Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Работа №97138

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 9
СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
1.1. Подростковый возраст с точки зрения психологии и педагогики.. 9
1.2. Проблема интереса в науке 15
1.3. Музыкальная культура советского периода: характеристика,
22 особенности, этапы развития
1.4. Значение музыкальной культуры советского периода для
34 личностного развития детей подросткового возраста
ГЛАВА 2.ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ У ПОДРОСТКОВ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 39
2.1. Первичная диагностика по выявлению интереса к советской
39 музыке среди детей подросткового возраста
2.2. Проект «По следам советской эпохи»: содержание, организация,
реализация 50
2.3. Контрольный этап исследования. Сравнительный анализ и
53 интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64


В связи с духовным кризисом современного общества в нашей стране, спровоцированным массовой культурой, которая несет в себе подмену человеческих ценностей, интерес к музыке прошлых лет и веков стремительно утрачивается, особенно среди молодежи.
Подростковый возраст - достаточно сложный возрастной период, так как именно в это время у детей формируются мировоззрение, жизненная позиция, взгляды, ценности, проявляется так называемый «юношеский максимализм», при котором подростки чувствуют себя достаточно взрослыми и самостоятельными и ведут себя соответствующим образом.
Для того чтобы направить подростков по правильному жизненному пути, необходимо развивать их духовно-нравственную сферу, которая является одним из основных аспектов успешного развития личности, необходимым для ее благополучного будущего.
Как известно, музыкальные предпочтения влияют на развитие человека как личности, на его психоэмоциональный фон, нравственность, интеллектуальное развитие. А подростковый возраст является тем переломным моментом, в который необходимо успеть привить настоящие духовные ценности, расширить интеллектуальную сферу через приобщение к хорошей, наполненной глубоким смыслом, музыке, каковой и является музыка, созданная в советский период развития нашей страны. Музыкальная культура советского периода разнообразна и интересна, и приобщение к ней подрастающегопоколения вполне объяснимо, так как на основе музыки, созданной в этот период, возникли и усовершенствовались музыкальные стили и направления, которые актуальны на сегодняшний день.
Тем не менее, в настоящее время процесс приобщения подростков к музыкальной культуре советского периода осложняется рядом факторов. Прежде всего, необходимо отметить, что в свете преобразований, произошедших в жизни нашей страны в 1990-е годы, многие музыкальные традиции советского времени оказались прерванными, а произведения - забытыми (подчас незаслуженно). Музыку советского периода не актуализируют средства массовой информации, она недостаточно отражена в сети Интернет, в которой подростки проводят большую часть свободного времени. В семейной среде музыкальная культура советского периода также постепенно утрачивает свою актуальность, так как родители сегодняшних детей и подростков предпочитают идти «в ногу со временем», слушая современную, молодежную музыку. Современные молодые исполнители создают новые стили и направления, которые преобразуют музыку более раннего периода, используя современные электронные технологии. Поэтому современная музыка отодвинула музыку прошлого века на задний план, к тому же эта музыка прочно ассоциируется с ушедшей эпохой в жизни нашей страны.
Острота проблемы ставит вопрос о поиске результативных методических путей организации деятельности подростков, способствующей развитию у них интереса к музыкальной культуре советского периода. Одним из таких путей может стать включение подростков в проектную деятельность соответствующей тематической направленности.
Говоря о проектнойдеятельности,прежде всегоследует сказать о том, что она является частью образовательного процесса в современной образовательной системе, что обусловлено требованиями ФГОС. Проекты начинаются еще в дошкольных образовательных учреждениях, где дошкольники с помощью родителей собирают выставки, устраивают театральные постановки, готовят концертные номера. В школе цели и задачи проектов постепенно усложняются, в соответствии с приобретаемыми школьниками знаниями, умениями и навыками, которые они могут использовать в проектной деятельности. Проект сам по себе является формой отчетности детей о знаниях, полученных ими на занятиях, но которые они дополнили самостоятельно, на основе чего провели собственное исследование.
На сегодняшний день проектная деятельность детей не пугает, а наоборот - привлекает: ведь современные технологии расширяют границы возможностей для реализации своих исследовательских способностей и предоставляют неограниченные возможности для поиска и отбора информации. Современная проектная деятельность обязательно сопровождается мультимедийной презентацией, которая отражает основные тезисы, цели и задачи проекта. Проектная деятельность в области музыки
обязательно включает в себя использование ИКТ и ТСО, чтобы слушатели могли послушать какие-либо музыкальные или видеофрагменты.
Развитие у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода посредством проектной деятельности может способствовать решению ряда взаимосвязанных задач: проявлению творческих и исследовательских способностей подростков; расширению познавательной сферы; раскрытию и обогащению имеющихся знаний и закрепления их посредством наглядного представления. Кроме того, проектная деятельность способствует укреплению межличностных взаимоотношений между одноклассниками, а также развитию умения работы в команде; развитию чувства ответственности за свои действия, причастности своих действий в команде к достижению общих целей. Следует отметить, что в подростковом возрасте, особенно с 11 до 14 лет, в роли ведущей деятельности выступает общение, поэтому работа в паре или коллективе над какой-либо определенной задачей является для подростков привлекательной деятельностью, а значит, и более эффективной по своим результатам.
Несмотря на активное освещение вопросов организации и содержания проектной деятельности применительно к решению задач музыкального образования детей и подростков, в интересующем нас аспекте информация представлена недостаточно.
На основе вышесказанного можно сформулировать противоречия между:
- необходимостьюподдержания и развития интереса к культурному наследию своего народа у подрастающего поколения и недостаточным вниманием к изучению музыкальной культуры советского периода в музыкальном образовании подростков;
- разработанностью историко-теоретических основ освоения
музыкальной культуры советского периода в музыковедческих работах и недостаточной разработанностью методических путей организации музыкально-образовательного процесса, способствующего развитию у современных подростков интереса к музыкальной культуре советского периода;
- разработанностью методических аспектов организации проектной деятельности подростков и недостаточной разработанностью методических аспектов организации проектной деятельности, способствующей развитию у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода.
Анализ выделенных противоречий позволилсформулироватьпроблему поиска результативных методических путей освоения современными подростками музыкальной культуры советского периода.
В русле данной проблемы сформулированатема данного исследования: «Проектная деятельность как средство развития у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода».
Объект исследования: процесс музыкального образования подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: музыкальный проект «По следам советской эпохи».
Цель исследования: выявить условия, при которых проектная деятельность станет результативным средством развития у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода.
Гипотеза исследования: проектная деятельность станет
результативным средством развития у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода, если:
- подросткам будет предложена тематика музыкального проекта «По следам советской эпохи»;
- содержание проектной деятельности будет включать выбор композитора (на усмотрение обучающегося) и музыкального произведения (или нескольких); изучение биографии композитора и истории создания этого произведения; презентацию музыкального произведения в собственном исполнении (соло, дуэт, ансамбль) с предварительным кратким рассказом; создание компьютерной презентации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
2. Сопоставить трактовки понятия «интерес» в различных науках.
3. Охарактеризовать этапы становления музыкальной культуры советского периода и обосновать ее роль в личностном развитии современных подростков.
4. Разработать содержание музыкального проекта «По следам советской эпохи» и реализовать данный проект в работе с подростками.
5. Провести опытно-поисковую работу для выявления
результативности проектной деятельности в развитии у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода.
Методы исследования:
- теоретические- анализ литературных источников, синтез, интеграция, обобщение;
- эмпирические- диагностика, мониторинг, оценка и интерпретация результатов, обобщение.
Методологическую основу исследования составили: теоретические положения музыковедческих исследований об истории становления музыкальной культуры советского периода, ее этапах, характерных 7
особенностях (Б. В. Асафьев, В. М. Живов, Т. В. Ильина, А. И. Сохор);теоретические положения психолого-педагогических исследований о возрастных особенностях подростков (Л. С. Выготский, В. И. Завьялов, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин); теоретические положения о роли музыкального образования в развитии личности, развитии творческого потенциала подростков и старшеклассников (О. А. Апраксина, Н. А. Благодарова, Е. А. Булатова, Л. В. Горюнова, А. В. Мусагитова, Л. В. Школяр);теоретические положения об основах организации исследовательской деятельности школьников (О. Д. Алачихина, М. Н. Арцев, Н. Л. Головизнина, А. И. Кочетов, О. А. Меренкова, П. Н. Пидкасистый, Т. Г. Смирнова) и проектной деятельности (Л. В. Байбородова,С. А. Вебер).
Опытная база исследования: МАОУ КОУ Гимназия «Арт-этюд» (г. Екатеринбург), МБОУ Гауфская СОШ им. О. Э. Зисса (Омская обл., Азовский немецкий национальный район, д. Гауф).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе данного исследования были реализованы все поставленные во введении задачи:
1. Были рассмотрены характеристики подросткового возраста, описанные в работах по педагогике и психологии. Мы выяснили, что он является переломным возрастом в жизни человека и достаточно сложным, так как именно в это время формируется мировоззрение, мировосприятие, жизненная позиция, взгляды, ценности. Поэтому важно, чтобы любая деятельность, в которую включен подросток, воспитывала и формировала истинные духовные ценности и способствовала успешной будущей деятельности человека.
2. Были сопоставлены трактовки понятия «интерес», представленные в различных науках, в том числе, педагогике, психологии, социологии. Мы пришли к выводу о том, что в различных науках сущность данного понятия раскрывается и трактуется одинаково. Понятие «интерес» в различных науках приравнивают к психическому состоянию, выражающемуся в положительном отношении, желании, увлечении объектом или деятельностью и проявлении всяческой любознательности с целью более углубленного познания. В русле темы нашего исследования это желание приобщиться к музыкальной культуре советского периода, расширить познавательную сферу, расширить музыкальный кругозор, обогатить знания о музыкальной культуре своего народа, творчестве великих композиторов и их произведениях;
3. Были охарактеризованы этапы становления музыкальной культуры советского периода, границы которых соотносятся с рубежными событиями в жизни нашей страны. Музыкальная культура советского периода была крайне интересной, самобытной, в ней были ярко представлены различные направления. В советский период были созданы выдающиеся шедевры мировой симфонической музыки, оперы, балеты, оперетты; яркое и динамичное музыкальное сопровождение кинофильмов; всенародно любимые песни, отразившие мироощущение современников и запечатлевшие великие события в жизни страны. В музыкальных произведениях нашли отражение духовные ценности народа, политические события, отклик общества на них, оптимистический взгляд в будущее. Всё сказанное позволяет говорить о значительном педагогическом потенциале музыкальной культуры советского периода в решении задач воспитания современных подростков. Ознакомление подростков с музыкальной культурой советского периода способствует гармоничному развитию личности подростка, а именно: расширяет кругозор, позволяет проводить сравнительный анализ, развивает музыкальный вкус, способствует формированию эмоционального отклика и психоэмоциональной устойчивости.
4. Было разработано и реализовано содержание музыкального проекта «По следам советской эпохи». Мы предполагали, что проектная деятельность станет результативным средством развития у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода, если ее содержание в рамках реализации проекта «По следам советской эпохи» будет включать выбор композитора (на усмотрение обучающегося) и музыкального произведения (или нескольких); изучение биографии композитора и истории создания этого произведения; презентацию музыкального произведения в собственном исполнении (соло, дуэт, ансамбль) с предварительным кратким рассказом; создание компьютерной презентации.
5. Была проведена опытно-поисковая работа, включавшая констатирующий, формирующий и итоговый этапы. Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов позволило сделать обоснованный вывод о результативности проектной деятельности как средства развития у подростков интереса к музыкальной культуре советского периода.
Таким образом, подтвердились положения выдвинутой гипотезы исследования.
Перспективы дальнейшей работы могут быть связаны с продолжением проектной деятельности подростков в избранном направлении. Можно сделать проект «По следам советской эпохи» традиционным, но конкретизировать тематику заседаний музыкальной гостиной; можно расширить спектр тематики проектов, изменить его параметры. Можно расширить границы возраста участников проектной деятельности и реализовать данный проект в музыкальном образовании 6-7-классников.



1. Алачихина О. Д. Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2.
2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990. 207 с.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: НАКиОЦ, 1993. 349 с.
5. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся :метод.реком. для
педагогов и учащихся // Завуч для администрации школ. 2005. № 6. С. 4¬
30.
6. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1965. с. 152
7. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность
школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013. 175 с
8. Благодарова Н. А. Формирование ценностных ориентации старшеклассников в процессе культурологической подготовки: Автореферат диссертации канд. пед. наук. М., 2002. 17 с.
9. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издат. Дом «Классика XXI», 2008. 352 с.
10. Булатова Е . А. Музыкально-эстетическое образование в
социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2001. 145 с.
11. Вебер С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. 2013. № 1. С. 16-23
12. Веремьев А. А. Эстетическая культура личности // Искусство и образование. 2004. №3 (29).
13. Волков Ю. Т. Социология. М. :Гардарики. 2003. 512 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. 292 с.
16. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений. Т.З. /Под ред.А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 2003. 368 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ