Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений средствами проектно-исследовательской деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТЕРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Экологические представления как форма знаний и основа научного
мировоззрения дошкольников 5
1.2. Психолого-педагогические основы организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
в практике экологического образования в детском саду 14
1.3. Педагогический потенциал проектно-исследовательской
деятельности в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика экологических представлений у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по формированию экологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТЕРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Экологические представления как форма знаний и основа научного
мировоззрения дошкольников 5
1.2. Психолого-педагогические основы организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
в практике экологического образования в детском саду 14
1.3. Педагогический потенциал проектно-исследовательской
деятельности в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика экологических представлений у детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по формированию экологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
Актуальность исследования. В современном обществе проблемы окружающей среды выходят на первый план. Насущной задачей становится принятие мер по экологическому образованию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Важное значение при этом отводится первой ступени - дошкольному образованию. Именно в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем мире, приобретают первоначальный опыт общения с живой и неживой природой, вырабатывается потребность бережно относится к природе, беречь ее красоту. Одним из направлений экологического образования в период дошкольного детства является формирование экологических представлений, что является основой рационального отношения человека к природе и природным ресурсам. В процессе освоения экологических представлений у детей формируется личностный опыт экологически оправданного поведения, закладывается основа экологического сознания личности.
Над проблемой формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста работали выдающиеся педагоги и ученые, такие как, A. П. Захаревич, И.А. Комарова, Н. К. Постникова и другие. Большой вклад в развитие данного направления работы внесли М. М. Марковская, П. Г. Саморукова. Такие научные работники, как В. И. Кузнецова и B. М. Пакулова выделили структуру экологической культуры дошкольников, C. Н. Николаева и Н. А. Рыжова разработали программы и методики по экологическому воспитанию детей в детских садах. Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова систематизировали природоведческие знания о закономерностях живой природы, что послужило основой построения модели экологического образования детей дошкольного возраста. Н. К. Постникова занималась проблемами освоения детьми 6-7 лет представлений о растительном мире, об экосистемах - В. П. Арсентьева и З. П. Плохих. Н. Н. Кондратьеву волновали вопросы формирования бережного отношения детей к природе. В их трудах отмечается, что «положительное отношение к природе базируется на экологических представлениях, которые позволяют дошкольникам осознать явления природы, происходящие в ней события, элементарные взаимосвязи и подняться до уровня понимания самоценности живого организма» [18, с. 22].
Следует отметить, что задачи по формированию экологических представлений обозначены и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, например, ребенок на этапе завершения дошкольного детства должен обладать установкой положительного отношения к миру, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.
Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Но исследований о представлениях детей дошкольного возраста об экологических системах крайне мало, как и исследований об эффективности различных методов формирования у детей- дошкольников экологических представлений.
Не смотря на достаточно многочисленные разработки формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, поиск эффективных путей, технологий, методов, приемов продолжается. Одним из таких средств может стать проектно-исследовательская деятельность, которая дает возможность расширить, уточнить и упорядочить экологические представления, попрактиковаться в установлении причинно-следственных связях и многое другое. В процессе занятия данным видом деятельности воспитанники детских садов получат возможность непосредственного контакта с природными объектами и материалами, смогут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, а главное, экологические представления будут сформированы на уровне личностных ценностей и приобретут форму убеждений, что необходимо для последующего экологического мировоззрения.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрим процесс формирования экологических представлений дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность, обоснуем эффективность данного метода.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий формирования экологических представлений через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у детей экологических представлений.
2. Выявить педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в формировании у детей экологических представлений.;
3. Определить диагностические показатели, критерии и исследовать уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность.
Методы исследования: изучение литературы, сравнение, анализ, обобщение.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст изложен на 60 страницах, содержит 5 приложений, 7 таблиц, 2 рисунка. Библиография включает 58 наименований.
Над проблемой формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста работали выдающиеся педагоги и ученые, такие как, A. П. Захаревич, И.А. Комарова, Н. К. Постникова и другие. Большой вклад в развитие данного направления работы внесли М. М. Марковская, П. Г. Саморукова. Такие научные работники, как В. И. Кузнецова и B. М. Пакулова выделили структуру экологической культуры дошкольников, C. Н. Николаева и Н. А. Рыжова разработали программы и методики по экологическому воспитанию детей в детских садах. Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова систематизировали природоведческие знания о закономерностях живой природы, что послужило основой построения модели экологического образования детей дошкольного возраста. Н. К. Постникова занималась проблемами освоения детьми 6-7 лет представлений о растительном мире, об экосистемах - В. П. Арсентьева и З. П. Плохих. Н. Н. Кондратьеву волновали вопросы формирования бережного отношения детей к природе. В их трудах отмечается, что «положительное отношение к природе базируется на экологических представлениях, которые позволяют дошкольникам осознать явления природы, происходящие в ней события, элементарные взаимосвязи и подняться до уровня понимания самоценности живого организма» [18, с. 22].
Следует отметить, что задачи по формированию экологических представлений обозначены и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, например, ребенок на этапе завершения дошкольного детства должен обладать установкой положительного отношения к миру, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.
Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Но исследований о представлениях детей дошкольного возраста об экологических системах крайне мало, как и исследований об эффективности различных методов формирования у детей- дошкольников экологических представлений.
Не смотря на достаточно многочисленные разработки формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, поиск эффективных путей, технологий, методов, приемов продолжается. Одним из таких средств может стать проектно-исследовательская деятельность, которая дает возможность расширить, уточнить и упорядочить экологические представления, попрактиковаться в установлении причинно-следственных связях и многое другое. В процессе занятия данным видом деятельности воспитанники детских садов получат возможность непосредственного контакта с природными объектами и материалами, смогут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, а главное, экологические представления будут сформированы на уровне личностных ценностей и приобретут форму убеждений, что необходимо для последующего экологического мировоззрения.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрим процесс формирования экологических представлений дошкольников через проектно-исследовательскую деятельность, обоснуем эффективность данного метода.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий формирования экологических представлений через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у детей экологических представлений.
2. Выявить педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в формировании у детей экологических представлений.;
3. Определить диагностические показатели, критерии и исследовать уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность.
Методы исследования: изучение литературы, сравнение, анализ, обобщение.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст изложен на 60 страницах, содержит 5 приложений, 7 таблиц, 2 рисунка. Библиография включает 58 наименований.
В ходе данной работы мы изучили проблему формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, особенности организации проектно-исследовательской деятельности. Результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили предложения и позволили сделать следующие выводы:
1. Экологическими представлениями можно считать те представления, которые возникают спустя длительное время и отражают существующие взаимосвязи и зависимости между природными объектами, явлениями, человеком.
2. Необходимость формирования экологических представлений обусловлена тем, что они являются условием осознанного усвоения знаний об окружающем мире, базой для становления экологического сознания личности и переходным этапом к формированию экологических понятий.
3. Процесс формирования экологических представлений будет более эффективным при соблюдении педагогических условий, а именно, последовательности формирования экологических представлений, соблюдение всех этапов организации проектно-исследовательской деятельности, научно обоснованного отбор экологических представлений и интеграции познавательного содержания в разработанные комплексно-тематические циклы, интеграция различных видов детской деятельности.
4. Результаты педагогической диагностики показали актуальность данного направления работы и необходимость систематической деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. На основе выделенных педагогических условий нами разработаны и реализованы комплексно-тематические циклы формирования экологических представлений посредством проектно-исследовательской деятельности.
Методическая новизна разработанной нами системы работы заключается в том, что в ходе проектно-исследовательской деятельности воспитанники имеют возможность самостоятельно выявить интересующую их проблему, спланировать деятельность по ее изучению, исследовать природный объект или явление с помощью различного оборудования, в том числе и интерактивного, что значительно повышает мотивационную составляющую образовательной деятельности. Еще одним из достоинств разработанной нами системы работы является то, что в завершении комплексно-тематического цикла проектно-исследовательской деятельности, воспитанники обязательно получают продукт - мини-книгу, интеллект-карту, дневник наблюдений, схему эксперимента и тому подобное, что служит «опорой» для повторения или закрепления экологических представлений.
Проведенное исследование не исчерпало всех направлений работ по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Практический интерес представляет рассмотрение проблемы формирования экологических представлений с учетом региональной специфики посредством организации образовательных квестов. Преимущества данной формы организации образовательной деятельности состоит в том, что квест - это игровой способ организации исследовательской деятельности, в процессе которой формируются новые представления у воспитанников и закрепляются имеющиеся, а также квесты можно организовывать не только с детьми 5-7 лет, но и более младшего возраста.
1. Экологическими представлениями можно считать те представления, которые возникают спустя длительное время и отражают существующие взаимосвязи и зависимости между природными объектами, явлениями, человеком.
2. Необходимость формирования экологических представлений обусловлена тем, что они являются условием осознанного усвоения знаний об окружающем мире, базой для становления экологического сознания личности и переходным этапом к формированию экологических понятий.
3. Процесс формирования экологических представлений будет более эффективным при соблюдении педагогических условий, а именно, последовательности формирования экологических представлений, соблюдение всех этапов организации проектно-исследовательской деятельности, научно обоснованного отбор экологических представлений и интеграции познавательного содержания в разработанные комплексно-тематические циклы, интеграция различных видов детской деятельности.
4. Результаты педагогической диагностики показали актуальность данного направления работы и необходимость систематической деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. На основе выделенных педагогических условий нами разработаны и реализованы комплексно-тематические циклы формирования экологических представлений посредством проектно-исследовательской деятельности.
Методическая новизна разработанной нами системы работы заключается в том, что в ходе проектно-исследовательской деятельности воспитанники имеют возможность самостоятельно выявить интересующую их проблему, спланировать деятельность по ее изучению, исследовать природный объект или явление с помощью различного оборудования, в том числе и интерактивного, что значительно повышает мотивационную составляющую образовательной деятельности. Еще одним из достоинств разработанной нами системы работы является то, что в завершении комплексно-тематического цикла проектно-исследовательской деятельности, воспитанники обязательно получают продукт - мини-книгу, интеллект-карту, дневник наблюдений, схему эксперимента и тому подобное, что служит «опорой» для повторения или закрепления экологических представлений.
Проведенное исследование не исчерпало всех направлений работ по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Практический интерес представляет рассмотрение проблемы формирования экологических представлений с учетом региональной специфики посредством организации образовательных квестов. Преимущества данной формы организации образовательной деятельности состоит в том, что квест - это игровой способ организации исследовательской деятельности, в процессе которой формируются новые представления у воспитанников и закрепляются имеющиеся, а также квесты можно организовывать не только с детьми 5-7 лет, но и более младшего возраста.
Подобные работы
- Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Театрализованная игра как средство формирования
гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДЧИНЫ)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



