Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолингвистические технологии в обучении грамматике русского языка как неродного

Работа №97258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Грамматикон русской языковой личности 9
1.1 Формирование грамматической способности 11
1.1.1 Основные этапы формирования грамматической способности 11
1.1.2 Основные подходы к формированию грамматической способности .20
1.1.3 Последовательность усвоения грамматических форм 22
1.2 Исследование актуальности грамматических форм в детской речи 27
1.2.1 Категория падежа 28
1.2.2 Категория рода 29
1.2.3 Категория лица глагола 30
Глава 2. Психолингвистические технологии в обучении грамматике русского языка как неродного 34
2.1 Подходы к обучению русскому языку как неродному 35
2.1.1 Основные подходы к обучению русскому языку как неродному 35
2.1.2 Коммуникативный подход к обучению 38
2.1.3 Условия создания коммуникативной грамматики 39
2.2 Активный грамматический минимум в обучении РКН 42
Активный грамматический минимум начального периода обучения 44
Глава 3. Кодовые переключения в грамматиконе билингва 49
3.1 Подходы к изучению билингвизма 49
3.2 Подходы к организации грамматикона билингва 52
3.3 Переключение кодов и активный грамматический минимум 54
3.4 Активный грамматический минимум в преподавании русского языка в
школе 56
Заключение 61
Список литературы 65
Приложение №1 73
Приложение №2 78
Приложение №3 91
Приложение № 4 97

Данная работа посвящена исследованию грамматического компонента языковой способности билингва. Языковая личность билингва исследуется с точки зрения представленности в его сознании грамматических систем его родного языка и русского как неродного.
Актуальность работы обусловлена широким распространением в современном российском обществе ситуации двуязычия (в данной работе понятия билингвизм и двуязычие используются как синонимы), когда человек, владея родным языком, приезжая в Россию, начинает изучать русский язык как неродной (далее РКН). Необходим поиск новых, антропоцентрических подходов к обучению языку, в фокусе внимания которых не язык как таковой, а язык, присвоенный личностью, используемый ею, реализующийся в речи. Антропоцентрический характер лингвистических исследований объясняет интерес к носителю языка (языков в случае билингвизма), который одновременно и воспринимает чужие нормы и установления, и создает прецеденты, влияющие на изменение норм языка.
На первый план выступает понятие «языковая личность», которая языком владеет (представленность в сознании) и использует его (речепорождение и речевосприятие). Как отмечает Ю. Н. Караулов, «нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов 1987: 7].
Целью работы является выявление грамматического ядра русского языка в грамматиконе билингва, установление возможности использования полученных результатов в практике преподавания РКН. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи:
— определить основные психолингвистические подходы к изучению АГ (теория языковой личности, теория языковой способности);
• выделить ядро грамматикона билингва с позиций онтолингвистики и ассоциативной морфологии;
• определить преимущества коммуникативного подхода в процессе становления билингвальной личности;
• выявить возможности использования кодовых переключений в психолингвистическом исследовании грамматикона билингва.
Объектом исследования является грамматикон билингва (грамматический компонент языковой способности билингва).
Предметом исследования является грамматическое ядро русской языковой личности в грамматиконе билингва.
Методологической и теоретической базой исследования работе явились научные труды по онтолингвистике, онтобилингвологии, психолингвистике, методике преподавания иностранного языка, морфологии, таких ученых как А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, Ю. Н. Караулов, С. Н. Цейтлин, Т. А. Гридина, А. А Залевская, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Г.Н. Чиршева, В. К. Харченко, А. Н. Щукин.
Выявление грамматического ядра русской языковой личности проводилось на материале записей детской речи, взятых из дневника наблюдений А. Н. Гвоздева, корпуса детских высказываний В. К. Харченко, Словаря детской речи В. К. Харченко и Словаря детских словообразовательных инноваций С. Н. Цейтлин.
В ходе выполнения работы нами были задействованы следующие методы исследования:
• метод сплошной выборки из словаря;
• метод классификации;
• метод наблюдения;
• метод анализа ассоциативного поля;
• описательный метод.
Научная новизна исследования заключается:
• в изучении формирования грамматического компонента языковой способности в онтогенезе с позиций ассоциативной морфологии Ю. Н. Караулова;
• в проверке данных о формировании ядра грамматикона русской языковой личности на материалах детской речи;
• в возможности использовании кодовых переключений в коммуникации билингва в практике преподавания РКН.
Теоретическая значимость работы заключается:
• в разработке подхода к исследованию грамматикона билингва через моделирование активного грамматического минимума, представленного в сознании русской языковой личности;
• в дальнейшей разработке лингвистических и лингводидактических проблем билингвизма;
• в уточнении ряда аспектов взаимодействия языка и культуры, языка и мышления в сознании билингва;
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в практике обучения русскому языку. Кроме того, результаты исследования можно использовать в подготовке курсов лекций по психолингвистике, онтолингвистике, билингвологии, лингводидактике, методике преподавания иностранных языков...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данного исследования мы обращались к положениям онтолингвистики, психолингвистики, лингводидактики и билингвологии для выявления возможностей психолингвистического исследования грамматикона билингва.
В первой главе определены основные психолингвистические подходы к изучению грамматикона, выявлены этапы формирования грамматической способности, определены генетически более ранние формы грамматических категорий в речи ребенка, выявлены факторы, определяющие активность использования грамматических форм на ранних этапах онтогенеза.
В очень короткий период (два-три месяца) ребенок осваивает все основные морфологические категории (число и падеж существительных, время, число и лицо глагола). Усвоенный минимум позволяет ему соотносить описываемую ситуацию с моментом речи, маркировать основные семантические оппозиции (такие как субъект - действие, субъект - объект и т.д.). Ребенок получает возможность участвовать в коммуникации, осуществлять речевую деятельность и строить собственную грамматическую систему, постепенно приближаясь к усредненному варианту грамматикона взрослой языковой личности.
На начальном этапе освоения полная парадигма определенной грамматической категории не формируется, усваиваются именно отдельные грамматические формы. В сознании ребенка, в активной грамматике представлены не все формы парадигмы, часть из них остается в пассивном запасе. Однако этих более частотных форм хватает для первоначальной коммуникации.
Нами выделены генетически более ранние формы различных грамматических категорий, а также формы, не востребованные на начальном этапе речевого развития.
Для существительных актуальными являются формы именительного и винительного падежей единственного и множественного числа, для глаголов повелительного и изъявительного наклонений формы 1-го и 3-го лица единственного числа, для прилагательных формы мужского и женского рода. Неактуальны для ребенка на этапе развития от двух до пяти лет формы 2-го лица множественного числа глаголов, редко используемые формы среднего рода прилагательных.
Найденные лакуны подтверждают положения о диссипированности грамматики в ассоциативно-вербальной сети не только по данным ассоциативного словаря, но и по данным детской речи.
Предполагая, что генетически первичные грамматические формы, усваиваемые ребенком, остаются наиболее частотными на дальнейших этапах речевого развития, несут на себе основную речевую нагрузку, составляя ядро языковой системы, конструируемой ребенком, мы можем использовать эти же формы в качестве основы для конструирования ассоциативно-вербальной сети РКН. Далее сеть будет развиваться на основе этих форм. Языковая система может конструироваться, на основе усвоенных форм в их прототипических функциях.
Исследования граматикона билингва осуществляются в рамках коммуникативного подхода к преподаванию РКН. Основные положения данного подхода рассматриваются во второй главе нашей работы.
Отмечается, что традиционных критериев отбора грамматического минимума (частотности, распространенности и образцовости) недостаточно для создания подлинно коммуникативного описания грамматики, которое позволит осуществлять речевую деятельность на русском как неродном. Недостаточно и описание, предлагаемое теорией функциональной грамматики, так как это описание представляет язык как предмет и процесс, но не как способность (т.о. отсутствует собственно деятельностный компонент).
Представлен процесс разработки активного грамматического минимума на начальном этапе обучению РКН.
На основе выявленных грамматических форм создается грамматический минимум начального периода обучения. Формы именительного (в функции субъекта действия), винительного (в функции объекта действия и направления) и родительного (в функции субъекта и объекта) падежа единственного и множественного числа существительного. Формы первого и третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения глагола. Форма прошедшего времени мужского рода используется как немаркированная форма прошедшего времени для введения противопоставления глаголов по виду.
Выявленные грамматические формы можно использовать как основу активного грамматического минимума русского языка, своеобразное «грамматическое ядро» русской языковой личности. Таким образом выявленное грамматическое ядро становится основой для исследования грамматикона билингва и разработки (в дальнейшем) системы формирования, диагностики, коррекции и развития грамматической компетенции билингва.
Исследование грамматикона билингва строится на положениях онтолингвистики, онтобилингволгии и психолингвистики. Предлагается использовать полученное в результате нашей работы «грамматическое ядро» русской языковой личности для выявления грамматических кодовых переключений в билингвальной речи.
С этой целью выделяется ряд факторов, провоцирующих кодовые переключения в речи билингва:
• смена контекста общения;
• смена собеседника;
• смена темы (специфика темы);
• языковые лакуны в сознании билингва.
Продолжение исследования предполагает разработку конкретных психолингвистических процедур и их апробацию на практике.


1. Аврорин В. А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. С.49-62.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999.
3. Бондарко А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А. В. Бондарко. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2001. - 208 с.
4. Александрова, Н. Ш. Раннее двуязычие и пути пластичности. Наблюдения и размышления / Н. Ш. Александрова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сб. - М. : «Прометей» МИГУ, 2005. - С. 462-477.
5. Ахунзянов Э. М. Двуязычие и лексико-семантическая интерференция. — Казань, 1978.
6. Аюпова Л. Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии. — Свердловск, 1988.
7. Багироков Х. З. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков). РИО Адыгейский у-т, Майкоп, 2004.
8. Баженова О. В. Билингвизм: Особенности двуязычного воспитания или как вырастить успешного ребёнка
9. Баринова И. А., Нестерова О. А. о некоторых особенностях языковой личности билингва // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т: Грамота, 2015. № 4. Ч. 1
10. Бертагаев Т. А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления // Проблемы двуязы-чия и многоязычия. — М.: Наука, 1872. — С. 82-88.
11. Блинова С. Г., Цветкова Т. К. Проблема формирования билингвального
сознания в лингвистике и лингводидакти-ке // Ярославский педагогический вестник. URL: http://vestnik.
yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/25_6/ (дата обращения: 01.03.2018).
12. Блягоз З. У. Двуязычие: сущность явления, формы его существования. Интерференция и её разновидности. — Майкоп: РИО Адыг. ун-та,
2006.
13. Богин Г. И. Относительная полнота владения вторым языком. Калинин, 1978.
14. Вайнрайх, У. Одноязычие и многоязычие / У. Вайнрайх // Новое в лингвистике. - Вып. VI. Языковые контакты. - М., 1972. - С. 25-60.
15. Васильев Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. - М., 1995...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ