ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Формы и методы развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Анализ работы воспитателей по развитию познавательного
интереса у детей 34
2.2. Определение сформированности познавательного интереса у
детей дошкольного возраста 39
2.3. Рекомендации по развитию познавательного интереса у
детей дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка.
Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека [44, с. 15].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены главные задачи познавательного развития: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности [44].
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека.
Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Вопросам познавательного интереса посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Запорожец, А.Г. Макаренко, Н.В. Рубинштейн,Г.И.Щукина, Д.Б. Эльконин[1; 6;11; 14; 21; 39; 48; 50].
Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.
Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение. Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать рекомендации по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические подходы к сущности познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить особенности проявления познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить основные формы и методы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать педагогический опыт развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
5. Выявить уровень развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ - Детский сад №40/288 «Капитошка», г. Екатеринбург Свердловской области.
Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение; изучение педагогического опыта.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что познавательны интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
1. Были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательных потребностей. Период старшего дошкольного возраста, от 6 до 7 лет, является периодом интенсивного развития личности. Познавательный интерес занимает особое место и является наиболее специфичным для старшего дошкольного возраста. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
2. Использование в образовательном процессе различных форм и методов в организации работы с детьми дает педагогу возможность наблюдать за процессом обогащения социального опыта детей, их ценностными приоритетами, личностными проявлениями, оценивать способность каждого ребенка к решению задач, к самостоятельному выбору. Это способствует формированию целостной сознательной личности ребенка, в результате он оказывается готов к дальнейшему школьному обучению.
3. В анализе работы воспитателей по организации развития познавательного интереса у детей старшего и среднего дошкольного возраста было выявлено, что необходимо создавать условия для развития у детей познавательного интереса. Внедрять активные методы и формы организации познавательно-исследовательской деятельности и особым образом строить педагогический процесс, являющийся фактором развития у дошкольников познавательного интереса.
4. Исследование по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, позволило сделать вывод о том, что дети имеют недостаточные представления о природе родного края.
5. Были составлены рекомендации по выявленным проблемам по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев.
- М.: Наука, 2000. - 351 с.
2. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет [Текст] / Г. П. Антонова. - Мысль, 1991. - 124 с.
3. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологических исследований [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд. МГУ, 1984. - 103 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения:
общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский - М.: Педагогика, 1977.
- 252 с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] /
В. Н. Белкина. - М.: Ярославль: Академический проспект, 2005. - 256 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с.
7. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. C. Славина // Известия АПН РСФСР. Вопросы психологии школьника. - М.: АПН РСФСР. - 1951. - №36. - С. 29-105.
8. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] / В. Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
9. Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность [Текст] / А.В. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. -С. 129-142.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 195 с.
11. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А. Л. Венгер.: в 2 ч. / - М.: Генезис, 2001. - 128 с.
12. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие. -Свердловск, 1971.¬13 с.
13. Волохина, Е. А. Дидактика [Текст] / Е. А. Волохина, И. В. Юкина - М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 288 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
15. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 110 с.
...