Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования у детей дошкольного возраста приемов познавательной деятельности

Работа №97168

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика познавательной деятельности в дошкольном возрасте 7
1.2. Педагогические условия формирования познавательной
деятельности дошкольника в учебно-воспитательном процессе ДОУ 25
Вывод по главе 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ 48
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной
деятельности дошкольников на занятиях по математике 48
2.2. Условия формирования познавательной деятельности
дошкольников у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математике 62
2.3. Результаты проведения формирующего этапа исследования 73
Вывод по главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 91


Актуальность исследования. Развитие познавательных процессов в настоящее время в нашей стране рассматривается, как один из самых важных компонентов развития детей. Перед поступлением в школу особенно актуальной становится развитие компонентов познавательной сферы ребенка. Результаты будущего школьного обучения в большей степени обусловлены решением проблем развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Обществу в любые моменты своего развития необходим человек, который может разрешать возникающие социально-экономические противоречия, поэтому актуальность воспитания активного человека, выступающего в качестве субъекта культуры неоспорима. Условием становления такого человека является свободное развитие его активного потенциала, заложенного природой.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по использованию и приобретению знаний, в которой формируются умственные, волевые и эмоциональные качества личности, характер и способности, характеризующиеся познавательной активностью ребенка. Как условие развития личности, познавательная деятельность, начинает проявляться уже в дошкольном возрасте, который является начальной и основополагающей ступенью в развитии личности.
Проблемы развития активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях, в сложившихся реалиях, а именно введение новых требований к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО требуют переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта, в этом и состоит актуальность исследования данной проблемы.
Становление познавательной деятельности детей дошкольного возраста имеет особое значение и в настоящее время, поскольку происходит постоянное увеличение информационного пространства. Увеличение объема информации требует того чтобы у ребёнка были сформированы такие качества и умения, которые позволили бы ему выходить за рамки заданных требований и находить оригинальные решения для воплощения собственных замыслов и планов.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет следующие обязанности педагогического работника: «Развивать у учащихся познавательную деятельность, самостоятельность, инициативу, творческие способности развивать гражданскую позицию, способность труду и жизни условиях современного мира, развивать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Важным звеном на современном этапе общественного развития является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются главные основополагающие навыки и умения, которые будут необходимы в последующем обучении. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную деятельность.
Одной из составных частей успешности воспитания в детском саду является развитие познавательного интереса, как основы становления познавательной деятельности, к различным областям знаний и видам деятельности.
Центральное место в отечественном учении о познавательной деятельности отводится обучению, поскольку только в процессе обучения возможна целенаправленная систематическая работы по формированию у детей интереса к познанию. Одновременно, для успешного обучения необходимо наличие познавательного интереса, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и практическом применении имеющихся знаний. Если в дошкольном возрасте положительное отношение к знаниям и учебной деятельности не сформировано, то сделать это в школе, как показывают исследования В.В. Давыдова [13], Л.С. Славиной [50] и др., а также практика работы начальной школы, намного труднее. В связи с этим задача формирования познавательной деятельности у дошкольников достаточно актуальна.
Еще с давних времен проблема активности личности привлекала внимание представителей разных областей научного знания о человеке. К.Д. Ушинский [55], Я.А. Коменский [27], Д. Локк [32] определяли познавательную деятельность как естественное желание дошкольников к познанию. Наши ученые-современники проблеме формирования познавательной деятельности продолжают уделять много внимания. В качестве одного из видов активности ученые Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.И. Щукина выделяют активность познавательную (исследования). В первую очередь ученые предпринимают попытку определить сущность понятия «познавательная активность». На наш взгляд, большое значение для определения сущности данного понятия имеют работы М.И. Лисиной, в которых познавательная активность рассматривается в контексте с познавательной деятельностью. А.К. Маркова [35], Г.И Щукина [58] и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее применения у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной деятельности дошкольников на занятиях по математике.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление педагогических условий формирования приемов познавательной деятельности дошкольников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи.
1. Изучить сущность понятия познавательная деятельность.
2. Выявить факторы и педагогические условия, влияющие на формирование познавательной деятельности у старшего дошкольника.
3. Организовать непосредственно образовательную деятельность (НОД) по формированию познавательной деятельности дошкольников на занятиях по математике.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, эмпирическое исследование, статистические методы обработки данных.
Теоретическая база исследования: теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой и Д.Б. Эльконина, исследования концептуальных идей развития познавательной активности у дошкольников А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной.
Практическая значимость исследования заключается в подготовке рекомендаций по созданию условий формирования познавательной деятельности у дошкольников на математических занятиях и возможности использования данного материала педагогическими работниками ДОУ.
База исследования: МКДОУ «Детский сад №23 «Теремок» г. Талицы, Свердловской области. В опытной работе участвовало 25 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав существующие положения по проблеме познавательной активности, можно сделать вывод, что познавательная активность старшего дошкольника - это качество личности, которое выражает инициативное, действенное отношение дошкольников к познавательной деятельности, а также проявление интереса, самостоятельности и исполнительности, волевых усилий в процессе познания. Формировать данное качество возможно в процессе познавательной деятельности при следующих условиях:
1) уровень интеллектуального развития должен соответствовать желанию и готовности познавать;
2) познавательная деятельность должна осуществляться по схеме от заинтересованности через возможность действовать к формированию устойчивых интересов;
3) эмоциональность должна находиться в тесной взаимосвязи с предлагаемой информацией.
Познавательная деятельность дошкольника - это система определенных действий и входящих в них знаний. Это говорит, о том, что познавательную деятельность нужно формировать не вообще, а в строго определенном порядке, считаясь с содержанием слагающих ее действий. Проведенное исследование показало, существует прямая зависимость между сформированностью приемов познавательной деятельности дошкольников от методов, которые использует воспитатель во время занятий с детьми. Выбираемые для обучения методы и способы обязательно должны учитывать деятельность воспитателя и дошкольников, определять уровень взаимодействия взрослого и ребенка. Развитие познавательной деятельности ребенка должно носить предсказуемый и спланированный характер. Для этого педагог обязан тщательно отбирать методические приемы и понимать, какое воздействие оказывает каждый из них на ученика.
Активизация приемов познавательной деятельности детей необходима для получения положительной динамики процесса формирования познавательной деятельности дошкольника. Если ребенок станет осознавать самого себя как полноправного участника процесса обучения, то процесс активизации проходить более успешно. Поэтому педагог должен так построить занятие с ребенком, чтобы ему было понятно, куда он продвигается в своем развитии, что дает ему тот или иной прием учебной работы и непосредственной практической деятельности.
На развитие уровня познавательной деятельности влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны, у них развивается желание заниматься, и как результат, положительное отношение к учению.
Организация учебно-воспитательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста позволяет сформировать у них опыт познавательной деятельности при соблюдении определенных педагогических условий:
- создание предметно-развивающей среды в группе детского сада;
- использование занимательного математического материала в процессе обучения и воспитания. Это второе педагогическое условие, предполагающее использование различных форм и методов формирования приемов познавательной деятельности в процессе изучения занимательного математического материала, проведения непосредственно образовательной деятельности;
- к третьему условию можно отнести обеспечение квалифицированного руководства деятельностью детей, направленной на развитие самостоятельности, инициативности и предполагающей: Воспитатель должен создать простые и понятные всем детям правила поведения в группе, установить границы нежелаемого и желаемого поведения детей;
- четвертым условием является проведение консультативной работы и тренингов с родителями воспитанников по формированию приемов познавательной деятельности в условиях семейного воспитания.
В ходе исследования мы выявили, что одним из средств, способствующих формированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи.
По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки.
Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво и с удовольствием ищут ход решения, который ведет к достижению результата. Желание достичь цели стимулирует: активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
Выполнение действий практического характера с использованием занимательного материала на занятиях по математике вырабатывает у дошкольников способность восприимчивости занимательных задач, нахождения для них новые способов решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?».
Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку дошкольного возраста учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы. Применение активных нетрадиционных методов организации познавательной деятельности имеют большое значение в работе с дошкольниками. Они сокращают путь от получения теоретических знаний до их практического применения, позволяют детям узнать, как поступать в тех или иных случаях, позволяют активно проявлять и формировать индивидуальные стратегии поведения, а так же способствуют формированию таких личностных качеств, как умение оперативно принимать оптимальные решения и эффективно их реализовывать в проблемных ситуациях. Формирование познавательной деятельности дошкольника не самоцель. Цель педагога - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.


1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной
деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): [Текст] : учеб. пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. / В.В. Абашина.- Сургут: РИО СурГПИ, 2005.¬137 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
3. Венгер, Л.А. Психология [Текст] : учебник / Л.А. Вегнер, В.С. Мухина - М.: Просвещение, 1988.- 266 с.
4. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет [Текст] / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование - 2004. - №2. - С. 43-46.
5. Взаимодействие детей в решении познавательных задач [Текст] / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада. - Киев : Рад. школа, 1989. - С. 67-75.
6. Волосникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] / А.Г. Волосникова. - М.: Астрель, 2004.¬231 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] : учебник. / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 300 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1960. - 421 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] : учебник / Л.С. Выготский - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 533 с.
10. Грачева, 3.А. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников [Текст] / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 18-22.
11. Грачева, 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников [Текст] / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №2. - С. 24-28.
12. Гризик, Т. Программа «Радуга» [Текст] : методологические основы познавательного развития детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 22-26.
13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2011. - 424 с.
15. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст] : учебник / И.В. Дубровина - СПб. : Питер, 2009. - 588 с.
16. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
17. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : Т. 1. / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 323 с.
18. Запорожец, А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности [Текст] /А.В. Запорожец // Хрестоматия по психологии : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М. : Педагогика, 1987. - 437 с.
19. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С. 16-19.
20. Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей. [Текст]/ В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин - М. : Педагогика, 1975. - 144 с.
21. Житомирский, В.Г. Математическая азбука. [Текст] /
В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин - М.: Педагогика, 1980. -131 с.
22. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки. [Текст] / Е.И. Игнатьев - М.: Просвещение, 1984.-143 с.
23. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой,
З.А. Михайловой.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. -192 с.
24. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] : под. ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд.- М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1981.- 124 с.
25. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения [Текст] /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 1993. - 172 с.
26. Кларина, Л.М. Познание окружающего мира : какое содержание делает его развивающим [Текст] / Л.М. Кларина // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей РАПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - С. 168¬191.
27. Коменский, Я.А. Воспитатель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). [Текст] /Я.А. Коменский - М.: Карапуз, 2009. - 288 с.
28. Короткова, Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. -2002. - №1. - С. 18-21.
29. Короткова, Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. -
2001. - №11. - С. 21-25.
30. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Педагогика, 2000. - 509 с.
31. Линькова, Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей [Текст] / Н.П. Линькова - М.: Педагогика, 1999. - 142 с.
32. Локк, Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3. [Текст] : /Дж. Локк - М.: Мысль, 1988. - 668 с.
33. Максакова, В. И. Педагогическая антропология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Максакова - М.: Академия, 2004. - 208 с.
34. Математика - это интересно [Текст]: Рабочие тетради для детей 2¬3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю, Зуева ; под ред. З.А. Михайловой.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
35. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : пособие для педагога / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
36. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] /Л.С. Метлина - М. : Педагогика, 1984. - 85 с.
37. Минский, Е. М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский - М.: Педагогика, 1982. - 63 с.
38. Михайлова, З.А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина - СПб.: Акцент, 2012. - 112 с.
39. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова - СПб.: Акцент, 2006.-128 с.
40. Михайлова, З.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. -2012. - № 8. - С. 26-29.
41. Моро, М. И. Математика в картинках [Текст] / М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр, С.В. Степанова - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
42. Никитин, Б. П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин - М.: Просвещение, 1981. -132 с.
43. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже - М. : Римис, 2008. - 448 с.
44. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков - М.: Ассоциация
«Профессиональное образование», 1996. - 238 с.
45. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н.Н. Подъяков - М.: Просвещение, 2000.- 201 с.
46. Поддьяков, Н.Н. Доминирование процессов интеграции - закон развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 73-77.
47. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддъяков - М.: Просвещение, 2010. - 143 с.
48. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста: [Текст]: учебник / Н.Н. Поддъяков - М.: Просвещение, 1998. - 198 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Астрель, 2002. - 720 с.
50. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст] : избр. психол. труды / Славина Л. С.; под ред. В. Э. Чудновского ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. институт. - М.: Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО « МОДЭК»,
2002. - 432 с.
51. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина - М.: Просвещение, 2002. - 98 с.
52. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] : автореф. дис. ... к. пед. н. / Ж.Н. Тельнова. - Омск : ОГПУ, 1997. - 16 с.
53. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: МПСИ, 2010. - 640 с.
54. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
55. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] : Том II / К.Д. Ушинский -М.: Книга по Требованию, 2014. - 628 с.
56. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н.И. Чуприкова - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997. - 480 с.
57. Чхартишвили, Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / Ш.Н. Чхартишвили // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. - Тбилиси, - 1974. - С. 6-30.
58. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
59. Щукина, Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогики [Текст] / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1971. - 352 с.
60. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.
61. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учебник для студентов / Д.Б. Эльконин - М.: Академия, 2007. - 384 с.
62. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников [Тескст] : метод. рекомендации. / Е.Н. Юрчук - М.: ТЦ Сфера, 2008. -161 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ