Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений средствами проектно-исследовательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТЕРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Экологические представления как форма знаний и основа научного
мировоззрения дошкольников 5
1.2. Психолого-педагогические основы организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
в практике экологического образования в детском саду 14
1.3. Педагогический потенциал проектно-исследовательской
деятельности в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика экологических представлений у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по формированию экологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
Актуальность исследования. В современном обществе проблемы окружающей среды выходят на первый план. Насущной задачей становится принятие мер по экологическому образованию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Важное значение при этом отводится первой ступени - дошкольному образованию. Именно в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем мире, приобретают первоначальный опыт общения с живой и неживой природой, вырабатывается потребность бережно относится к природе, беречь ее красоту. Одним из направлений экологического образования в период дошкольного детства является формирование экологических представлений, что является основой рационального отношения человека к природе и природным ресурсам. В процессе освоения экологических представлений у детей формируется личностный опыт экологически оправданного поведения, закладывается основа экологического сознания личности.
Над проблемой формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста работали выдающиеся педагоги и ученые, такие как, A. П. Захаревич, И.А. Комарова, Н. К. Постникова и другие. Большой вклад в развитие данного направления работы внесли М. М. Марковская, П. Г. Саморукова. Такие научные работники, как В. И. Кузнецова и B. М. Пакулова выделили структуру экологической культуры дошкольников, C. Н. Николаева и Н. А. Рыжова разработали программы и методики по экологическому воспитанию детей в детских садах. Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова систематизировали природоведческие знания о закономерностях живой природы, что послужило основой построения модели экологического образования детей дошкольного возраста. Н. К. Постникова занималась проблемами освоения детьми 6-7 лет представлений о растительном мире, об экосистемах - В. П. Арсентьева и З. П. Плохих. Н. Н. Кондратьеву волновали вопросы формирования бережного отношения детей к природе. В их трудах отмечается, что «положительное отношение к природе базируется на экологических представлениях, которые позволяют дошкольникам осознать явления природы, происходящие в ней события, элементарные взаимосвязи и подняться до уровня понимания самоценности живого организма» [18, с. 22].
Следует отметить, что задачи по формированию экологических представлений обозначены и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, например, ребенок на этапе завершения дошкольного детства должен обладать установкой положительного отношения к миру, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.
Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Но исследований о представлениях детей дошкольного возраста об экологических системах крайне мало, как и исследований об эффективности различных методов формирования у детей- дошкольников экологических представлений.
Не смотря на достаточно многочисленные разработки формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, поиск эффективных путей, технологий, методов, приемов продолжается. Одним из таких средств может стать проектно-исследовательская деятельность, которая дает возможность расширить, уточнить и упорядочить экологические представления, попрактиковаться в установлении причинно-следственных связях и многое другое. В процессе занятия данным видом деятельности воспитанники детских садов получат возможность непосредственного контакта с природными объектами и материалами, смогут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, а главное, экологические представления будут сформированы на уровне личностных ценностей и приобретут форму убеждений, что необходимо для последующего экологического мировоззрения.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрим процесс формирования экологических представлений дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность, обоснуем эффективность данного метода.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий формирования экологических представлений через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у детей экологических представлений.
2. Выявить педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в формировании у детей экологических представлений.;
3. Определить диагностические показатели, критерии и исследовать уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность.
Методы исследования: изучение литературы, сравнение, анализ, обобщение.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст изложен на 60 страницах, содержит 5 приложений, 7 таблиц, 2 рисунка. Библиография включает 58 наименований.
В ходе данной работы мы изучили проблему формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, особенности организации проектно-исследовательской деятельности. Результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили предложения и позволили сделать следующие выводы:
1. Экологическими представлениями можно считать те представления, которые возникают спустя длительное время и отражают существующие взаимосвязи и зависимости между природными объектами, явлениями, человеком.
2. Необходимость формирования экологических представлений обусловлена тем, что они являются условием осознанного усвоения знаний об окружающем мире, базой для становления экологического сознания личности и переходным этапом к формированию экологических понятий.
3. Процесс формирования экологических представлений будет более эффективным при соблюдении педагогических условий, а именно, последовательности формирования экологических представлений, соблюдение всех этапов организации проектно-исследовательской деятельности, научно обоснованного отбор экологических представлений и интеграции познавательного содержания в разработанные комплексно-тематические циклы, интеграция различных видов детской деятельности.
4. Результаты педагогической диагностики показали актуальность данного направления работы и необходимость систематической деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. На основе выделенных педагогических условий нами разработаны и реализованы комплексно-тематические циклы формирования экологических представлений посредством проектно-исследовательской деятельности.
Методическая новизна разработанной нами системы работы заключается в том, что в ходе проектно-исследовательской деятельности воспитанники имеют возможность самостоятельно выявить интересующую их проблему, спланировать деятельность по ее изучению, исследовать природный объект или явление с помощью различного оборудования, в том числе и интерактивного, что значительно повышает мотивационную составляющую образовательной деятельности. Еще одним из достоинств разработанной нами системы работы является то, что в завершении комплексно-тематического цикла проектно-исследовательской деятельности, воспитанники обязательно получают продукт - мини-книгу, интеллект-карту, дневник наблюдений, схему эксперимента и тому подобное, что служит «опорой» для повторения или закрепления экологических представлений.
Проведенное исследование не исчерпало всех направлений работ по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Практический интерес представляет рассмотрение проблемы формирования экологических представлений с учетом региональной специфики посредством организации образовательных квестов. Преимущества данной формы организации образовательной деятельности состоит в том, что квест - это игровой способ организации исследовательской деятельности, в процессе которой формируются новые представления у воспитанников и закрепляются имеющиеся, а также квесты можно организовывать не только с детьми 5-7 лет, но и более младшего возраста.
1. Акимова, Е. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой [Текст] / Е. В. Акимова, Л. В. Комиссарова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1. - С. 10-12.
2. Антуфьева, В. Встречный эксперимент [Текст] / В. Антуфьева // Обруч. - 2010. - № 4. - С. 21-24.
3. Ашиков, В. И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст]: / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - М., 2009. - 172 с.
4. Белкина, В. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Н. Белкина, Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С.131 -135.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Б. М. Бим-Бад // URL: https://gigabaza.ru/doc/91126.html(дата обращения: 05.04.2018).
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - М.:
Сов. Энциклопедия - URL: http://alcala.ru/entsiklopedicheskij-
slovar/bolshoj-entsiklopedicheskij-slovar.shtml (дата обращения:
05.04.2018).
7. Васильева, Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ [Текст] / Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова // Молодой ученый. - 2017. - № 47.1. - С.35-37.
8. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений [Текст] : / Н. Е. Веракса,
А. Н. Веракса. - М.: Мозайка-Синтез, 2014. - 64 с.
9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] / О. А. Воронкевич. - СПб: «Детство-Пресс», 2015. - 40 с.
10. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей
дошкольного возраста [Текст] : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного
университета, 2008. - 326 с.
11. Груздева, И. В. Развивающий потенциал проектно-исследовательской деятельности [Текст] / И. В. Груздева // Пермский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С.45-48.
12. Груздева, И. В. Потенциал проектно-исследовательской деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся гимназии [Текст] / И. В. Груздева // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С.16-20.
13. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. - М.: АРКТИ, 2000. - 123 с.
14.Загвоздкин, В. К. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] : / В. К. Загвоздкин,
И. Е. Федосова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2016. - 342 с.
15.Зайнуллина, Г. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. г. Самара. 2016. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9794/.htm(дата обращения: 02.04.2018).
16.Зебзеева, В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В. А. Зебзеева. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. - 69 с.
17. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2011. - 96 с.
18. Кондратьева, Н. Н. Мы. [Текст] : программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, Т. А. Шиленок.
- СПб: Детство - Пресс, 2011. - 104 с.
19. Корнилов, В. М. «Экологическое окно» в детском саду [Текст] / В. М. Кондратьева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
20. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2011. - 208с.
21. Красношлык, З. П. Особенности формирования экологических
представлений детей старшего дошкольного возраста [Текст] /
З. П. Красношлык // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов XV международной науч.-практ.конф. - Махачкала, 2017. - С. 93-96.
22. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] : /
И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Издательство педагогического общества России, 2011. - 79 с.
23. Кшнясева, Л. Л. Чувство природы [Текст] : / Л. Л. Кшнясева. - Екатеринбург, объединение «Дворец молодежи», 2001. - 60 с.
24. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического
воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие для
педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева, П. Г. Саморукова. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
25. Махнева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Махнева. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- 171с.
26. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей [Текст] / Л. П. Молодова. - Мн.: «Асар», 1999. - 128 с.
27. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2009. - 149 с.
28. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 90 с.
29. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. - 336 с.
30. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
31. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика синтез, 2014. - 112 с.
32.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы
«Консультант плюс».
33. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
34. Полат, Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / Е. С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 347 с.
35. Приказчикова, С. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы [Текст] / С. В. Приказчикова // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 189-191.
36. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. - М.: Аркти, 2008. - 64 с.
37. Психологический словарь [Электронный ресурс] / под ред.
B. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова // URL :
https://studfiles.net/preview/5360822(дата обращения: 05.04.2018).
38. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации [Текст] / под ред. Л. В. Свирской. - М.: Издательство «Национальное образование», 2016. - 112 с.
39. Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128 с.
40. Рощепий, Е. Невидимые ниточки природы [Текст] / Е. Рощепий // Обруч. - 2017. - № 1. - С. 19-21.
41. Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас [Текст] / Н. А. Рыжова,
C. И. Мусиенко. - Москва: Обруч, 2013. - 208 с.
42. Рыжова, Н. А. Законы природы на дачном участке [Текст] /
Н. А. Рыжова // Обруч. - 2015. - № 6. - С. 28-31.
43. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа. [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Линка- Пресс, 2017. - 224 с.
44. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду
[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова // Лекция № 2. Экологическое образование: смена стереотипов. - URL :
http://dob.1september.ru/article.php?ID=200501810(дата обращения: 10.04.2018).
45. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду
[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова // Лекция № 7. Методика экологического образования дошкольников. - URL : http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310(дата обращения: 10.04.2018).
46. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду
[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова // Лекция № 8. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников. - URL : http://dob.1september.ru/article.php?id=200502410(дата обращения: 10.04.2018).
47. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : информационно-методические материалы / сост. О. Ф. Горбатенко - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с.19
48. Соболева, О. Л. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. Л. Соболева. - М.: Дрофа, 2013. - 864 с.
49. Соломенкова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / О. А. Сломенкова. - М.: Мозайка-синтез, 2009. - 77 с.
50. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Строкова // Дошкольное воспитание. - 2014.- № 10. - С. 25-28.
51. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников [Текст] : учебное пособие / С.А. Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», - 2011. - 103 с.
52. Табукашвили, Т. Г. Содержательное и технологическое обеспечение процесса предшкольного экологического образования. Ценности экологической культуры дошкольников 6-7 лет [Текст] / Т. Г. Табукашвили // Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. конф. - Ростов на Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - С. 341-347.
53. Толмачева, В. В. Современные проблемы общей и специальной педагогики [Электронный ресурс] / В. В. Толмачева // материалы Международной заочной научно-практической конференции. - URL: http://ds11 .detkinclub.ru/editor/14/files/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B2016/d8a88daa1452 5dfe1edaf7adf9258872.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
54. Толстикова, О. В. Современные педагогические технологии
образования детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова. - Екатеринбург: ИРО, - 2013. - 199 с.
55. Филипенко, В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и
экоцентризм [Электронный ресурс] / В. Ю. Филипенко / //Молодой ученый. - 2016. - №11 - С. 1818-1822. — URL :
https://moluch.ru/archive/115/30689/(дата обращения: 12.01.2019).
56. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -
URL: http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/filosofskij_ ehnciklopedicheski j_slovar_1983/23-1-0-1634 (дата обращения: 05.04.2018).
57.Чен, М. В. Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Чен // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». - URL: http://strizh- vspu.ru/files/publics/1470755676.pdf(дата обращения: 04.05.2018).
58.Чепурная, В. А. Ребенок и развитие экологических представлений [Электронный ресурс] / В. А. Чепурная // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - URL: http://e-
koncept.ru/2014/55150.htm. (дата обращения: 14.05.2018).