СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ ТОК-ШОУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Речевое поведение и его особенности 5
1.2. Речевое воздействие и его приемы 8
1.3. Речевые стратегии и тактики 11
1.4. Гендерные особенности в речевом поведении 20
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ ТОК-
ШОУ 27
2.1. История происхождения жанра ток-шоу 26
2.2. Коммуникативное поведение ведущих ток-шоу «Наедине со всеми» и
«На ночь глядя» 30
1. Анализ речевых тактик и стратегий телеведущего 30
2. Анализ речевого воздействия в ток-шоу с учетом гендерных
особенностей ведущего 37
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 50
3.1. Программа элективного курса по русскому языку 50
3.2. Задания для элективного курса 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Речевое поведение и его особенности 5
1.2. Речевое воздействие и его приемы 8
1.3. Речевые стратегии и тактики 11
1.4. Гендерные особенности в речевом поведении 20
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЖАНРЕ ТОК-
ШОУ 27
2.1. История происхождения жанра ток-шоу 26
2.2. Коммуникативное поведение ведущих ток-шоу «Наедине со всеми» и
«На ночь глядя» 30
1. Анализ речевых тактик и стратегий телеведущего 30
2. Анализ речевого воздействия в ток-шоу с учетом гендерных
особенностей ведущего 37
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 50
3.1. Программа элективного курса по русскому языку 50
3.2. Задания для элективного курса 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Данная работа посвящена теоретическому рассмотрению понятий «коммуникативное поведение», «речевое воздействие» и его гендерных особенностей, «речевая стратегия» и «речевая тактика» и анализу этих понятий в жанре ток-шоу на примере конкретных телепередач.
Успех каждого человека, как в социальной, так и в профессиональной сфере зависит от скорости и эффективности его мышления, творческого поведения в неожиданных и непредвиденных для него ситуациях. Умение организовать свое коммуникативное поведение, учитывая при этом условия общения, значительно влияет на его результаты. Способность быстро ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, находить удачный путь способствует успеху. Помочь этому могут знания о речевом поведении, речевом воздействии, умение пользоваться речевыми стратегиями и тактиками для достижения поставленных целей, а так же для повышения эффективности общения, установления контакта с собеседником и избегания конфликтов.
Актуальность данного исследования обусловлена стремлением выявить особенности речевое поведение ведущих ток-шоу.
Объектом исследования является речевое поведение ведущих в жанре ток-шоу.
Предметом данного исследования являются приемы речевого воздействия, способствующие раскрытию коммуникативной цели конкретного телеведущего.
Целью данного исследования является разработка материалов к элективному курсу по русскому языку, посвященному практикам речевого воздействия в жанре ток-шоу.
Следовательно, предполагается реализация следующих задач:
1. Рассмотрение теоретического аспекта темы работы, понятий «речевое поведение», «речевое воздействие», «коммуникативные стратегии и тактики»;
2. Выявление гендерных особенностей в речевом поведении ведущих;
3. Выделение приемов речевого воздействия в жанре ток-шоу;
4. Выявление языковых маркёров реализации речевого поведения;
5. Разработка дидактического комплекса к элективному курса по русскому языку.
Материал данной работы послужили выпуски ток-шоу «Наедине со всеми» с Ани Лорак (26.11.2015), Владимиром Познером (29.02.2016), Филиппом Киркоровым (09.03.2016), иеромонахом Фотием (28.04.2016), Еленой Ксенофонтовой (12. 04. 2017), Дмитрием Дибровым (07. 04. 2017); Выпуски ток-шоу «На ночь глядя» с Ингеборгой Дапкунайте (02. 03. 2017), Марией Шалаевой (16. 03. 2017) и Александром Петровым (25. 04. 2017).
В работе использованы следующие методы: метод наблюдения при просмотре серии выпусков ток-шоу и отборе языкового материала; описательный при рассмотрении понятия «речевое воздействие»; метод классификации при систематизации выявленных приемов речевого воздействия, проективный при разработке заданий для элективного курса.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования данного материала и выводов при разработке элективных курсов по вопросам, связанным с успешным общением для учащихся общеобразовательных школ.
Новизна работы определяется тем, что в ней впервые произведен анализ речевого поведения ведущих ток-шоу «Наедине со всеми» и «На ночь глядя».
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Успех каждого человека, как в социальной, так и в профессиональной сфере зависит от скорости и эффективности его мышления, творческого поведения в неожиданных и непредвиденных для него ситуациях. Умение организовать свое коммуникативное поведение, учитывая при этом условия общения, значительно влияет на его результаты. Способность быстро ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, находить удачный путь способствует успеху. Помочь этому могут знания о речевом поведении, речевом воздействии, умение пользоваться речевыми стратегиями и тактиками для достижения поставленных целей, а так же для повышения эффективности общения, установления контакта с собеседником и избегания конфликтов.
Актуальность данного исследования обусловлена стремлением выявить особенности речевое поведение ведущих ток-шоу.
Объектом исследования является речевое поведение ведущих в жанре ток-шоу.
Предметом данного исследования являются приемы речевого воздействия, способствующие раскрытию коммуникативной цели конкретного телеведущего.
Целью данного исследования является разработка материалов к элективному курсу по русскому языку, посвященному практикам речевого воздействия в жанре ток-шоу.
Следовательно, предполагается реализация следующих задач:
1. Рассмотрение теоретического аспекта темы работы, понятий «речевое поведение», «речевое воздействие», «коммуникативные стратегии и тактики»;
2. Выявление гендерных особенностей в речевом поведении ведущих;
3. Выделение приемов речевого воздействия в жанре ток-шоу;
4. Выявление языковых маркёров реализации речевого поведения;
5. Разработка дидактического комплекса к элективному курса по русскому языку.
Материал данной работы послужили выпуски ток-шоу «Наедине со всеми» с Ани Лорак (26.11.2015), Владимиром Познером (29.02.2016), Филиппом Киркоровым (09.03.2016), иеромонахом Фотием (28.04.2016), Еленой Ксенофонтовой (12. 04. 2017), Дмитрием Дибровым (07. 04. 2017); Выпуски ток-шоу «На ночь глядя» с Ингеборгой Дапкунайте (02. 03. 2017), Марией Шалаевой (16. 03. 2017) и Александром Петровым (25. 04. 2017).
В работе использованы следующие методы: метод наблюдения при просмотре серии выпусков ток-шоу и отборе языкового материала; описательный при рассмотрении понятия «речевое воздействие»; метод классификации при систематизации выявленных приемов речевого воздействия, проективный при разработке заданий для элективного курса.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования данного материала и выводов при разработке элективных курсов по вопросам, связанным с успешным общением для учащихся общеобразовательных школ.
Новизна работы определяется тем, что в ней впервые произведен анализ речевого поведения ведущих ток-шоу «Наедине со всеми» и «На ночь глядя».
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
В результате рассмотрения теоретических аспектов речевого поведения и анализа их приемов речевого воздействия, используемых ведущими Ю. Меньшовой, Б. Берманои и И. Жандарёвым в ток-шоу «Наедине со всеми» и «На ночь глядя», можно сделать следующие выводы:
1. Речевое поведение - это речевые поступки коммуникантов в определенной коммуникативной ситуации, сформированные на основе общих правил и индивидуальных особенностей.
2. Речевое воздействие - это некое целенаправленное воздействие на коммуникативного партнера посредством вербальных средств. Жанр ток-шоу располагает к сознательному использованию ведущими ряда приемов речевого воздействия как на участников, так и на зрителей.
3. Речевая тактика - это конкретный этап на пути достижения коммуникативной цели. Набор речевых тактик, используемых ведущимконкретного ток-шоу: воздействие на собеседника с целью полного раскрытия темы, провокационные вопросы, комплимент, проективные тактики и приемы установления контакта с собеседником.
4. Для тактических приемов можно обозначить языковые средства их реализации:
1) Обращения в форме мест. 2 лица мн. Числа («Вы»-формы) или по имени и отчеству с целью отметить уникальность гостя, уважение к нему(Л бывает такое в жизни, что Вы просто возненавидели вот именно в силу быта);
2) Использование вводных конструкций для создания дружеской, откровенной атмосферы для разговора: (мне кажется, я думаю, я бы сказала...,наверное и т.п.); так же ведущие демонстрируют личную заинтересованность в беседе с помощью личного местоимения (я, меня, мне);
3) С целью подчеркивания самостоятельность и значимости гостя используются глаголы в форме 2 лица мн. числа (Вы назвали, Вы обрели, Вы сделали, Вы делали и т.д.);
4) Для установления контакта с собеседником телеведущие пользуются оценочной и восхваляющей лексикой в их адрес: (Вы приняли серьезное, ответственное решение; Вы такая статуэтка; с особым интересом; актриса яркая, смелая; специально подготовили и т.д.).
5. Речевое воздействие в речевом поведении имеет ряд гендерных особенностей:
1) Речевое поведение ведущих-мужчин в целом можно определить как деловое, преобладают предметная и информационная цели общения (официальное обращение по И.О., клишированность).
Мужчины в процессе коммуникации стремятся занять доминирующую позицию (провокационные вопросы «в лоб», употребление глаголов, демонстрирующих интеллектуальное преимущество). Их речевое поведение логично о обобщенно(отсылки к конкретным работам героев, конкретным личностям, опора на цитаты из произведений искусства, деятелей искусства).
Передача фактов осуществляется объективно, мужчины делают вывод на основе объективного анализа, язык ведущих точен и терминологичен (оценка работоспособности героя, резкие, четкие фразы, поднимаются проблемы общественной жизни, профессиональная тематика гостя).
2) Женское речевое поведение - гармонизирующее, они нивелирую отношения субординации (обращение на «Ты», уменьшительноласкательные формы имени, личный взгляд ведущей на ситуацию, историю героя), доминирующая цель - коммуникативная.
Передача фактов осуществляется субъективно, на основе чувств и преломления через личностный опыт, события пропущены сквозь призму эмоционального состояния ведущей.
Ведущие-женщины более ориентированы на собеседника, они строят общение на основе «прочтения» гостя, значит, речь их построена на диалогических принципах (темы личной жизни героев, бытовая тематика, морально нравственные стороны гостя).
Таким образом, речевое поведение ведущих ток-шоу зависит от особенностей речевого воздействия: коммуникативной цели и способов ее реализации, гендерных особенностей говорящего.
1. Речевое поведение - это речевые поступки коммуникантов в определенной коммуникативной ситуации, сформированные на основе общих правил и индивидуальных особенностей.
2. Речевое воздействие - это некое целенаправленное воздействие на коммуникативного партнера посредством вербальных средств. Жанр ток-шоу располагает к сознательному использованию ведущими ряда приемов речевого воздействия как на участников, так и на зрителей.
3. Речевая тактика - это конкретный этап на пути достижения коммуникативной цели. Набор речевых тактик, используемых ведущимконкретного ток-шоу: воздействие на собеседника с целью полного раскрытия темы, провокационные вопросы, комплимент, проективные тактики и приемы установления контакта с собеседником.
4. Для тактических приемов можно обозначить языковые средства их реализации:
1) Обращения в форме мест. 2 лица мн. Числа («Вы»-формы) или по имени и отчеству с целью отметить уникальность гостя, уважение к нему(Л бывает такое в жизни, что Вы просто возненавидели вот именно в силу быта);
2) Использование вводных конструкций для создания дружеской, откровенной атмосферы для разговора: (мне кажется, я думаю, я бы сказала...,наверное и т.п.); так же ведущие демонстрируют личную заинтересованность в беседе с помощью личного местоимения (я, меня, мне);
3) С целью подчеркивания самостоятельность и значимости гостя используются глаголы в форме 2 лица мн. числа (Вы назвали, Вы обрели, Вы сделали, Вы делали и т.д.);
4) Для установления контакта с собеседником телеведущие пользуются оценочной и восхваляющей лексикой в их адрес: (Вы приняли серьезное, ответственное решение; Вы такая статуэтка; с особым интересом; актриса яркая, смелая; специально подготовили и т.д.).
5. Речевое воздействие в речевом поведении имеет ряд гендерных особенностей:
1) Речевое поведение ведущих-мужчин в целом можно определить как деловое, преобладают предметная и информационная цели общения (официальное обращение по И.О., клишированность).
Мужчины в процессе коммуникации стремятся занять доминирующую позицию (провокационные вопросы «в лоб», употребление глаголов, демонстрирующих интеллектуальное преимущество). Их речевое поведение логично о обобщенно(отсылки к конкретным работам героев, конкретным личностям, опора на цитаты из произведений искусства, деятелей искусства).
Передача фактов осуществляется объективно, мужчины делают вывод на основе объективного анализа, язык ведущих точен и терминологичен (оценка работоспособности героя, резкие, четкие фразы, поднимаются проблемы общественной жизни, профессиональная тематика гостя).
2) Женское речевое поведение - гармонизирующее, они нивелирую отношения субординации (обращение на «Ты», уменьшительноласкательные формы имени, личный взгляд ведущей на ситуацию, историю героя), доминирующая цель - коммуникативная.
Передача фактов осуществляется субъективно, на основе чувств и преломления через личностный опыт, события пропущены сквозь призму эмоционального состояния ведущей.
Ведущие-женщины более ориентированы на собеседника, они строят общение на основе «прочтения» гостя, значит, речь их построена на диалогических принципах (темы личной жизни героев, бытовая тематика, морально нравственные стороны гостя).
Таким образом, речевое поведение ведущих ток-шоу зависит от особенностей речевого воздействия: коммуникативной цели и способов ее реализации, гендерных особенностей говорящего.
Подобные работы
- ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ТОК-ШОУ НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «ПЕРВАЯ СТУДИЯ» («ПЕРВЫЙ» КАНАЛ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ ВЕЧЕРНЕМ ТОК-ШОУ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2024 - КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ (на материале развлекательного телешоу “The Daily Show”)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЕДУЩИХ АНГЛИЙСКИХ, НЕМЕЦКИХ И РУССКИХ ТОК-ШОУ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНФРОНТАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ
ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Роль ведущего в формировании тематики и стилистики ток-шоу (Санкт-Петербургский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Специфика формата политического ток-шоу на Российском телевидении (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Презентация героя и самопрезентация ведущего в ток-шоу «Судьба человека»
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





