ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
7
1.1. Понятие и структура готовности к школьному обучению 7
1.2. Обзор нормативно-правовых документов и программ дошкольного
образования в контексте формирования у детей коммуникативной готовности к школе 11
1.3. Методические основы составления психолого-педагогической
программы для формирования у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 29
2.1. Изучение коммуникативной готовности детей к обучению в школе на начальном этапе опытно поисковой работы 29
2.2 Психолого-педагогическая программа формирования у
дошкольников коммуникативной готовности к школе 35
2.3. Результаты практической работы по теме исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Активные процессы, происходящие в обществе, влекут за собой формирование новых требований к личности ребёнка с целью их успешного процесса социализации и социальной адаптации. В этом аспекте, общение выступает базовой составляющей, которая необходима для всестороннего развития личности ребёнка.
Общение для детей является одним из главных факторов, способствующих формированию дальнейшего процесса социализации. С помощью общения дети могут выражать свои мысли, чувства, устанавливать контакт не только с близкими людьми, но и с окружающими. На основе общения у ребёнка формируются особенности межличностного взаимодействия с другими детьми, что способствует правильной и всесторонней адаптации детей в коллективе.
По признанию многих ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) дошкольный возраст соотносится с развитием личности ребенком, его активным освоением социального мира. В период дошкольного возраста дети постепенно осваивают коммуникативную деятельность, у них формируются новые формы общения. К концу старшего дошкольного возраста - в период формирования готовности детей к школьному обучению, общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, общение со сверстниками становится ситуативно-деловым, что свидетельствует о сложившейся тенденции к стабильному развитию коммуникативных умений детей (М.И. Лисина, А.В. Петровский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Коммуникативные качества и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, в том числе учебной (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.В. Коломинский, А.Н. Леонтьев и др.). Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные качества в дошкольном возрасте, то в дальнейшем у будущих первоклассников могут возникнуть проблемы при включении в школьную жизнь.
Исследование источников показало, что многие дети в процессе подготовки к школе имеют трудности в формировании коммуникативных качеств, что связано с возникающими проблемами в рамках приобретение новых знаний и навыков; расширения словарного запаса; применения эмоциональной составляющей общения и т.п.
Важное значение имеют действия общества, направленные на укрепление формирующего потенциала образовательных учреждений, семей, в которых воспитываются дети, а также других социально-образовательных учреждений как определяющих факторов социализации.
С этой позиции отдельное внимание уделяется психологопедагогическим программам. Необходимость применение данного вида программ обусловлена тем, что она отражает специфику и целенаправленность формируемого процесса, при этом определяет возможность не только достижения конкретных результатов, но и способствует проведению анализа социальной ситуации в контексте объективных и субъективных факторов.
Проблема исследования заключается в том, что формирование коммуникативной готовности к школе у будущих первоклассников требует не только декларирования целей и задач, но и технологической проработки в рамках психолого-педагогических программ.
Объект - формирование у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе.
Предмет - психолого-педагогическая программа, предназначенная для формирования у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе.
Цель - теоретически обосновать и разработать для применения на практике психолого-педагогическую программу, направленную на формирование коммуникативной готовности к школе у будущих первоклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе.
2. Проанализировать понятие о психолого-педагогической программе, определить методические основы ее составления в аспекте формирования у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе.
3. На практике изучить особенности коммуникативной сферы детей дошкольного возраста для дальнейшего составления психологопедагогической программы формирования у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе.
4. Разработать, реализовать и оценить результаты применения психолого-педагогической программы, направленной на формирование у будущих первоклассников коммуникативной готовности к школе.
Теоретическую базу исследования составляют научно-теоретические работы ответственных ученых, выполненные в русле системно- деятельностного и компетентностного подхода.
Вопросы коммуникативной подготовки детей дошкольного возраста к школе рассмотрены в различных аспектах:
• история происхождения, сущность, функции общения рассматривались в трудах известных психологов A.A. Бодалева, Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
• в работах отечественных педагогов и психологов A.A. Леонтьева, М.И. Лисиной, H.H. Поддъякова, Е.О. Смирновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Т.Н. Ушаковой, P.M. Чумичевой, P.O. Якобсона и др. отражены проблемы онтогенеза общения,
• в исследованиях А.А. Бодалева, А.А. Буевой, JI.C. Выготского,
A. А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. подчеркивается значение развития речи ребенка как способа общения, развития его коммуникативной функции.
Проблемы применения психолого-педагогических программ в аспекте социализации в целом и развития обещания и коммуникаций в частности представлены в трудах В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой, М.А. Галагузова, А.В. Мудрика, М.М. Плоткина,
B. Д. Семенова и др.
Методы исследования:
• теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и нормативно-программных источников по проблеме исследования);
• эмпирические (наблюдение, тест, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных).
База эмпирического исследования: МАДОУ № 223 г. Екатеринбург.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что проблема подготовки детей к обучению в школе на сегодняшний день имеет актуальное значение.
Готовность к школьному обучению рассматривается как один из важнейших итогов психического развития детей в период дошкольного возраста, который непосредственно влияет на процесс школьного обучения. дошкольного обучения детей.
Коммуникативная готовность к школьному обучению имеет важное значение, поскольку включает в себя ориентацию на коммуникативную культуру, формирование коммуникативной способности, а также на становление межличностных отношений, что является основой для дальнейшего процесса обучения и развития.
По исследователей коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.
В системе анализа нормативно-правовых документов и программ дошкольного образования в контексте формирования у детей коммуникативной готовности к школе мы ориентировались на рассмотрение следующих примерных образовательных программ:
1. Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
2. Программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
3. А. Михайлова и др.)
3. Программа «Истоки» (Л.А. Парамонова).
Программы ориентированы на социально-коммуникативное развитие детей, что является необходимым уровнем для этапа школьного обучения.
В процессе психолого-педагогической работы по формированию у дошкольников коммуникативной готовности к школе отдельное внимание уделяется игровой деятельности, беседам, рассказыванию и т.д.
Психолого-педагогическая программа представляет собой программу, ориентированную не столько на срочное решение конкретных наболевших социальных проблем, сколько на изменение условий протекания социальных процессов, эти проблемы порождающих.
В научной литературе выделяются следующие виды психологопедагогических программ:
• учебные;
• воспитательные;
• развивающие;
• учебно-развивающие.
Каждая из программ имеет критерии эффективности, которые подразделяются на:
• общие критерии;
• специальные критерии;
• частные критерии.
Важность психолого-педагогических программ в контексте формирования коммуникативной готовности к школе определена тем, что программа позволяет:
• преодолеть различные трудности во взаимодействии и общении;
• корректно, отзывчиво и грамотно откликаться на запросы, поведение и переживания людей;
• выбирать такие способы обращения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали;
• создать благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для эффективного общения и достижения положительных результатов в совместной деятельности.
Нами было реализовано экспериментальное исследование коммуникативных особенностей развития детей дошкольного возраста.
В исследование принимало участие 25 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 13 девочек и 12 мальчиков.
В работе были применены следующие методики:
1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
2. Методика «Ковер» (Овчарова Р.);
4. Тест «Оценка самоконтроля в общении» (Марион Снайдер);
5. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
По итогам диагностики было определено, что дети испытывают трудности в процессе работы в паре или группы, не умеют контролировать свои эмоции в процессе общения, не проявляют гибкость в процессе трансформации социального взаимодействия;
Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая программа с целью формирования коммуникативной готовности к школе.
Программа состоит из трех основных блоков работы:
I блок - подготовительный.
Создается атмосфера, направленная на совместную работу педагога и детей.
II блок - основной этап работы.
Данный блок рассчитан на непосредственное формирование коммуникативной готовности.
III блок - заключительный
На данном этапе работы главной целью выступает проведение диагностической работы.
В рамках второго блока были применены следующие методы работы:
• сезонные игры;
• театрализованная деятельность.
Далее была проведена диагностика коммуникативного развития. Нами было отмечено, что существует положительная динамика в контексте формирования и дальнейшего развития коммуникативной готовности к школе.
По итогам работы мы подтвердили гипотезу исследования, в полном объеме реализовали цель и задачи исследования.
1. Абашина, А.Д., Бондарева, Т.В. Интегративный подход в формировании личностно профессиональной компетентности будущих специалистов социальной сферы [Текст] / А.Д. Абашина, Т.В. Бондарева - Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2012. №. С.93-101.
2. Ананьев, Б. Г. О преемственности в обучении [Текст] / Б. Г. Ананьев - Советская педагогика. 1953. № 2. С. 23 - 25.
3. Артамонова, Е. И. Дошкольное образование в современных социокультурных условиях [Текст] / Е. И. Артамонова - Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: сб. науч. тр. 4-й Между- нар. науч.-практ. конф. 2014. № 4. C. 3.
4. Асмолов, А.Г. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Стандарт развития» [Электронный ресурс] // URL: : http://tc-sfera.ru/posts/asmolov-ag-federalnyygosudarstvennyy- obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya
5. Бабаева, Т. И., Римашевская, Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. [Текст]/ Т. И. Бабаева, Л.С. Римашевская - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. 224 с.
6. Басалаева, Н. В., Захарова, Т.В. Ключевые компетенции как интегральный результат современного образования [Текст] / Н. В. Басалаева, Т.В. Захарова - Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. С. 183-185.
7. Белова, Н.Ю. Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в комбинированных группах [Текст] / Н.Ю. Белова - Среднее профессиональное образование. 2012. № 6. С. 56-61.
8. Бережнова, О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения [Текст] / О.В. Бережнова - Управление ДОУ. 2014. №5. С. 32-40.
9. Березенцева, Е.А. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС [Текст] / Е.А. Березенцева - Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 2 (2). С. 9-21.
10. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. [Текст] / Божович Л. И. - М.: Педагогика, 1972. 351 с.
11. Бражник, Е.И., Маслова, Н.Ф., Абашина, А.Д. Студенческие социальные проекты: от сотворчества к социальной ответственности [Текст] / Е.И. Бражник, Н.Ф. Маслова, А.Д. Абашина - Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 56-65.
12. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / С.С. Бычкова - М.: АРКТИ, 2012. 96 с.
13. Васильева, Н. Н., Феоктистова, С.В. Психолого-педагогические подходы по адаптации детей к школьному обучению [Текст] / Н. Н. Васильева, С.В Феоктистова. - Глобальный научный потенциал. 2014. № 9 (42). С. 151-153.
14. Васильева, Н. Н. Педагогическая и психологическая поддержка процесса адаптации детей при переходе из дошкольной образовательной организации в школу [Текст] / Н. Н. Васильева - Педагогическое образование: традиции и инновации : сборник научных статей.; отв. ред. Т.Н. Петрова. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. № 6. С. 40-45.
15. Верховкина, М.Е. Образовательная программа дошкольного образования: технологии проектирования. [Текст] / М.Е. Верховкина - М.: Академкнига, 2014. 344 с...