ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В ОЦЕНОЧНОЙ СТРУКТУРЕ 5
1.1. Проблема объема понятия «имя прилагательное» 5
1.2. Проблема классификации имен прилагательных 6
1.3. Оценка как основа для классификации имен прилагательных 8
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА 11
2.1. Понятие «реклама» и её функции 11
2.2. Специфика рекламного текста 14
2.3. Типология рекламы 17
2.4. Интернет-реклама как интегрированный тип рекламы 19
ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЕ 22
3.1. Оценочная структура 22
3.2. Рекламный текст как оценочная структура 25
3.3. Имя прилагательное в рекламе 28
3.4. Анализ оценочной структуры текста Интернет-рекламы 30
3.4.1. Методология анализа оценки 30
3.4.2. Анализ функционирования имени прилагательного в оценочной
структуре рекламного текста 32
3.4.3. Анализ оценочной структуры текстов разных тематических групп 37
3.4.4. Психолингвистический эксперимент 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В настоящее время Интернет-пространство представляет большое поле для лингвистических исследований. Одним из самых популярных объектов исследования является реклама. Лингвисты изучают рекламу с точки зрения дискурса [Куликова, 2008], стилевых особенностей [Жданова, 2015], «жанровой специфики» (Цит. по [Алещенко, 2011, с. 164]), исследуют особенности языка рекламы практически на всех уровнях языка: морфологическом [Уразаева, 2014], лексическом и синтаксическом [Должикова, 2009].
О недостаточно полном изучении грамматического аспекта пишет Н.Х. Уразаева в статье «Грамматические особенности частей речи в текстах баннерной Интернет-рекламы в социальных сетях», в которой рассмотрен исследователем прагматический потенциал имени существительного, имени прилагательного и глагола. Отличительной особенностью данного исследования является изучение имени прилагательного в аспекте оценки. Большинство исследований, затрагивающих вопрос о роли имен прилагательных в рекламе, ограничиваются функциями прилагательных [Бернадская, 2008], не учитывают функции рекламы как особого типа текста. Исследования, затрагивающие имена прилагательные, многочисленны и многообразны, но целостного представления о функционировании имен прилагательных в текстах интернет-рекламы нет.
Выше сказанное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования. Мы рассматриваем функционирование имени прилагательного в триединстве имени прилагательного, оценки и рекламного текста, которое можно представить как совокупность взаимосвязанных компонентов, где оценка - это связующее звено между именем прилагательным и рекламным текстом: имя прилагательное не только передает информацию о качествах рекламных объектов, но и способно давать им оценку в лаконичной форме.
Таким образом, объектом нашего исследования является функционирование имени прилагательного в тексте Интернет-рекламы, предметом - имя прилагательное как компонент оценочной структуры рекламного текста.
Цель нашей работы: определить специфику функционирования имен прилагательных в тексте Интернет-рекламы. Для достижения цели мы поставили ряд задач:
1) определить объем понятий «имя прилагательное», «оценка», «реклама», «средство рекламы», «рекламный текст», «Интернет-реклама»;
2) рассмотреть классификацию имен прилагательных, средств рекламы;
3) выделить функции имен прилагательных, рекламы, структурные элементы оценки;
4) рассмотреть трансформацию оценочной структуры в рекламном тексте;
5) дать классификацию языкового материала;
6) разработать методологию анализа оценочной структуры и проанализировать языковой материал в соответствии с методологией;
7) провести психолингвистический эксперимент для подтверждения полученных результатов.
В ходе исследования мы опирались на научные труды отечественных и зарубежных ученых в области имен прилагательных, оценки и рекламного текста, таких как А.А. Потебня, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюнова, А.А. Ивин, Н.Н. Кохтев, Ю.С. Вернадская, У.Ф. Аренс, А. Кромптон, А.А. Романов, Е.Н. Сердобинцева. Мы рассмотрели ряд понятий, проанализировали различные классификации, доказали взаимосвязи между различными компонентами триединства с помощью отобранных нами примеров.
Языковым материалом для исследования послужили тексты интернет- рекламы, расположенные на сайтах blizko.ru, e1.ru, ekaterinburg.flamp.ru, vk.com.
В работе были использованы метод сплошной выборки при сборе языкового материала, метод классификации языкового материала для установления основных тенденций в функционировании имен прилагательных в текстах интернет-рекламы, результат классификации представлен в третьей главе данной работы, метод контекстуального анализа для определения типа и выявления функции имен прилагательных представлен в первой и третьих главах, метод психолингвистического эксперимента для подтверждения выявленных особенностей функционирования имен прилагательных, результаты эксперимента представлены в третьей главе и приложении. В третьей главе настоящей работы дан алгоритм методики анализа оценки.
Структура нашей работы имеет следующий вид: первая глава содержит определение понятия «имя прилагательное», классификацию прилагательных и их функций, определение понятия оценки как основе классификации и выделения функций имен прилагательных; вторая глава - определение понятий «реклама», «рекламное средство», «рекламный текст», «Интернет- реклама», установление их связи и функции; третья глава содержит анализ оценочной структуры, ее трансформации в рекламном тексте на выбранных нами примерах, анализ функционирования имени прилагательного в оценочной структуре рекламного текста, психолингвистический эксперимент.
Для исследования специфики функционирования имени прилагательного в тексте Интернет-рекламы мы изучили научную и учебнометодическую литературу, собрали языковой материал - 227 текстов Интернет-рекламы, классифицировали их по объекту рекламы, проанализировали их как специфическую оценочную структуру, провели психолингвистический эксперимент для подтверждения теоретических и практических выводов, полученных в ходе анализа.
Определения имени прилагательного, оценки, рекламы, представленные нами в тексте работы, сопоставление оценочной структуры и структуры рекламного текста позволили выявить, что субъект оценки представляется субъектом пользы, потому что в рекламном тексте оцениваются предметы, услуги, обстоятельства, положение дел, которые являются хорошими/плохими для адресата сообщения как для участника ситуации, оценка носит положительный и абсолютный характер. Выделенные особенности отражены в методологии анализа оценки текста Интернет-рекламы отдельными пунктами.
Итог исследования текстов Интернет-рекламы на основе методологии базового анализа оценки В.А. Марьянчик, дополненного в соответствии со спецификой рекламного текста и цели исследовательской работы: объект рекламы является фактором, обусловливающим выбор имени прилагательного. Процент дескриптивных имен прилагательных больше в текстах интернет-рекламы, объектами которой являются банковские услуги, предметы мебели, автомобили, объекты недвижимости, мероприятия, услуги связи, мобильные приложения, образовательные и развлекательные услуги, услуги клиник, которым для выделения в ряде подобных достаточно перечислить качества, свойства, характеристики. Процент частнооценочных и собственно оценочных больше в текстах интернет-рекламы, объектами которой являются предметы быта, одежда и обувь, продукты питания, косметические и лекарственные средства, которым для выделения в ряде подобных требуется использовать приемы, основанные на оценочном восприятии объекта.
Для подтверждения выявленных особенностей мы провели психолингвистический эксперимент, основанный на методике заполнения текстовых лакун: стремление к уходу от оценочности нашло отражение в ответах респондентов, которые при заполнении лакун чаще использовали дескриптивные имена прилагательные. Подстановка ими частнооценочных и собственно оценочных имен прилагательных в отдельных текстах отражает тенденцию к использованию оценки там, где невозможно ограничиться описанием товара или услуги.
Полученные результаты исследования могут быть использованы не только при разработке рекламных текстов, но и при изучении имен прилагательных в школе, создании творческих работ обучающимися.
1. Абрамов Н.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5 000 синонимических рядов. Более 20 000 синонимов — 7-е изд., стереотип. — М.: Русские словари, 1999. - 431 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический словарь: Ок. 11000 синоним. рядов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус.яз., 2001. - 568 с.
3. Амилющенко А. Обзор рынка интернет-рекламы / А. Амилющенко // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2004. - № 3 (34). - С. 39-40.
4. Анатомия рекламного образа / Под ред. А.В. Овруцкого. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
5. Андрамонова Н.А., Балабанова И.Я. Оценочность как неотъемлемый компонент семантической структуры рекламного текста (на материале французского и русского языков) / Н.А. Андрамонова, И.Я. Балабанова // Вестник ТГГПУ. - 2011. - №4(26). - С. 148-153.
6. Арбатская Е.Д., Арбатский Д.И. О лексико-семантических классах имен прилагательных русского языка / Е.Д. Арбатская, Д.И. Арбатский // Вопросы языкознания. - 1983. - №1. - С. 52-85.
7. Аренс У. Ф. Современная реклама / У.Ф. Аренс, К.Л. Бове. - М.: Довгань, 1995. - 610 с.
8. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. С. 9-101.
9. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 607 с.
10. Балабанова И.Я. Лингвопрагматика рекламного текста (на материале русского и французского языков) / И.Я. Балабанова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №20 (274). - Филология. Искусствоведение. Вып. 67. - С. 27-30.
11. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр. Лит., 1955.
394 с.
12. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.: ЧеРо, 1999. - 128 с.
13. Бернадская Ю. С. Текст в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Ю.С. Бернадская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 288 с.
14. Быстрова Л.А., Поповичева А.А. Основные элементы рекламного текста и их языковые особенности (на материале французской и российской прессы) / Л.А. Быстрова, А.А. Поповичева // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. - 2009. - №1(2). - С.101-109.
15. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с...