Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по развитию связной речи у дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию

Работа №97140

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ 6
1.1. Общее понятие связной речи 6
1.2. Формирование монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Методика обучения связной монологической речи старших
дошкольников в процессе творческого рассказывания 18
1.4. Программное содержание работы по развитию связной
монологической речи 23
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ 30
2.1. Диагностика уровня сформированности связности
монологической речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 30
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие связной
монологической речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
Актуальность проблемы освоения связной речи детьми дошкольного возраста отражается в многочисленных психолого-педагогических, лингвистических исследованиях.
Развитием связной речи занимались В.В. Гербова, Э.П. Короткова, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова.
Отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях, вовлечения детей в активную речевую работу [45, с. 141].
ФГОС ДО определяет речевое развитие как одно из основных направлений образования детей [50, с. 24].
В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития связной речи. Одним из эффективных средств развития связной монологической речи, соответствующих возрастным особенностям старших дошкольников, является творческое рассказывание.
Использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в работе по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно - логического мышления, оно представляет собой огромные возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. В то же время практика показывает, что это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее эффективных средств и методов обучения.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в методике обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью. Этим обусловлен выбор темы исследования «Организация деятельности педагога по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания».
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
Данная цель реализуется на основе следующих задач:
1) изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать инструментарий для диагностики развития связной монологической речи старших дошкольников;
3) составить комплекс мероприятий для обучения творческому рассказыванию старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по
рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы; диагностика уровня развития связной монологической речи.
База исследования: МБДОУ № 28 «Теремок» г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило определить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, особенности развития их связной монологической речи. Именно в старшем дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов. Старшие дошкольники уже готовы к обучению творческому рассказыванию, которое является одним из методов развития связной монологической речи.
При анализе уровня развития связной речи ребенка оценивался продукт речевой деятельности (текст, высказывание). К общим критериям оценки связности высказываний мы относили содержательность, логическая последовательность, правильность грамматического оформления, точность словоупотребления, богатство языковых средств. В ходе работы было рассмотрено программное взаимодействие педагога и детей, направленное на развитие связной монологической речи.
В заключение хотелось бы подвести итоги данной работы. Проектировочная работа показала, что дети старшего дошкольного возраста могут создавать связные монологические рассказы в ходе направленного обучения, предложенного в данной работе. Безусловно, умения, полученные детьми в процессе обучения творческому рассказыванию, нуждаются в дальнейшем развитии на последующих ступенях образования.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стер. М: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. 571 с.
3. Базовкина Т.А. О некоторых приемах обучения детей связной речи // Опыт обучения детей русскому языку в детских садах; под ред. Л.А. Пеньевской. М.: Наука, 1952. С. 28-40.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. 412 с.
5. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 280 с.
6. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1991. 165 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 351 с.
8. Гербова В.В. Учусь говорить: метод. рекомендации для
воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2002. 159 с.
9. Глоцер В.А. Дети пишут стихи: Книга о детском литературном творчестве. М.: Просвещение, 1964. 213 с.
10. Гурович Л.М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л.М. Гурович, М.Л. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных статей. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. С. 43-52.
11. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно¬
методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997. 136 с.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
96 с.
13. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. 76 с.
14. Жинкин Н.И. Язык-речь-творчество. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
16. Карпова С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.Н. Карпова, В.В. Мамаева. СПб.: Речь, 2007. 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ