ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОУ
1.1. Понятие интеграции образовательных областей 6
1.2. Особенности развития познавательных способностей детей 10
дошкольного возраста
1.3. Использование принципа интеграции в развитии познавательных 15
способностей детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА 27 ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОУ
2.1. Изучение начального уровня сформированности у детей старшего 27 дошкольного возраста познавательных способностей
2.2. Реализация принципа интеграции в развитии познавательных 39
способностей детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность. Дошкольный возраст несет в себе огромные возможности в реализации познания окружающего мира. Раскрыть эти возможности помогаем учебная деятельность. На занятиях прекрасно развиваются такие качества как: самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы. Все это способствует активному овладению знаниями, включает нравственно-волевые усилия в достижении учебно - познавательных целей, формирует навыки самооценки.
Но на сегодняшний день в ДОУ существует большая проблема в том, что идет увеличение учебной деятельности в течение дня, включения в нее очень часто бесполезного содержания, которое представляет собой обычно отдельные обрывки знания и сведения из разных областей науки. Полученные знания, таким образом, становятся бесполезными в жизни ребенка. Отсюда следует, что эта информация не может сформировать целостной картины мира как единой системы, в которой все происходит взаимосвязано [41].
Такое положение сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени их самостоятельной деятельности, времени прогулок и отдыха. Все это оказывает негативное влияние на здоровье дошкольника, результатом такого процесса является - гиподинамия. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие, отрицательно влияет и на развитие интеллектуальной деятельности.
Мнения многих педагогов сводятся к одному, что результат деятельности ДОУ это готовность ребенка к обучению в школе, но целью дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка, когда у него происходит формирование обшей культуры, целостного представления о мире. По другому - задача дошкольного образования состоит не в максимальной подготовке ребенка к школе и ускорение сроков перевода его в школьное «русло», а в том, чтобы создать ему условия для оптимального раскрытия неповторимого возрастного потенциала [21].
И один из путей решения этой проблемы, является соотношение двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников которым считается процесс интеграции [28].
Цель исследования - выявить влияние интеграции образовательных областей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения на динамику развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: интеграция как условие развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Поставленную цель планируется достичь при помощи решения следующих задач:
- изучить теоретические основы интеграции образовательных областей в ДОУ;
- описать понятие интеграции образовательных областей;
- изучить и рассмотреть особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть использование принципа интеграции в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
- изучить методические основы реализации принципа интеграции образовательных областей в ДОУ;
- изучить начальный уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- внедрить в работу интегрированный подход;
- повторно изучить уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования включает источники разных видов. Основу работы составляют коллективные труды, научные статьи, диссертации.
Проблему интеграции в образовании рассматривали еще во времена Коменского Я.А., но более интенсивное ее изучение началось во второй половине XX века. Федорец Г.Ф. рассматривает интеграцию в различных связях между всеми составляющими педагогической системы. Зверев И.Д. принимает всю систему обучения в целом, как основной признак интеграции. Бугаев О.И. считает, что интеграция содержания образования объясняет необходимость установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
В последнее время многие исследователи изучали и изучают как могут взаимодействовать между собой разные разделы программы: эстетическое воспитание через ознакомление с природой (Клюев Е.В., Зырянова О.Ю., Янакиева Е.К.); математическое развитие на основе ознакомления с художественной литературой и фольклором (Шевченко Т.С.); взаимосвязь математического и музыкального развития (Лаптева В.А., Рылькова В.А.); математического развития и конструирования (Сидорук Г.Н.). Понятие «интегрированное обучение» в работах, указанных выше авторов специально не исследуется, но используются при описании способов и методов взаимодействия различных компонентов содержания образовательной деятельности, где употребляются понятия «интегрированное занятие», «интегрированный цикл занятий».
Методы исследования:
- исследование научной, научно-методической и методической литературы, выборка подходящего материала;
- анализ научных трудов по данной теме;
- изучение научной, научно-методической и методической литературы;
- описание выделенных понятий;
- проведение исследования начального уровня познавательных способностей у дошкольников;
- группировка показателей (10 таблиц и 7 диаграмм);
- анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Материалы используемые в данном исследовании и полученные данные об особенностях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста могут использоваться в практической деятельности педагогов и родителей.
Структура работы включает в себя две главы. В первой главе изучаются понятия интеграции образовательных областей, особенности развития познавательных способностей и использования принципа интеграции в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе изучается и анализируется уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Их родство объясняется общими корнями и спецификой развития, на которую предлагаем обратить внимания. Большую смысловую нагрузку несут таблицы и рисунки.
Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ:
1. Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.
2. Способствует развитию эстетического восприятия, воображения,
внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.
3. Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.
4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.
6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются такие задачи как: формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
1. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная группа / Ю.А. Афонькина. - Волгоград:Учитель, 2016. - 61 с.
2. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «познание»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. - 288 с.
3. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий.
Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2015. - 568 с.
4. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с. - (Радуга).
5. Горькова Л.Г. Как правильно интегрировать разделы программы. Календарное планирование. Воронеж 2009.
6. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с. (Истоки).
7. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
8. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ./ Москва, 2012.
9. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 210с.
10. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа. 2005.
11. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ. / Москва, 2007.
12. Кислинская Т.А. Игры заводилки. Познавательное развитие дошкольников. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. - 72 с.
13. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. развитие познавательных способностей дошкольников. для работы с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАиКА- СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
14. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнад. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012. -110 с.
15. Колисниченко Т.Н. Интеграция образовательных областей как средство
реализации комплексно-тематического принципа организации
жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Лекция для педагогов. - М.: ИПК и ППРООГПУ, 2010.
16. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 160 с.
17. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400с.
18. Микерина А.С. Методика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие / А.С. Микерина. - Челябинск: Искра - Профи, 2013. - 160 с.
19. Майер А.А. Философия дошкольного образования: учебно-методическое пособие. Барнаул: Азбука, 2012.
20. Методические рекомендации к примерной основной
общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. - М.: Цветной мир 2012. - 240 с.
21. Мартынова М.В. Интегрированнон обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Томск 2003.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
23. Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) №01-52-22/05-382 от 07.02.2014 г. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Letter_01 -52-22_05-382_07-02-
2014. pdf
24. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 летб метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В Соловьева]. - М.: Просвещение, 2013. - 224с.: ил. - (Радуга).
25. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. N 655, зарегистрирован в Минюст России 08 февраля 2010 г. N 16299, вступил в силу 16 марта 2010 года.
26. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155, вступил в силу 01 января 2014 года.
27. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (проект). - Режим доступа: http://www.firo/ru/?page_id=11684
28. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2014. - 944с.: ил.
29. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: Инфра - М, 2007. - 420 с.
30. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов
деятельности. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического
образования, 2015. - 304 с.
31. Трубайчук Л.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании / Л.В. Трубайчук, С.В. Пронева. - Челябинск: Искра - Профи, 2013. - 165 с.
32. Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция / Т.П. Трясорукова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 122 с.: ил. - (Школа развития).
33. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - №4. - с.2-3.
34. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия / авт.-сост. Ф.Х. Никулина. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель. -140 с.
35. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория,
технология. Екатеринбург; Кемерово, 2005.
36. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. - М.: Просвещение, 2003.
37. Баранник Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Молодой ученый.
- 2015. - №24 (104). - С.916-919. - режим доступа: https://moluch/ru>arhive
3. Белая К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ. // Управление ДОУ. 2011. №1.
38. Бондарева Н.А. Интеграция как инновационное направление в образовании// Успехи современного естествознания. - 2011. - № 1 - с. 115¬116.
39. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004 №6
40. Микерина А.С. Журнал «Вестник Бурятского гос. ун-та» Выпуск. №4 - 1 /
2014. - режим доступа: CyberLeninka. ru
41. Павленнко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.
42. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».
43. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. // Начальная школа плюс до и после - 2011 - №10 - с.3-9.
44. Фомина Н.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. №1.
45. Фурман В.В. Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста [Текст]/ Фурман В.В.// Журнал Молодой ученый. -
2015. - №22.4. - С. 48-52.