ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Закономерности формирования связного высказывания у старших
дошкольников с дизартрией 8
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития связного
высказывания у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Методика развития связного высказывания у старших дошкольников с
дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 25
2.1. Методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования уровня развития
связной речи старших дошкольников с дизартрией 31
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ .... 39
3.1. Методика обучающего эксперимента 39
3.2. Общие направления логопедической работы по развитию связной речи
с использованием изобразительной деятельности 41
3.3. Результаты контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Развитие речи в дошкольном возрасте происходит многопланово, но эта многоплановость в отношении детей с ОНР не стихийна, она должна быть чётко целенаправленна [4, с.121].
Развитие связного высказывания осуществляется в процессе общения, взаимодействия с разными людьми [18, с.421].
Дошкольников с ОНР, имеющих нарушение двигательного компонента, в том числе артикуляции звука, необходимо обучать связному высказыванию. В процессе обучения возможно и необходимо решать вопросы умственного, нравственного и эстетического развития [9, с.48].
Коррекция мелкой моторики возможна в процессе изобразительной деятельности. Традиционная методика учитывает возрастные особенности развития детей. Осваивая технику выполнения рисунка, дошкольник развивает моторику кистей рук и пальцев, в процессе выполнения рисунка педагог общается с ребёнком, по результату деятельности воспитатель может формировать связное высказывание у дошкольников.
Е. И. Тихеева, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Р.М. Чумичева в своих трудах раскрывают тему развития образной речи ребёнка при восприятии живописи.
Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо» [6, с.23].
С помощью изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с дизартрией постепенно:
- обогащается словарный запас теми терминами, которые первоначально находятся у детей в пассивном словаре, но на занятиях по изобразительной деятельности они входят в активный словарный запас;
- происходит становление и развитие речи как средства общения;
- улучшается регулирующая функция речи [28, с.113].
Изобразительная деятельность оказывает влияние на развитие речи у детей, поэтому необходимо разработать методику, позволяющую педагогу через создание образа вовлекать детей в активную, направленную речевую деятельность. В таком контексте данная проблема до настоящего времени рассматривалась недостаточно полно, что делает работу по данной теме актуальной.
Также актуальность данной работы основывается ещё на ряде положений:
- изобразительная деятельность является одним из ведущих типов деятельности у данной возрастной группы;
- при использовании на занятиях с детьми различных видов
изобразительной деятельности, заметно улучшается состояние речи детей дошкольного возраста;
- изобразительная деятельность способна развивать речь дошкольников в целом ряде направлений.
Объект исследования: изучение связного высказывания у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: коррекционная работа по формированию связного высказывания у старших дошкольников с дизартрией.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать и апробировать систему коррекционных занятий с использованием изобразительной деятельности, направленную на коррекцию связного высказывания у старших дошкольников с дизартрией.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. произвести анализ состояния проблемы исследования в современной научно-методической литературе;
2. изучить составление связного высказывания у старших дошкольников с дизартрией;
3. определить содержание коррекционной работы по формированию связного высказывания у старших дошкольников с дизартрией с применением различных видов изобразительной деятельности;
4. провести формирующий эксперимент с применением коррекционных упражнений;
5. определить эффективность коррекционной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования;
- анализ медицинской и педагогической документации;
- беседа;
- наблюдение;
- констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
- адаптация диагностических и формирующих методик;
- количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов;
- статистический анализ результатов экспериментального обучения.
Научная новизна исследования: совокупность полученных результатов содержит решение научной проблемы, касающейся логопедических основ развития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в изобразительной деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями по развитию связного высказывания у детей 5- 6 лет с дизартрией.
Результаты исследования уточняют и конкретизируют существующие методики развития связной речи у дошкольников с ОНР (В. П. Глухова, В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко).
В качестве базы для проведения экспериментальных исследований была выбрана старшая группа Филиал МАДОУ «Детский сад № 70» - «Детский сад № 41» г. Первоуральска.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией связной речи позволил установить, что данная проблема не утрачивает своей актуальности в педагогической теории и практике и требует продолжения дальнейшего теоретического осмысления.
Изучение понятия «связная речь» и аналитическое сравнение различных позиций относительно определения данного понятия позволили с учетом современных подходов рассматривать речь детей старшего дошкольного возраста как интегративное качество личности, которое обладает внутренней и внешней структурой и характеризуется знаниями, умениями, желаниями, стремлениями и реализуется в деятельности.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня связной речи детей 5-6 лет с дизартрией обусловлены следующими особенностями педагогической практики:
- неполноценно осуществляется работа по развитию связной речи детей 5-6 лет с дизартрией посредством изобразительной деятельности;
- недооцениваются потенциальные возможности изобразительной деятельности (рисования) в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;
- недостаточная методическая подготовленность педагогов к эффективному решению задач (выбору методов, форм работы).
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что старшие дошкольники имеют трудности в рассказывании текста, опираясь только на его иллюстрацию.
Проведенное исследование доказало, что проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией - по- прежнему является одной из самых актуальных тем в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Целью исследования было изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и определение основных направлений ее формирования.
В ходе проведения исследования были выявлены особенности состояния связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области становления и развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе изобразительной деятельности был разработан комплекс образовательной деятельности по рисованию с учетом поэтапного процесса развития у детей 5-6 лет с дизартрией связной речи.
В основу работы были положены принципы доступности, систематичности, последовательности, а также принципы тематического подхода и интеграции детских видов деятельности.
Выяснилось, что коллективная работа на занятиях, при которой дети имеют возможность общаться, вносить дополнения в рассказ другого ребенка и указывать на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний, благоприятно влияет на результат.
В результате практической работы было выявлено, что шестилетние дети с дизартрией обладают низкой подготовленностью к школе, поэтому овладение детьми навыков связной речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения.
Проведенная коррекционная работа показала, что изобразительная (продуктивная) деятельность содействует развитию многих важных факторов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Повышается уровень коммуникативной деятельности (в том числе связной речи), формируется всесторонняя развитость ребёнка как личности.
Происходит это за счёт того, что в изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой различных предметов и явлений. У ребёнка таким образом развивается образная, выразительная, связная речь, что непосредственно влияет на умственное развитие.
Разработанная система работы оказала положительное влияние на развитие связной речи детей с дизартрией, что подтвердилось диагностически.
В результате экспериментальной работы, наблюдаются изменения в развитии связной речи, грамматики и словаря у детей старшей группы с дизартрией, это говорит о том, что цели и задачи работы выполнены, гипотеза подтвердилась.
1. Алабужева, С. В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников [Текст] / С. В. Алабужева. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2003. - 445 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 288 с.
3. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 256 с.
4. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
5. Воробьева, В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией [Текст] / В. К. Воробьева. - М., 1995. - 152 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : собр. соч. / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
8. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. - М., 2005. - 318 с.
9. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 268 с.
10. Ефименко, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименко. - М. : Просвещение, 1981. - 193 с.
11. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Педагог, 2004. - 529 с.
12. Жукова, Н. С. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2011. - 211 с.
13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 161 с.
14. Качесова, М. А. Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности «Сказки и краски» [Текст] / М. А. Качесова. - Томск, 2003. - 185 с.
15. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
16. Кольцова, Л. Н. Ребенок учится говорить [Текст] / Л. Н. Кольцова. - М. : Просвещение, 1974. - 264 с.
17. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. - М., 2010. - 119 с.
18. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. - М., 1970. - 218 с.
19. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. - М., 1958. - 313 с.
20. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Лань, 2003. - 287 с.
21. Леушина, А. М. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / А.М. Леушина. - М., 1974. - 369 с.
22. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. - М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 196 с.
23. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 1999. - 139 с.
24. Мельникова, И. И. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] : кн. для логопеда / И. И. Мельникова. - М. : Просвещение, 1991. - 208 с.
25. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников [Текст] / Л. П. Носкова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
26. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. - МПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 528 с.
27. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева.
- Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 448 с.
28. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для дефектолог / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 310 с.
29. Река, Л. О. О занятиях по развитию речи [Текст] / Л. О. Река // Журнал дошкольного воспитания. - 1990. - №10. - 86 с.
30. Синцова, А. А. Занятия по развитию речи [Текст] / А. А. Синцова.
- М. : Чистые пруды, 2006. - 30 с.
31. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 1978. - 223 с.
32. Тихеева, Ю. Е. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
33. Ткаченко, Т. А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст] : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - М. : ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.
34. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М., 2001. - 237 с.
35. Ушакова, О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве [Текст] / О. С. Ушакова - М., 1996. - 40 с.
36. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
37. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1977. - 239 с.
38. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. - М., 1999. - 314 с.
39. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М., 1999. - 87 с.
40. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. - М., 1987. - 141 с.
41. Шаховская, С. Н. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб. заведений / С. Н. Шаховская. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
42. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : НПО МОДЭК, 1997. - 416