Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика прозы для детей Ксении Драгунской

Работа №97221

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Специфика детской литературы 6
1.1. Причины обособления детской литературы 6
1.2. Особенности прозы для детей 11
1.3. Специфика жанра литературной сказки 17
ГЛАВА 2. Художественные особенности прозы Ксении Драгунской для детей 25
2.1. Литературная сказка в детской прозе К.В. Драгунской 25
2.2. Своеобразие сюжета в рассказах К. Драгунской 33
2.3. Особенности стиля прозы К. Драгунской в сборнике «Лекарство от
послушности» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ





Как известно, в век стремительного развития информационных технологий интерес к художественной литературе у детей и подростков все более снижается. Данный факт давно отмечен преподавателями общеобразовательных учреждений, а также родителями детей, вынужденными принимать порой и суровые меры, чтобы ребенок меньше времени проводил в Интернете. В целях переключения ребенка от сетевого досуга и игр активно внедряются различные интерактивные методы обучения. Но и эти методы вряд ли не смогут стать альтернативой художественной литературе: именно произведения русских и зарубежных авторов способны обогащать духовный мир ребенка, способствовать развитию мышления и воображения. Стоит отметить значимость детской литературы в формировании и становлении личности, ведь именно детская художественная литература способствует формированию миропонимания и мировоззрения.
Безусловно, современный мир отличается от мира прошлых столетий. Определенные сдвиги в общественном сознании влияют на ход всего литературного процесса. Осваивает новшества и детская литература. Писатели обращаются к новым темам, разрабатывают художественные средства для изображения современных реалий.
У детей XXI века другие ориентиры, о которых раньше и не думали. И в этом ключе, конечно, детские современные авторы выполняют большую работу, учитывая в своих произведениях интересы детей, продиктованные временем. Пример тому - творчество Ксении Драгунской, дочери известного детского писателя Виктора Драгунского.
К. В. Драгунская является драматургом, сценаристом, прозаиком, автором пьес «Вверх тормашками», «Яблочный вор», «Трепетные истории», «Все мальчишки - дураки», «Рыжая пьеса» и многих других. Отводя в своем творчестве большое значение драматургии, К. В. Драгунская, тем не менее, пишет и прозу для детей. Ее рассказы пользуются читательским спросом. Критики отмечают, что «о ее изобретательности, раскованной фантазии, о психологической тонкости, умении подмечать в людях (в том числе и в маленьких) характерные черты, о юморе и иронии, о владении словом и т. п. распространяться не приходится» [Скаковская, 2010: с. 40].
Актуальность. Детская проза Ксении Драгунской мало изучена, поскольку писатель в своем творчестве отводит основное место драматургии. Необходимость в расширении представлений о структуре детских рассказов Ксении Драгунской определяет значимость данной работы. Обладая художественной ценностью, детская проза Драгунской нуждается в основательном исследовании.
Новизна работы заключается в попытке постижения внутренних закономерностей прозы К. В. Драгунской, исследовать которые возможно через последовательный и систематический анализ поэтики.
Объект исследования - проза К.В. Драгунской для детей (сборник рассказов «Лекарство от послушности»).
Предмет исследования - особенности поэтики детской прозы К. В. Драгунской.
Цель исследования - проанализировать прозу К.В. Драгунской для детей с точки зрения особенностей ее поэтики (художественного языка).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить причины обособления детской литературы.
2. Выявить особенности построения прозы для детей.
3. проанализировать особенности литературных сказок К. Драгунской.
4. охарактеризовать особенности построения сюжета в рассказах сборника «Лекарство от послушности»;
5. проанализировать особенности стиля произведений К. В. Драгунской.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении доминирующих черт поэтики детской прозы современного писателя. На основе полученных результатов создается возможность расширить представление о поэтике детских рассказов К. В. Драгунской. Выводы данного исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения творчества автора.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе данного исследования могут быть разработаны материалы или спецкурсы для проведения практических занятий, лекций по литературе XXI века, посвященных творчеству автора, а также уроки по современной литературе.
Композиция выпускной квалификационной работы отражает основные этапы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе, проанализировав научную литературу, мы рассмотрели, что такое детская литература, каковы взгляды на нее литературоведов, ее особенности.
Мы выявили особенности детской прозы, приемы, которые должны использовать авторы, чтобы заинтересовать своего читателя. Важно, что автор детской книги могут воплотить детский взгляд на мир, тогда произведение будет интересным и востребованным. Для детской прозы характерны следующие особенности: динамичность повествования, юмор, обилие речевых средств выразительности, ориентированных на активацию детского воображения, простота синтаксиса.
Мы выяснили особенности литературной сказки. В отличие от фольклорной сказки, художественный мир литературной сказки создается автором. Авторская сказка сохраняет древние сказочные основы. Литературная сказка включает в свой художественный мир отдельные блоки жанровой структуры волшебной сказки и по ним каждый раз по-новому возрождает сущность и смысл сказочного образа и мира. Синтез с другими жанрами также придает сказочной прозе особый духовный русский колорит с унаследованным литературным опытом.
В работе мы обратились к прозе К. Драгунской. По мнению писателя Дмитрия Быкова, «рассказы Ксении Драгунской способны любому ребенку объяснить ряд простых и полезных вещей вроде того, что есть снег нельзя, а обзываться вредно для кармы, но делает она это столь изобретательно и даже с налетом хулиганства, что этот скучный смысл проскакивает в ребенка практически незаметно, как витамин в персике. Такое контрабандное проникновение полезных вещей в ребенка как раз и составляет смысл детской литературы, но этого почти никто не умеет. Либо одни витамины, либо сплошные персики» [Быков, 2015: с. 69]. Творчество Ксении Драгунской вызывает споры. Но это говорит о неординарности автора, об умении расшевелить аудиторию, не оставить ее равнодушной. Поэтому необходим вдумчивый профессиональный подход к выбору материала и форм для его подачи, чтобы дети не только от души посмеялись, но и извлекли важные для себя уроки. Проза Драгунской направлена не только на читателя-школьника, но и на ребят дошкольного возраста, что дает возможность расширить круг исследования ее творчества, рассмотреть особенности поэтики рассказов, написанных для малышей.
В данной работе мы рассмотрели поэтику прозы Ксении Драгунской для детей на примере сборника рассказов «Лекарство от послушности».
Мы определили, что герои Ксении Драгунской - преимущественно дети, школьники. Сюжеты рассказов вращаются вокруг жизни детей, их общения с родителями и другими взрослыми, школьной жизни. В общем, всего, что окружает и интересует ребенка в этом возрасте. Сюжеты рассказов могут быть сказочными, как в первой части сборника, могут касаться детства, школьной жизни и окружающего мира автора, как во второй части. Третья часть, как пишет сама К. Драгунская в предисловии к ней, посвящена историям, которые рассказывали ей читатели.
В литературных сказках К.В. Драгунской сохраняются элементы сюжета волшебной сказки, герои волшебной сказки, волшебные предметы; в сказках активна фигура Автора, который может менять маски; герои сказок могут меняться, в отличие от фольклорных сказок. В сказках Драгунской особый дидактизм. В конце сказки Драгунская обращается к читателям, призывая их извлечь из рассказанной истории урок, но это обращение к читателю носит особый характер: Драгунская зачастую советует ребятам-читателям не давать себя в обиду, быть уверенными в себе. Ксения Драгунская своими произведениями учит детей видеть сказку в обычной жизни, в крайнем случае, ее нафантазировать. Такой подход развивает в читателях творчество, способность распознавать необычное в обычном, тем самым делая жизнь ярче и интереснее. Ведь детские фантазии и впечатления способствуют развитию гармоничной, духовной личности, с высоким уровнем интеллекта и мощным творческим началом.
Сюжеты рассказов Драгунской динамичны, для них свойственная быстрая смена событий, неожиданные перемены, происшествия; в рассказах очень мало описаний. Все ее произведения небольшие по объему, с диалогами. Захватывающие и динамичные сюжеты рассказов привлекают внимание читателей, оно не ослабевает на протяжении всего повествования, с первой до последней строки. Нередко рассказы строятся, как «рассказ в рассказе», когда повествование от Автора переходит к герою, а потом снова возвращается к Автору, в этом проявляется близость позиции Драгунской позиции ребенка. Очень часто Драгунская рассказывает о детских шалостях, но нередко за этими историями сквозит мысль о том, что взрослые усложняют жизнь стереотипами и ненужными, все усложняющими правилами, а дети, воплощающие свободу и непослушание, куда более правы, с чем связано и название сборника.
Для стиля Драгунской характерно соединение разговорной речи со сказочными элементами; в тексты входит речь подростков, для которых свойственно укорачивать слова, выражать в них отношение к предмету; Драгунская использует простой дробный синтаксис, который придает фразе энергию, динамизм. Любопытно, что голос Автор особенно не отличается от речи ее героев - таким образом автор выражает солидарность со своими героями-детьми. Рассказы Ксении Драгунской юмористичны, легки для восприятия ребенка. Автор активно использует детскую лексику, школьный сленг, неправильные фразы, которые дети часто употребляют в жизни. Все это привлекает внимание юного читателя, делает произведение близким ему. Все рассказы Драгунской правдоподобны, ведутся от лица героев-школьников либо самого автора, который выглядит не повзрослевшим ребенком и от этого становится близким и родным читателю.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ