Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте

Работа №97174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность моделирования и виды моделей 8
1.2. Развитие математических представлений у детей дошкольного
возраста 18
1.3. Условия использования моделирования как средства развития
математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 24
1.4. Анализ образовательных программ по развитию математических
представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием моделирования 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Определение начального уровня развития математических
представлений у младших дошкольников 38
2.2. Реализация условий использования моделирования как средства
развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 46
2.3. Результаты и анализ проведенного исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63


Одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования любая общеобразовательная программа, должна подразумевать развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причино - следственные связи.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:
• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
• овладение математической терминологией;
• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка;
Малыши познают ту часть содержания математической направленности, которая в современной методике развития математических представлений именуется предматематикой. Именно она является начальной ступенью освоения логико-математических представлений, способов познания, обеспечивая развитие мышления в целом. Освоенные логико-математические средства, математические представления, способы познания (эталоны, модели, сравнение и др.) являются фундаментом первоначального логико-математического опыта ребёнка, а впоследствии началом познания окружающего мира, первым вхождением в мир математики.
Детям дошкольного возраста математические понятия даются с большим трудом, поэтому нужны специальные средства обучения, которые облегчат освоение математических представлений и будут способствовать их развитию, а так же помогут усваивать понятия не в готовом виде, а самостоятельно их открывать, отвечающие современным требованиям дошкольного образования. Одним из средств развития математических представлений у детей дошкольного возраста является моделирование.
Моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в развитии математических представлений дошкольников. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому. Тем самым модель может сделать любой объект доступным познанию ребёнка. Применение моделирования в процессе развития математических представлений позволяет эффективно формировать у ребёнка такие приёмы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для развития математических представлений методом моделирования. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания - Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности математического развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. В современной педагогике возможность использования моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста исследовали такие ученые как А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая.
Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач, в том числе математических.
С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов процесса развития элементарных математических представлений у дошкольников с использованием моделирования. Именно поэтому темой выпускной квалификационной работы было избрано «Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте».
Предмет исследования: условия использования моделирования как средства развития математических представлений в младшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс развития элементарных математических представлений у младших дошкольников.
Цель исследования: выявить условия использования моделирования как эффективного средства развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «моделирование» и определить сущность данного понятия;
- выделить виды моделей;
- определить задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста;
- выделить условия использования моделирования для эффективного развития элементарных математических представлений в раннем дошкольном возрасте;
- проанализировать использование моделирования в образовательных программах по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;
- подобрать задания для определения уровня сформированности умений моделирования и проверить их сформированность у младших дошкольников;
- подобрать задания для определения уровня развития математических представлений;
- проверить эффективность выделенных условий по использованию моделирования как средства развития математических представлений у младших дошкольников.
Теоретическая база исследования: работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме методика использования моделирования как средства развития математических представлений в дошкольном возрасте: Н.А. Арапова - Пискарёва, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, Р. Грин, В.В. Данилова, Т.В. Лаврентьева, Р.Л. Непомнящая, Е.В. Сербина, Е.И. Щербакова, Д.Б. Эльконин и другие.
Методы исследования:
- анализ литературы по данной теме обеспечил подбор теоретического материала об использовании моделирования как средства развития математических представлений;
- беседа позволила установить личный контакт с дошкольником в процессе работы над курсовой работой и собрать необходимые данные для исследования;
- наблюдение послужило основой целенаправленного и систематического изучения возможности использования моделирования как средства развития математических представлений;
Практическая значимость исследования - результаты исследовательской работы будут использоваться в дальнейшей работе по развитию математических представлений путём моделирования у дошкольников.
База исследования: исследование проводилось на базе Светловского детского сада. В исследовании приняло участие 15 дошкольников младшей группы в возрасте 3-4 лет.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка, используемой литературы. В первой главе мы описываем сущность моделирования, виды моделей и условия их использования. Во второй главе описываем использование моделирование как средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Объём работы составляет 68 страниц, 19 рисунков, 4 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, исходя из выше написанного, можно сделать вывод, что задачи исследования выполнены:
- проанализирована психолого-педагогическая литература по теме
«моделирование»: за основное определение выбрано определение А.А. Столяра [47] - моделирование определяется, как одно из средств познания действительности, в результате чего, реализуется потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме».
- выделены виды моделей: предметные и предметно-схематические модели, применяемые в ДОУ;
- определены задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста: развитие у детей логико-математических представлений, а именно первоначальных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, зависимостях и закономерностях, числах, геометрических фигурах, величинах;
У развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений: сравнение, обобщение, анализ, классификация, абстрагирование, отрицание, сериация;
У развитие предметно-действенных (сенсорных) способов познания математических отношений и свойств: сопоставление, упорядочение, разбиение, обследование, группировка;
У освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (моделирование, экспериментирование, воссоздание, разбиение);
У развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: смекалки, догадки, находчивости, сообразительности, стремления к поиску и нахождению нестандартных решений; 
действительности: простейшие вычисления, измерение, счёт;
Jразвитие инициативности и активности детей;
Jразвитие доказательной, аргументированной и точной речи, обогащение словаря;
Jвоспитание готовности к обучению в школе: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей, умений самооценки и самоконтроля, координации движений глаз и мелкой моторики рук.
Выделены условия использования моделирования в развитии элементарных математических представлений в раннем дошкольном возрасте:
Первое условие использования моделей в процессе формирования математических представлений является соблюдение требований, предъявляемых к самой модели - модель должна чётко и ярко отражать основные свойства и отношения предмета, быть простой и доступной для осуществления действий с ней, облегчать познания в процессе обследования, анализа и работы в целом.
Вторым условием использования моделей в процессе формирования математических представлений является обязательное применение моделей не только в образовательной, но и в свободной деятельности детей раннего дошкольного возраста с учётом психологических особенностей данного возраста.
Третье условие использования моделирования как средства развития математических представлений - обогащение предметно-пространственной среды различными моделями, способствующими получению новых математических знаний, последующему их применению на практике и в повседневной.
Четвертое условие - развитие у дошкольников умений моделирования, а именно умений воспринимать и понимать изображение с помощью символов, осуществлять схематизацию, замещение, кодирование, декодирование.
- проанализировано использование моделирования в образовательных программах ДОУ. Анализ показал, что в программах есть общие задачи математического развития: счёт, количество и свойства, простейшие связи и отношения предметов, знакомство со временем, с геометрическими фигурами и т.д. Но в программе «От рождения до школы» [12] изучается больше математических понятий, понятия выделены более чётко, тем самым программа удобна для использования в практике. Применение моделей возможно в любой программе, но большее внимание моделированию также уделено в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. По средствам конкретно поставленных задач по формированию у детей элементарных математических представлений, опирающихся на психологические особенности ребёнка, особенно младшего дошкольного возраста.
Подобраны задания для диагностики развития математических представлений с использованием моделирования у младших дошкольников;
Проверена на практике, на базе Светловского детского сада, эффективность выделенных условий по использованию моделирования как средства развития математических представлений у младших дошкольников. Опытно-поисковая работа показала, что улучшение умения моделирования с соблюдением выделенных условий по использованию моделирования как средства развития математических представлений, влечёт за собой повышение уровня развития математических представлений младших дошкольников.
На основании этого можно сделать вывод, что, задачи, поставленные в дипломной работе, решены, достигнута цель исследования: выявить условия использования моделирования как средства развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.



1. Абдуллина, О. А. Педагогическая практика студентов [Текст] : учеб.пособие для студентов пед. ун-тов / О. А. Абдулина, Н. Н. Загрязкина. - М. : Знание,1989.
2. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз,
Э. Дум - М, 1984.
3. Арапова - Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2 - 7 лет [Текст] / Н. А. Арапова - Пискарева. - М. : Мозаика - Синтез, 2006.
4. Афонькина, Ю. А. Настольная книга старшего воспитателя. ФГОС ДО [Текст] / Ю. А. Афонькина. - Издательство: «Учитель»,2014.
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /
А. С. Белкин и др. - М. : Издательский центр «Академия»,2005.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Березина, Л. Р. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Л. Р. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая ; под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988
8. Борякова, Н. Ю. Моделирование в детском саду [Текст] : методическое пособие / Н. Ю. Борякова и др. - М. : Издательство Владос, 2003.
9. Булычева, А. И. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» [Текст] / А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Е. В. Горшкова и др. - М. : Гном - Пресс, 1995.
10. Вегнер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л. А. Вегнер. - М. : Высшая школа, 1988.
11. Венгер, Л. А. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Вегнер, О. М. Дьяченко. - М., 1989.
12. Вераксы, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ; под ред. Н. Е. Вераксы. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
13. Ветрова, Н. И. Место и назначение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний [Текст] / Н. И. Ветрова. - Л. : ЛГПИ, 1973.
14. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно - развивающая и игровая среда детского сада [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Миклякова. - М. : Перспектива, 2011.
15. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова. - Екатеринбург, 2016.
16. Гризик, Т. И. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон ; под ред. Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2010.
17. Грин, Р. Введение в мир числа [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон. - М. : 1984.
18. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] /
В. В. Данилов. - М. : Издательский центр «Академия», 1997.
19. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] /
О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1991.
20. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику [Текст] / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2005.
21. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой [Текст] : метод. пособие для педагогов / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2006.
22. Житомирский, В. Г. Математическая азбука [Текст] /
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. - М. : Педагогика, 1989.
23. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] /
B. В. Зеньковский. - Екатеринбург : Книжное издательство, 1995.
24. Князева, О. Л. Занятия в детском саду с использованием наглядного моделирования [Текст] : книга для воспитателя детского сада / О. Л. Князева. - М. : Просвещение, 1999.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Норма,2000.
26. Лаврентьева, Т. В. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями [Текст] / Т. В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1986.
27. Лебедева, С. А. Развитие познавательной деятельности
дошкольника на основе схематизации [Текст] : вопросы психологии /
C. А. Лебедева // Специальное образование. - 1997. - №95.
28. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Н. А. Ноткина, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова ; под ред. В. И. Логиновой - СПб : Детство-пресс, 2004.
29. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - М. : Линка - Пресс, 1997.
30. Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе - СПб. : Детство - Пресс, 1999.
31. Михайлова В. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / В. А. Михайлова. - СПб. : Детство - Пресс, 2015.
32. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб. : Детство - Пресс, 2008.
33. Михайлова, З. А. Математика от 3 до 7 [Текст] / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.
34. Моргачёва, И. Н. Ребёнок в пространстве [Текст] : методическое пособие / И. Н. Моргачёва. - СПб. : Детство-Пресс, 2009.
35. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 2005.
36. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 2008.
37. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Изд-во ИТИ Технологии, 2008.
38. Ядэшко, В. И. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования [Текст] / В. И. Ядэшко, Л. М. Волобуевой ; под ред. В. И. Ядэшко. - М., 1999.
39. Петерсон, Л. Г. Игралочка [Текст] : практический курс математики для дошкольников 3-4 лет (методические рекомендации) / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Баллас, 2001.
40. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. [Текст] : практический курс математики для дошкольников 5-7 лет / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина - М. : Баллас, 2003.
41. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика- Синтез, 2014.
42. Прахова, К. Е. Методическая практика в дошкольных учреждениях студентов факультета дошкольного воспитания педагогических институтов [Текст] / К. Е. Прахова. - М. : 1984.
43. Репина, Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками [Текст] / Г. А. Репина. - Смоленск; 2004.
44. Ручкина, В. П. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / В. П. Ручкина, Л. В. Воронина. - Екатеринбург, 1999.
45. Самарский, А. А. Математическое моделирование [Текст] / А. А. Самарский. - М. : Физматлит, 2001.
46. Сербина, Е. В. Математика для малышей [Текст] / Е. В. Сербина. - М. , 1992.
47. Смоленцева, А. А. Математика до школы [Текст] / А. А. Смоленцова. - СПб. : Детство - Пресс, 2010.
48. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с
математическим содержанием [Текст] / А. А. Смоленцова. - М. , 1987.
49. Столяр, Ф. Ф. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6лет [Текст] : книга воспитателя детского сада / Ф. Ф. Столяр. - М. : Просвещение, 1991.
50. Тарабарина, Т. И. Детям о времени [Текст] / Т. И. Тарабарина. - Ярославль, 1997.
51. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. - СПб. : РГПУ, 2006.
52. ФГОС ДО. [Текст]. Информационно-методический центр.2014.
53. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учебное пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство НПО МОДЭК, 2005.
54. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : ГИТИС, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ