Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистические средства описания отрицательных героев в современных повестях для детей (на материале книг В. Крапивина)

Работа №128597

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвистические средства описания героев в жанре повести 8
1.1. Образ как единица художественного произведения 8
1.1.1. Образ языковой и художественный 8
1.1.2. Образ как единица русской художественной картины мира 10
1.2. Лингвистические средства формирования образа 13
1.2.1. Лексические средства 13
1.2.2. Морфологические средства 18
1.3. Повесть для детей: стилистические и сюжетные особенности 21
1.4. Типичные отрицательные качества человека в русской национальной картине мира 26
Вывод 30
Глава 2 Средства создания образа отрицательного героя в повести для детей 32
2.1. Методы анализа примеров, критерии их отбора 32
2.2. Анализ языковых средств в повестях «Трое с площади Карронад», «Дагги-Тиц», «Мальчик со шпагой», «Рыжее знамя упрямства» 33
2.2.1 Контекстуальный анализ характеристик персонажей 33
2.2.2 Семантический, словообразовательный анализ единиц описания 40
2.2.3. Анализ метафор, сравнений и эпитетов в повестях В. Крапивина 45
2.3. Специфика лингвистических средств создания образа отрицательного героя в повестях В. Крапивина на фоне типичных представлений, заложенных в русской национальной картине мира 51
Выводы 57
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение №1 68
Приложение №2 73
Приложение №3 75
Приложение №4 79
Приложение №5 81
Приложение №6 83

Книги для детей - особый раздел литературы, который имеет ряд отличительных характерных особенностей: мир показан в том объёме информации, которая доступна ребёнку для понимания и освоения, герои максимально приближены к возрастным рамкам читателя, язык произведений характеризуется отсутствием сложных синтаксических и логических построений, не часто используются отсылки к комплексным фоновым знаниям, которые связаны с фактами истории и культуры страны. Все эти особенности связаны с воспитательной целью, которая отражены в детской литературе сильнее, чем информативная или культурогенная. Отрицательные герои должны показать детям, как не надо поступать, и в этом их воспитывающая роль. В связи с этим воздействие на читателя оказывается не через аналитический регистр, а при помощи описаний.
Описание в художественной литературе построено на создании образов - представлении о каком-либо объекте, явлении, факте действительности, фиксированное письменно в случае индивидуально-авторской реализации или разделяемое всеми носителями языка на основании общих, известных всем, признаков объекта [Ушакова 2008]. Используемые языковые средства представляют собой единицы «разных уровней языка <...> применяемые в разных стилях речи для усиления яркости, красочности, лексической и эмоциональной выразительности речи» [Жеребило, 2010: 226].
Образность в русской лингвистике исследовали такие ученые, как когнитивисты Н.Ф. Алефиренко, А.Н. Баранов, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин, стилистические исследовани предпринимали В.Г. Гак, Г.Н. Скляревская, А.Д. Шмелёв Н.Д. Арутюнова, Л.В. Балашова, В.Н. Телия, А.П. Чудинов и другие (Е. А. Юрина «Образная лексика русского языка»(2015); Н. А. Илюхина «Метафорический образ в семасиологической интерпретации» (2010); И. С. Курахтанова «Языковая образность как признак социальной культуры »(2001); О. И. Блинова «Словарь образных слов русского языка» (2007)).В творчестве отдельных авторов образность исследовали А.И. Федоров «Семантическая основа образных средств языка» (1969); О.В. Рыбальченко «Образные средства в публицистике Ф.М. Достоевского» (2004); В.В. Горнак «Система образных средств языка в творчестве Ф.А. Абрамова» ( 1991); Е.Б. Сазонова «Образные средства как компонент структуры художественного текста» (1984).
Их исследования были направлены на изучение таких средств создания образности, как сравнение, эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, варваризмы, использование синонимов для создания градации и антонимов для подчёркивания противопоставления характеристик, использование архаизмов и фразеологических единиц.
Именно эти средства образности наиболее часто используются при описании человека и его поведения в детской литературе и потому их исследование наиболее продуктивно.
Несмотря на то, что существует немало подобных работ, анализ описания отрицательных героев не становился предметом специального изучения текстов таких авторов, как В. Крапивин. Произведения Крапивина не только признаны в России и переведены на иностранные языки, но и включены в школьные программы по литературе и внеклассному чтению.
В этом заключается актуальность исследования.
Объект исследования: образ отрицательного персонажа как объект описания.
Предмет исследования: лингвистические средства, используемые В. Крапивиным для описания отрицательного героя в повестях для детей
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение описания средств образности при описании отрицательных персонажей позволяет выявить национально-специфические основания их типологии и их влияние на сюжетную линию.
Цель исследования: выявить специфику лингвистических средств, при помощи которых автор формирует отрицательный образ персонажа в повестях для детей.
Задачи исследования:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) классифицировать лингвистические средства формирования образа отрицательного персонажа в повестях для детей; определить методологию анализа примеров и критерии их отбора;
3) отобрать примеры из русской детской литературы указанного периода, выделить средства описания;
4) классифицировать отобранные единицы описания
5) проанализировать специфику функционирования единиц;
6) выявить специфику функционирования средств образности и национальную специфику их использования в русской литературе для детей.
Методы исследования: метод конценптуального анализа, метод описания, сопоставительный и сравнительный методы, метод кластерного анализа.
Материалом исследования являются повести русского писателя Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад» (1979), и «Дагги-Тиц» (2008). «Мальчик со шпагой»(1972), «Рыжее знамя упрямства» (2005)
Положения к защите:
1) Функционально-семантический тип речи описание в повестях для детей В. Крапивина при описании отрицательных героев представлен прямым описание без подтекста, что диктуется требованиями к жанру;
2) В связи со спецификой описания, средства образности, которые использует автор, наиболее простые: 80% составляют развёрнутые сравнения с операторами «как» и «похоже на».
3) По результатам анализа, выделены шесть типов героев: а) психически больной взрослый, б) хулиган (главарь, его помощник, сплетница), в) кукловод, г) манекен, д) чиновник, е) смешанный тип героя. В типичных повестях того же периода времени исследователи выделяют только три типа отрицательных героев: кукловод, чужестранец, потенциальный внутренний враг.
4) Лексико-семантический анализ и дистрибутивный анализ языковых средств позволяет также выявить причины преобладания характеристик: в качестве отрицательных персонажей дети выступают только в роли хулиганов, так как лексемы, описывающие их, не формируют устоявшейся, неизменной характеристики. Дети действуют, исходя из жизненной ситуации и имеют шанс исправиться.
5) Первый и последний типы реализованы как женскими, так и мужскими персонажами, третий - только женскими, четвёртый и пятый - только мужскими. Это связано с русской национальной спецификой картины мира: женщины в ней выполняют роль учителей и воспитателей, мужчины являются олицетворением профессий (бизнесмен, чиновник и пр.), формируя границы социума.
6) На основании анализа можно также утверждать, что первый, четвёртый и пятый типы героев создают внешние условия, формируя основную проблематику сюжета; второй и третий - создают внутренние препятствия, преодолевая которые главный положительный герой обретает себя.
Научная новизна: в диссертационном исследовании предпринимается попытка связать лингвистический, лингвокультурологический и контекстологический подходы к описанию средств образности, что позволяет более точно определить функциональную нагрузку единиц и национальную специфику их использования в литературе для детей, тем самым диссертационное исследование может внести определённый вклад к изучение как идиостиля автора, так и специфики художественной прозы в целом.
Практическая значимость заключается в том, что в диссертации впервые проводится комплексное описание лингвистических средств характеристики с дидактическими целями отрицательных героев в современных повестях для детей, полученные результаты могут быть использованы в теоретических лекционных курсах.
Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы; формулируются цель, задачи, объект, предмет, методы и гипотеза исследования; а также определяются научная новизна, практическая значимость работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научных источников позволяет утверждать, что повесть - художественное произведение, сюжет которого построен вокруг событий жизни одного или нескольких героев. По объёму текста, повесть занимает промежуточное место между романом и рассказом. Повесть для детей имеет воспитательную значимость, в основе сюжета лежит процесс социализации ребенка в коллективе или изменение жизненных ценностей под влиянием какого-либо события, это помогает детям сформировать правильный взгляд на мир и жизнь. Так как повесть должна давать положительный пример, она обычно имеет счастливый конец.
Согласно проведённому анализу, язык детских повестей обычно более простой, так как сюжетная линия одна и подтекст присутствует минимально. Образные средства избираются также наиболее прозрачные: чаще всего используются сравнение, метафора, метонимия, олицетворение и эпитет.
Повесть основана на повествовании как функционально-семантическом типе речи, несмотря на это большую роль в повестях для детей играют описания. Описание - тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или субъекта (внешний вид героя, его состояние и действия) в целях создания эмпатии и эмоционального сопереживания герою.
В данной диссертации на основании выделенных критериев была предпринята выборка фрагментов, характеризующих описание внешности, поведения, действий, одежды, привычек героев. В. Крапивин использует прямые описания, которые не создают обманчивого представления о героях. Описания, которые он даёт от имени главного героя - ребёнка не меняются.
Для составления наиболее точного портрета отрицательных героев, необходимо было рассмотреть языковые средства и образные средства в контекстах (фрагменты и классификационные таблицы помещены в Приложения).
По результате анализа, выделены шесть тип героев: а) больной взрослый, б) хулиган (главарь, его помощник, сплетница), в) кукловод, г) манекен, д) чиновник, е) смешанный тип героя. В типичных повестях того же периода времени исследователи выделяют только три типа отрицательных героев: кукловод, чужестранец, потенциальный внутренний враг.
В первый тип включены как взрослые мужчины, так и женщины, но нет детей, так как они не могут быть отрицательными персонажами такого типа (больные дети - это слабые дети, они не представляют угрозу и должны в воспитательных целях вызывать сочувствие).
Во втором типе (хулиганы) - только дети, так как их характеристики свидетельствуют о том, что это сбившиеся с пути, способные исправиться, люди. Они не продумывают своих злых поступков, они действуют спонтанно, часто вымещая на других свои обиды.
Третий тип - только женские образы, что обусловлено традиционной ролью женщины, которая следит за детьми и отвечает за них. Лексические средства подтверждают этот вывод, свидетельствуя, с одной стороны, о профессиональной принадлежности «кукловода» к миру детей (учительница, детский психолог), с другой стороны, показывая его нежелание понимать проблемы вверенных ему подопечных.
Четвёртый и пятый типы представлены исключительно мужскими персонажами. Это также связано со стереотипным восприятием роли мужчины в обществе - как того, кто организует внешний мир (бизнесмен, чиновник, военный, милиционер). Лексические средства и средства образности подчёркивают функциональную сторону этих типов героев. Так, для «манекена» характерно полное отождествление человека и его функциональной роли бездушного исполнителя, для «чиновника» типичными чертами являются внешняя самоуверенность и внутренняя трусость (когда он оказывается без поддержки вышестоящих руководящих сил). В отличие от первых трёх типов, четвёртый и пятый - схематичные персонажи, не являющиеся личностями в глазах детей. Они не интересны и автору, поэтому такие персонажи выполняют роль эпизодических героев, которых автор использует как средства продвижения или изменения траектории событий сюжета.
Смешанный тип героя ближе всего к первому типу, однако, в отличие от него, «ненормальность» взрослого человека - не в его физической или психической болезни, а в подлости, что проявляется в ситуациях, когда такой отрицательный герой ради своих интересов совершает неправильные поступки, обманывает, хитрит, хотя в другой ситуации, когда его интересы не затронуты, может проявлять положительные стороны и помогать главному герою.


1. Апресян Ю. Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян // Проблемы структурной лингвистики. М.: Изд-во АН СССР, 1963.766с.
2. Апресян, Ю.Д. Избранные труды / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. 66 с.
3. Арутюнова Н. Д. К проблеме функциональных типов лексического значения. // В кн.: Аспекты семантических исследований. М.: 1980. 237с.
4. Балашова, Л. В. Курс русского языка: [фонетика, словообразование, морфология и орфография: синтаксис и пунктуация : рус. яз. и культура общения] / Л. В. Балашова, В. В. Дементьев. Саратов: Лицей, 2005. 213с.
5. Бахмутова Е.А. Выразительные средства русского языка. Казань Изд-во Казанск. ун-та, 1967. 69с.
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худ. лит., 1975. С.234—407.
7. Богатырева, Н. Ю. Социальная направленность сказочных произведений В. Крапивина // Мировая словесность для детей и о детях. — Вып. 3. — М.: МГПУ, 1998. С. 124-128.
8. Борисова Е. Б. Вестник Челябинского государственного университета. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. 2009. С.20-26.
9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.180с.
10. Великанова, Е. А. Проблема «герой и коллектив» в творчестве Владислава Крапивина // Проблемы детской литературы и фольклор: сб. науч. тр. — Петрозаводск, 2012. С.52-59.
11. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. 310 с.
12. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.:Высш. шк. (ВШ), 1971. с110.
13. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высш. шк., 1986. 639 с.
14. Волков, И. Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. 75с.
15. Гареева, Т. С. Художественное своеобразие произведений В.П. Крапивина о детях и для детей / Т. С. Гареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49969/ (дата обращения: 11.03.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ