Интеграция как условие развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОУ
1.1. Понятие интеграции образовательных областей 6
1.2. Особенности развития познавательных способностей детей 10
дошкольного возраста
1.3. Использование принципа интеграции в развитии познавательных 15
способностей детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА 27 ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОУ
2.1. Изучение начального уровня сформированности у детей старшего 27 дошкольного возраста познавательных способностей
2.2. Реализация принципа интеграции в развитии познавательных 39
способностей детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОУ
1.1. Понятие интеграции образовательных областей 6
1.2. Особенности развития познавательных способностей детей 10
дошкольного возраста
1.3. Использование принципа интеграции в развитии познавательных 15
способностей детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА 27 ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОУ
2.1. Изучение начального уровня сформированности у детей старшего 27 дошкольного возраста познавательных способностей
2.2. Реализация принципа интеграции в развитии познавательных 39
способностей детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность. Дошкольный возраст несет в себе огромные возможности в реализации познания окружающего мира. Раскрыть эти возможности помогаем учебная деятельность. На занятиях прекрасно развиваются такие качества как: самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы. Все это способствует активному овладению знаниями, включает нравственно-волевые усилия в достижении учебно - познавательных целей, формирует навыки самооценки.
Но на сегодняшний день в ДОУ существует большая проблема в том, что идет увеличение учебной деятельности в течение дня, включения в нее очень часто бесполезного содержания, которое представляет собой обычно отдельные обрывки знания и сведения из разных областей науки. Полученные знания, таким образом, становятся бесполезными в жизни ребенка. Отсюда следует, что эта информация не может сформировать целостной картины мира как единой системы, в которой все происходит взаимосвязано [41].
Такое положение сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени их самостоятельной деятельности, времени прогулок и отдыха. Все это оказывает негативное влияние на здоровье дошкольника, результатом такого процесса является - гиподинамия. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие, отрицательно влияет и на развитие интеллектуальной деятельности.
Мнения многих педагогов сводятся к одному, что результат деятельности ДОУ это готовность ребенка к обучению в школе, но целью дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка, когда у него происходит формирование обшей культуры, целостного представления о мире. По другому - задача дошкольного образования состоит не в максимальной подготовке ребенка к школе и ускорение сроков перевода его в школьное «русло», а в том, чтобы создать ему условия для оптимального раскрытия неповторимого возрастного потенциала [21].
И один из путей решения этой проблемы, является соотношение двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников которым считается процесс интеграции [28].
Цель исследования - выявить влияние интеграции образовательных областей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения на динамику развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: интеграция как условие развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Поставленную цель планируется достичь при помощи решения следующих задач:
- изучить теоретические основы интеграции образовательных областей в ДОУ;
- описать понятие интеграции образовательных областей;
- изучить и рассмотреть особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть использование принципа интеграции в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
- изучить методические основы реализации принципа интеграции образовательных областей в ДОУ;
- изучить начальный уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- внедрить в работу интегрированный подход;
- повторно изучить уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования включает источники разных видов. Основу работы составляют коллективные труды, научные статьи, диссертации.
Проблему интеграции в образовании рассматривали еще во времена Коменского Я.А., но более интенсивное ее изучение началось во второй половине XX века. Федорец Г.Ф. рассматривает интеграцию в различных связях между всеми составляющими педагогической системы. Зверев И.Д. принимает всю систему обучения в целом, как основной признак интеграции. Бугаев О.И. считает, что интеграция содержания образования объясняет необходимость установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
В последнее время многие исследователи изучали и изучают как могут взаимодействовать между собой разные разделы программы: эстетическое воспитание через ознакомление с природой (Клюев Е.В., Зырянова О.Ю., Янакиева Е.К.); математическое развитие на основе ознакомления с художественной литературой и фольклором (Шевченко Т.С.); взаимосвязь математического и музыкального развития (Лаптева В.А., Рылькова В.А.); математического развития и конструирования (Сидорук Г.Н.). Понятие «интегрированное обучение» в работах, указанных выше авторов специально не исследуется, но используются при описании способов и методов взаимодействия различных компонентов содержания образовательной деятельности, где употребляются понятия «интегрированное занятие», «интегрированный цикл занятий».
Методы исследования:
- исследование научной, научно-методической и методической литературы, выборка подходящего материала;
- анализ научных трудов по данной теме;
- изучение научной, научно-методической и методической литературы;
- описание выделенных понятий;
- проведение исследования начального уровня познавательных способностей у дошкольников;
- группировка показателей (10 таблиц и 7 диаграмм);
- анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Материалы используемые в данном исследовании и полученные данные об особенностях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста могут использоваться в практической деятельности педагогов и родителей.
Структура работы включает в себя две главы. В первой главе изучаются понятия интеграции образовательных областей, особенности развития познавательных способностей и использования принципа интеграции в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе изучается и анализируется уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Их родство объясняется общими корнями и спецификой развития, на которую предлагаем обратить внимания. Большую смысловую нагрузку несут таблицы и рисунки.
Но на сегодняшний день в ДОУ существует большая проблема в том, что идет увеличение учебной деятельности в течение дня, включения в нее очень часто бесполезного содержания, которое представляет собой обычно отдельные обрывки знания и сведения из разных областей науки. Полученные знания, таким образом, становятся бесполезными в жизни ребенка. Отсюда следует, что эта информация не может сформировать целостной картины мира как единой системы, в которой все происходит взаимосвязано [41].
Такое положение сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени их самостоятельной деятельности, времени прогулок и отдыха. Все это оказывает негативное влияние на здоровье дошкольника, результатом такого процесса является - гиподинамия. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие, отрицательно влияет и на развитие интеллектуальной деятельности.
Мнения многих педагогов сводятся к одному, что результат деятельности ДОУ это готовность ребенка к обучению в школе, но целью дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка, когда у него происходит формирование обшей культуры, целостного представления о мире. По другому - задача дошкольного образования состоит не в максимальной подготовке ребенка к школе и ускорение сроков перевода его в школьное «русло», а в том, чтобы создать ему условия для оптимального раскрытия неповторимого возрастного потенциала [21].
И один из путей решения этой проблемы, является соотношение двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников которым считается процесс интеграции [28].
Цель исследования - выявить влияние интеграции образовательных областей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения на динамику развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: интеграция как условие развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Поставленную цель планируется достичь при помощи решения следующих задач:
- изучить теоретические основы интеграции образовательных областей в ДОУ;
- описать понятие интеграции образовательных областей;
- изучить и рассмотреть особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть использование принципа интеграции в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
- изучить методические основы реализации принципа интеграции образовательных областей в ДОУ;
- изучить начальный уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- внедрить в работу интегрированный подход;
- повторно изучить уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования включает источники разных видов. Основу работы составляют коллективные труды, научные статьи, диссертации.
Проблему интеграции в образовании рассматривали еще во времена Коменского Я.А., но более интенсивное ее изучение началось во второй половине XX века. Федорец Г.Ф. рассматривает интеграцию в различных связях между всеми составляющими педагогической системы. Зверев И.Д. принимает всю систему обучения в целом, как основной признак интеграции. Бугаев О.И. считает, что интеграция содержания образования объясняет необходимость установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
В последнее время многие исследователи изучали и изучают как могут взаимодействовать между собой разные разделы программы: эстетическое воспитание через ознакомление с природой (Клюев Е.В., Зырянова О.Ю., Янакиева Е.К.); математическое развитие на основе ознакомления с художественной литературой и фольклором (Шевченко Т.С.); взаимосвязь математического и музыкального развития (Лаптева В.А., Рылькова В.А.); математического развития и конструирования (Сидорук Г.Н.). Понятие «интегрированное обучение» в работах, указанных выше авторов специально не исследуется, но используются при описании способов и методов взаимодействия различных компонентов содержания образовательной деятельности, где употребляются понятия «интегрированное занятие», «интегрированный цикл занятий».
Методы исследования:
- исследование научной, научно-методической и методической литературы, выборка подходящего материала;
- анализ научных трудов по данной теме;
- изучение научной, научно-методической и методической литературы;
- описание выделенных понятий;
- проведение исследования начального уровня познавательных способностей у дошкольников;
- группировка показателей (10 таблиц и 7 диаграмм);
- анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Материалы используемые в данном исследовании и полученные данные об особенностях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста могут использоваться в практической деятельности педагогов и родителей.
Структура работы включает в себя две главы. В первой главе изучаются понятия интеграции образовательных областей, особенности развития познавательных способностей и использования принципа интеграции в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе изучается и анализируется уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Их родство объясняется общими корнями и спецификой развития, на которую предлагаем обратить внимания. Большую смысловую нагрузку несут таблицы и рисунки.
Интегрированная организованная образовательная деятельность имеет ряд существенных преимуществ:
1. Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.
2. Способствует развитию эстетического восприятия, воображения,
внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.
3. Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.
4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.
6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются такие задачи как: формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
1. Способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей.
2. Способствует развитию эстетического восприятия, воображения,
внимания, памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) детей дошкольного возраста.
3. Интегрированная образовательная деятельность, обладая большой информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.
4. Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.
5. Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в различных областях деятельности.
6. Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя, способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от него разнообразных широких знаний, мастерства и владения методикой, предотвращает эмоциональное выгорание педагога.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются такие задачи как: формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Интеграция как условие развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016



