Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеграция как условие развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Работа №97152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ 7
1.1. Психолого-педагогические условия реализации принципов в ДОУ 7
1.2. Принцип интеграции образовательных областей в ДОУ 16
1.3 Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ 39
2.1. Выявление начального уровня сформированности
познавательных способностей у дошкольников 39
2.2. Использование принципа интеграции образовательных
областей для развития познавательных способностей дошкольников 46
2.3. Оценка эффективности опытной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре.
В педагогику это понятие пришло из философии. Проблемой интеграции в образовании занимались О. П. Петрова, А. В. Петров, В.С. Безрукова, Н.С. Антонов, А.В Антонова, Т.С. Комарова, М.С. Асимов, А. Н. Турсунов, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев, М. Н. Берулава, А. А. Харунжев, В. Г. Иванов и др.
Я.А. Каменский [26] писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
Для познавательного, творческого, оптимистичного характера занятий необходимы нетрадиционные приемы повышения интереса к изучаемому, формы занятий, которые реализует интегрированное занятие.
Мир детства, внутренний мир дошкольника - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает применение принципа интегрированных образовательных областей, который связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое.
Современные дети значительно реже восхищаются, удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразны. Деятельность в рамках интегрированных занятий дает возможность
развивать способности каждого ребенка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие подобной
деятельности на психическое развитие дошкольников велико. Принцип интегрированных образовательных областей оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей.
В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов так, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Однако, интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников.
Особенности применения интегрированных занятий как ключевого условия реализации принципа интегрированных образовательных областей рассматривались в работах многих современных ученых, но, тем не менее, возникает проблема: каким образом интеграция влияет на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста?
Возникает противоречие между необходимостью развития познавательных способностей детей дошкольного возраста и недостаточным применением интеграции как условия развития познавательных способностей дошкольников.
Целью исследования является раскрытие возможностей интегрированных занятий для развития познавательных способностей дошкольников.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются возможности интегрирования образовательных областей для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать критерии оценки уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
2. Изучить начальный уровень развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести работу по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Сравнить полученные результаты исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы по педагогике, методологии, психологии, обобщение, систематизация описательный метод, опытно-поисковая работа.
Теоретической основой исследования послужили психологические основы процесса интеграции учебных предметов, отраженью в работах Г.И. Батуриной, И.Д. Зверева, Ш.И. Ганелина, Ю.А. Самарина, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов различных эпох: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.
Практическая значимость исследования заключается в применении принципа интеграции при организации образовательного процесса в ДОУ для развития познавательных способностей дошкольников.
В качестве базы исследования был выбран: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29», г. Верхняя Пышма, Машиностроителей, 4.
Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать то, что все формы организации образовательного процесса не могут присутствовать в чистом виде, при выборе необходимой темы так же нужно использовать интеграцию.
Интеграция содержит в себе реализацию как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности при использовании основ формирования целостных представлений об окружающей действительности; в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития; в усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция); во взаимодействии методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); в синтезе видов детской деятельности; во внедрении интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру.
Познавательные способности дошкольников напрямую связаны с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Нами было проведено исследование с целью выявления уровня развития познавательных способностей каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика по 6 показателям развития познавательных способностей.
Половина детей показали недостаточно хороший уровень развития познавательных способностей.
По результатам качественной и количественной обработки данных мы пришли к выводу, что работу по развитию познавательных способностей необходимо выстраивать в данных направлениях:
1. Работа над развитием внимания и памяти.
2. Работа над установлением причинно - следственных связей, обобщения, классификации анализа и синтеза.
Работа по данному направлению содержала в себе организацию и проведение интегрированных занятий, способствующих развитию познавательных способностей старших дошкольников. Занятий было проведено 5. Был учтен принцип построения интегрированных занятий: само занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация из разных разделов программы, при помощи которой эти решения можно найти.
Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме.
Результаты вторичной диагностики показывают увеличение количества детей, имеющих высокий уровень развития познавательных способностей и снижение до нуля количества детей с низким уровнем: дети у которых были низкие показатели повысились на один балл.
Необходимо отметить, что полученные данные свидетельствуют о том, что проделанная работа была проведена успешно. Предложенные занятия на основе принципа интеграции образовательных областей являются эффективным средством развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.



1. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. - М.: Вербум - М, 2003. - 168 с.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст]/
- М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
3. Бондаренко, А. К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре [Текст] / - М.: Просвещение, 2012. - C.67.
1. Боришевский, М. И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации [Текст] / Вопросы психологии. -2006.- № 3. - С. 5-14.
4. Боровских, А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров [Текст] / - М.: МАКС пресс, 2010. - 80 с.
5. Буре, Р.С. К характеристике структуры детской совместной деятельности [Текст] / Новые исследования в педагогических науках. - М., 2009, с. 79-86.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Тимошина. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
7. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1978. - С. 32-36.
8. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: сб. науч. Трудов [Текст] / Ред. сост. С.Г. Якобсон, Ф.Т. Михайлов. - М: НИИ ОД, 2006, - 190 с.
9. Вольцис, К. Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности [Текст] / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М, 2002, № 2 (6), с. 80 - 84.
10. Всемирная энциклопедия. [Текст] / Сост. А. А. Грицанов - М.: ACT, Харвест, 2001. - 1312 с.
11. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. О. Галицких. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.
12. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в детском саду: современный взгляд на проблему [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2010. - №3. - С. 4-14.
13. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]/ Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 24c.
14. Гузман, Р. Л. Роль совместной деятельности в решении учебных задач [Текст] / Р. Л. Гузман // 2000, № 3, с. 133-136.
15. Давыдова, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / - Томск: Пеленг, 1992. - 102 с.
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / - СПб.: Питер, 2011, 544 с.
17. Диагностика в детском саду [Текст] / Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 115 с.
18. Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. 2003. №3, с. 123-128.
19. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. Просвещение, 2007. - 282 с.
20. Дьяченко О. М.Психическое развитие дошкольников [Текст] / - М., Педагогика, 1984.;
21. Ерофеева, Т. И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике [Текст] / Т. И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2. - С. 17-20.
22. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико - методологический аспект [Текст] / Э. Ф. Зеер. - изд
- во Урал. гос. проф. - пед. ун-та, Екатеринбург, 2001. - 120 с.
23. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / Е. Ю. Клепцова. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2009. - 416с.
25. Кузнецова, О. М. Педагогические деловые игры как средство реализации принципа профессиональной целесообразности [Текст] / О.М. Кузнецова / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. - Свердловск, 1990. - С. 118-127.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / - М.: Политиздат, 1972. - 354 с.
27. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З. А. Михайлова. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2011. - 160с.
28. Попова, Д. А. Лучшие игры для развития ребенка. От 3 до 6 лет [Текст] / Д. А. Попова. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.
29. Примерная образовательная программа дошкольного
образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014. — 280 с.
30. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ФГОС, 3-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.
- 368с.
31. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
32. Психология детей дошкольного возраста: Развитие
познавательных процессов [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2001
33. Руднева, Т. И. Нравственное развитие личности [Текст] / Т.И. Руднева, Е.Б. Никулина, Н.Б. Колесникова. - Самара: Самар. ун-т, 2002. - 319 с.
34. Урсул, А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы [Текст] / - М.:Наука, 2005. - 228 с.
35. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для
учащихся средних педагогических учебных заведений [Текст] / - М.:
Издательский центр «Академия», 2016.-336 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htmlдата обращения 20.03.2018 г.
37. Федина, Н.В. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / уч.-метод. пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012. - С.41-47, 74-91.
38. Чепиков, М. Г. Интеграция науки: философский аспект [Текст] / - М.: Наука, 1981. - 82 с.
39. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 2004. - 240 с.
40.Эльконин, Д. Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010. - 360 с. 32. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ