ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития коммуникативных качеств
у детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития коммуникативных качеств у дошкольников в
музыкально-игровой деятельности 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. Диагностическое исследование начального уровня коммуникативных
качеств детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных качеств
дошкольников в музыкально- игровой деятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 61
Период дошкольного детства является одним из значимых этапов становления личности и его развития. Важным условием гармоничного психического развития личности и его социализации в обществе является формирование навыков общения. На сегодняшний день в системе дошкольного образования приоритетное место отведено социальнокоммуникативному развитию и воспитания дошкольников. Основная цель Федерального Государственного стандарта дошкольного образования это всестороннее личностное развитие ребенка.
Наиболее интенсивно умение общаться развивается именно в дошкольном возрасте. Известный детский психолог М.И. Лисина так определила значение развития коммуникативных качеств ребенка: “Если у ребенка не сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно” [27].
Большое количество педагогов и психологов придерживаются мнения, что музыкальная деятельность оказывает значительное влияние на сферу общения ребёнка. Формируя культуру общения у детей дошкольного возраста успешно используется способность музыки вызывать у детей необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют развитию коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста. Песни, музыкальные игры, танцы, упражнения на раскрепощение и импровизацию, помогают детям выразить те чувства и эмоции, которые в обычной жизни они стесняются показать. Дети легче распознают эмоции других, формируется позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать (радоваться, огорчаться из- за других), они учатся выражать свои чувства и потребности с помощью вербальных и невербальных средств.
Все вышеперечисленные факторы определили тему моего исследования: «Организационно-педагогические условия развития коммуникативных качеств у дошкольников в музыкально-игровой деятельности».
Объектом исследования выступает процесс развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс мероприятий,
направленных на развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности.
Цель выявить и теоретически обосновать развитие коммуникативных качеств в музыкально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы в соответствии с тематикой развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста;
2) определить особенности организации музыкально-игровой деятельности старших дошкольников;
3) изучить уровень развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста;
4) выявить и практически обосновать целесообразность применения музыкальных игр для развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Методы исследования: анализирование теоретического материала по теме исследования, практические занятия, обобщение результатов, изучение результатов деятельности обучающихся, мониторинг; педагогический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили теоретико
методологическая основа работ С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, О.П. Радыновой.
Практическая значимость исследования заключается в то, что выбранный коплекс музыкально-коммуникативных игр может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для повышения уровня развития коммуникативных качеств воспитанников.
База исследования: исследование проводилось в МКДОУ № 12 г.
Тавда. В исследовании принимали участие дети старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложений. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.
Описание структуры ВКР: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект, предмет; сформулирована основная цель и задачи исследования; представлены методы работы по проблеме, структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы по проблеме развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста, анализ научной литературы по проблеме исследования, представлены основные характеристики главных положений и понятий проблематики, рассмотрена специфика музыкально-игровой деятельности в дошкольном возрасте в целом.
Вторая глава представляет экспериментальную часть работы, где описывается практическое исследование по теме развития коммуникативных качеств старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности. Раскрыты основные характеристики содержания исследования, описаны виды и формы музыкально-игровой деятельности, определена специфика игры в музыкально-педагогическом процессе, описаны методики по которым проводилось исследование, предложен комплекс музыкальнокоммуникативных игр для развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста. Так же описаны результаты проведенной диагностики начального и конечного этапов.
В заключении представлены выводы по поведенному исследованию в целом. Список литературы включает 53 наименования: труды в области общей и музыкальной педагогики, методики и психологии.
Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. На сегодняшний момент дошкольное образование уделяет особое внимание аспекту социально-коммуникативного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте музыкальному воспитанию отводится одно из приоритетных мест, т.к. музыка благотворно влияет на психику ребенка, улучшает эмоциональное состояние, активизирует его. Музыка помогает наладить отношения не только со сверстниками, но и между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, раскрывает новые творческие способности, повышает самооценку ребенка.
Развитие коммуникативных качеств личности ребенка в дошкольном возрасте это многогранный процесс, представляющий сложную, целостную систему со своей динамикой развития и внутренней структурой. Взаимоотношения между дошкольниками так же очень сложны,
противоречивы, порой не всегда понятны.
Ведущей деятельностью для детей (в особенности в дошкольном возрасте) является игра. Игры, как правило построены на контакте, общении, поэтому общение становится их частью и условием. Музыкальное искусство имеет особую способность положительно влиять на все сферы развития детей, и в частности на детей дошкольного возраста. Музыка может помочь дошкольникам понимать элементы, связанные с героями или определенным сюжетом. Также она положительно настраивает детей и дает мотивацию для самостоятельной творческой деятельности.
Приобщение дошкольников к музыке в игре - неотъемлемая часть музыкального развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они показывают ребенку возможность применения полученных знаний в жизненной практике. Игровое действие помогает детям слышать, сравнивать и различать настроение, образы, которые музыка передает, подталкивая детей к более активной игровой позиции.
Этап констатирующего эксперимента, в процессе практической деятельности, выявил проблемы межличностных взаимоотношений среди детей группы, низкий уровень активности и инициативности ребят в игровой деятельности, эмоциональную напряженность и нестабильность.
В ходе дальнейшей работы, которая была направлена на улучшение психологического климата в группе, снятие коммуникативных барьеров, эмоционального состояния детей с помощью проведения тренинговых занятий, использования серии музыкально-коммуникативных игр, цель которых - всестороннее развитие личности ребёнка, развитие коммуникативных качеств, установление контакта в различных ситуациях общения, развитие навыков общения, а также улучшение взаимоотношений в группе, активизация слухового внимания, самопознания, развитие творческих способностей детей.
Каждый этап экспериментального исследования были отображен в диаграммах и таблицах. Выводы после завершающего этапа были сделаны на основании результатов, полученных при тестировании, наблюдении, а так же индивидуальной беседы с воспитателем группы.
Важно подчеркнуть, что положительное прохождение каждого возрастного периода - это залог дальнейшего гармоничного развития личности. Особое внимание нужно уделять формированию и развитию коммуникативных качеств, что в дальнейшем даст возможность дошкольнику реализовать потребности общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, а грамотно выстроенная работа, направленная на развитие коммуникативных качеств и эмоционально-чувственной сферы внутренней сферы ребенка, дает положительный результат. Делая вывод о проведенной работе в ходе исследования, что поставленные нами цели и задачи исследования были реализованы и решены полностью.
1. Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст] / Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская - М.: Просвещение, 2011, с.75.
2. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников: Детский сад [Текст] / Т.И. Бабаева. - М.: Просвящение, 2011, № 1.
3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. [Текст] / З.А. Михайлова. - СПб.:
Детство-пресс, 2012.
4. Бубнова, О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников. [Текст] / О.Б. Бубнова // Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. - М.: Баласс, 2009. № 1.
5. Булычева А.И. Диагностика готовности ребенка к школе. [Текст] Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.С Варенцова, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6. Буренина А. И. Коммуникативные танцы - игры для детей. [Текст] / А.И. Буренина // Журнал Музыкальная палитра. - СПб. 2004. 35 с.
7. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] / Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвящение, 2012.
8. Венгер Л.А. Психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Просвещение. 2013.
9. Волков Б.С. Детская психология. [Текст] / Н.В. Волкова - М.: Просвящение, 2014, с. 294.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 2011, с. 96.
11. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Галигузова. - М.: Просвящение, 2005.44 с.
12. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. [Текст] / Г.Н. Гришина. - М.: Просвещение., 2010.
13. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. [Текст] / Е.В. Громова // Практический журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5. 2010.
14. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Еник,
Л.А. Пенькова. - М.: Центр педагогического образования.2013.
15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2014...