникации. В последнее время происходит подъём интереса к этому понятию, существующему уже более двух тысяч лет. К изучению метафоры обращаются не только лингвисты, но и философы и психологи. Обилие литературы, посвященной метафоре, свидетельствует о том, что фундаментальная наука выходит на новый этап осознания ее сущности. Актуальность исследования обусловлена проблемой категоризации окружающей действительности, которая играет ключевую роль в когнитивной лингвистике, в рамках которой метафора выступает как проявление аналоговых возможностей человеческого разума. Метафора в современной когнитивистике определяется как основная ментальная операция над концептуальными структурами (доменами, фреймами, гештальтами, ментальными пространствами), как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира.
Объектом исследования послужил медийный экономический дискурс. Предметом исследования явились характерные особенности концептуальных метафор в экономическом дискурсе.
Цель исследования - осуществить анализ особенностей концептуальных метафор в популярном экономическом дискурсе.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования имеет место потребность в решении следующих задач:
> Дать понятие концептуальной метафоры;
> Раскрыть формирование словаря популярного экономического дискурса в связи с интенсивным распространением и внедрением в жизнь социума подъязыка экономики;
> Рассмотреть трактовку метафоры с точки зрения когнитивной лингвистики;
> Проанализировать понятие метафорической модели; 
Методологической основой исследования явился системно-структурный, диалектический, формально-логический,
графический методы, метод сплошной выборки, компонентный и контекстуальный анализ, дискурсивный анализ. Теоретическую и методологическую базу работы составили труды российских и зарубежных ученых, которые содержат частичные аспекты данной проблемы, статистические данные, публикации в печати. К ним можно отнести следующих авторов - Лакофф Дж., Джонсон М., Попова З.Д., Скляревская Г.Н, Мак Кормак Э. и др.
Проведён анализ популярного экономического дискурса отечественных масс-медиа. Для этого изучены статьи на тему «Бизнес, финансы и рынки» популярных отечественных журналов: «Деловой журнал РБК», «Экономика, предпринимательство и право», «Деньги», «Эксперт», еженедельный Интернет-журнал «Consulting.ru», русско-язычный сайт «Socionet», сайт «Wold Bank Reseach», статьи по финансовой тематике на сайте «Bis», а также зарубежные издания: «The economist», сайты BBC News и CNNMoney.com.
По данным СМИ было выявлено и проанализировано 5 моделей концептуальных метафор. Теоретическую значимость составляет наглядная демонстрация особой подсистемы лексики популярного экономического дискурса. Практическая значимость заключается в усвоении специфики научного стиля через экономический текст как своеобразный языковой материал. Работа состоит из двух глав: теоретической и практической. В теоретической части рассматриваются определения метафоры как языкового феномена, который привлекает внимание большого количества учёных. В практической части излагаются примеры, взятые из разных экономических дискурсов на русском и английском языках, с целью установить функции и особенности метафор и их употребление в такого типа текстов.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ 5
1.1 Понятие концептуальной метафоры 5
1.2 Основные положения когнитивной лингвистики 13
1.3 Сущность концепта 20
1.4 Понятие метафорической модели 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ
МЕТАФОРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 41
2.1 Национально-культурные и психологические характеристики
концептуальной метафоры экономического дискурса 41
2.2 Дискурсивные характеристики концептуальной метафоры
экономического дискурса 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках настоящей выпускной квалификационной работы было выполнено исследование на тему «Особенности концептуальных метафор в популярном экономическом дискурсе».
Представленный в выпускной квалификационной работе теоретический материал позволил осуществить анализ теоретических основ изучения концептуальной метафоры.
Когнитивная лингвистика исследует ментальные процессы, происходящие при восприятии, осмыслении и, следовательно, познании действительности сознанием, а также виды и формы их ментальных репрезентаций.
В когнитивистике существует общий подход к исследованию метафоры, но при более пристальном изучении выделяют несколько направлений в интерпретации данного лингвистического явления. Среди них пять направлений:
- теория концептуальной метафоры (conceptual metaphor theory);
- дескрипторная теория метафоры (descriptive theory of metaphor);
- теория метафорического моделирования (metaphorical modeling theory);
- теория концептуальной интеграции (theory of conceptual integration);
- теория первичных метафор(theory of primary metaphors).
Метафорическая модель формируется на существующем в сознании носителей языка «типовом соотношении семантики и непосредственной мотивации», которая находится в отношениях с вторичными и первичными значениями. Метафорические модели являются определенными концептуальными матрицами, так сказать таксонами разных систем мировидения, составными различных моделей мира.
При рассмотрении структуры метафорической модели, требуется рассматривать следующие ее признаки:
- исходную понятийную область (ментальная сфера донор, сфера источник, источник метафорической экспансии, источниковая сфера);
- новую понятийную область (ментальная сфера мишень, денотативная зона, реципиентная сфера, направление метафорической экспансии);
- типовые сценарии для этой модели, отражающие более характерные для исходной понятийной области последовательности ситуации;
- фреймы, которые относятся к этой модели, которые понимаются как фрагменты наивной языковой картины мира, структуирующие соответствующую понятийную сферу;
- составляющие каждый фрейм типовые слоты;
- компонент, связывающий вторичные и первичные значения единиц, охватываемых этой моделью.
Анализ медиа-текстов и Интернет-ресурсов на экономическую тематику показал, что тексты предназначены широкой межуданародной аудитории. Используется достаточно большое количество стилистических средств, таких как - ирония, игра слов, фонетические приёмы. Для повышения интереса к публикациям их создатели придают им личностную окраску.
Обращает внимание факт публикации экономических статей, которые используют коннотативные слова и словосочетания, косвенно отображающие оценку описываемого явления, являются средством экспрессии и эмоционального воздействия на читателя.
Для адекватного восприятия смысла используют коммуникативно значимый подтекст.
Анализ медиа-текстов позволяет заключить о присутствии национально-культурного и психологического употребления слов и выражений, отражающих специфику определённой культуры.
Наиболее характерными концептуальными метафорами являются метафоры с опорой на общее значение «человек и его внутренний и внешний мир». В странах Востока - Китая, Японии, Корее, Сингапура, Тайваня и др. распространены зооморфные метафоры, несущие яркую смысловую окраску текстам.
Анализ текстов популярных экономических дискурсов позволил нам сделать выводы о сущности экономического дискурса:
1. Экономические статьи выполняют все основные функции: информативную, развлекательную, образную, рекламную и идеологическую.
2. Спецификой лексического оформления статей является взаимодействие трёх подсистем: общеупотребительной, общенаучной и специальной.
3. Популярные экономические концепты насыщены выразительными метафорами, которые строятся на повседневной жизни человека.



Научная, учебная и специальная литература:
1. Арутюнова Н.Д., Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры: сб.// М.: Прогресс, 1990 г. с.5-33.
2. Бабушкин А.П., Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин // Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996 г. 104 с.
3. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н., Воскрешение метафоры // Словарь русских политических метафор // М., Прогресс, 2018 г. 351 с.
4. Баранов А.Н., Очерк когнитивной теории метафоры. Русская политическая метафора (материалы к словарю) // М.: Дрофа, 1991 г. - 180 с.
5. Баранов А.Н., Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры: почти двадцать лет спустя// Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // М.: Едиторал УРСС, 2004 г. 256 с.
6. Блэк М., Метафора./ Теория метафоры // М.: 1990 г., с. 153-172.
7. Болдырев Н.Н., Концептуальная основа языка [Текст] / Н.Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: коллектив. моногр. / гл. ред. сер. Е.С. Кубрякова; отв. ред. вып. Н. Н. Болдырев // М.: Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009 г., с. 25-78.
8. Болдырев Н.Н., Принципы и методы когнитивных исследований [Текст] / Н.Н. Болдырев // Принципы и методы когнитивных исследований: сборник научных трудов // Тамбов: Тамбовский гос. ун-т, 2008 г., с. 5-21.
9. Бондалетов В.Д., Русская ономастика // М.: Просвещение, 1983 г.
10. Бородулина Н.Ю., Метафорическая репрезентация экономических понятий как объект семиотического анализа: монография // Тамбов: Грамота, 2007 г., 184 с.
11. Будаев Э.В., Чудинов А.П., Метафора в политическом интердискурсе // Екатеринбург, 2006 г. 325с.
12. Воякина Е.Ю., Функциональный аспект концептуальной метафоры экономического дискурса // М.: 2010 г., с.60-65.
13. Галиуллина Г.Р., Татарская антропонимия в
лингвокультурологическом контексте: автореф. Диссертация д-ра филол. Наук Галиуллина // Казань, 2009 г.
14. Дейк Т.А., Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ.// Благовещенск: Изд-во БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000 г., 245с.
15. Дэвидсон Д., Что означают метафоры. / Теория метафоры / /М.: Луч,1990г. с. 173-193.
16. Залевская А.А., Психолингвистический подход к проблеме концепта / А.А. Залевская // Методические проблемы когнитивной лингвистики // М.: Прогресс, 2001 г., с. 36-44.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ