ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА В ДШИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Понятие творческой активности личности в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Проблема развития творческой активности обучающихся в общей
педагогикеи педагогике искусства 14
1.3. Возможности занятий эстрадным вокалом в развитии творческой
активности подростков в ДШИ 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 32
2.1. Диагностика уровня развития творческой активности подростков.
Инструментарий исследования 32
2.2. Результаты диагностики уровня развития творческой активности
подростков 36
2.3. Методические аспекты развития творческой активности
подростков в классе эстрадного вокала ДШИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Список источников и литературы 49
Актуальность исследования. Сегодня вопрос о творческой активности будущего поколения встает наиболее остро и является крайне актуальным, так как потребности современного общества диктуют условия, в которых человеку необходимо максимально реализовываться в любом виде деятельности, самостоятельно принимать решения и продуктивно воплощать задуманное в жизнь. Таким образом, поиск возможностей формирования одного из важнейших качеств творческого человека - творческой самостоятельности, является одной из главнейших в области общего и дополнительного образования.
В связи с этим, основными ориентирами модернизации отечественной системы образования, согласно» Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.», «Концепции художественного
образования в Российской Федерации» является создание условий для развития творческих активности подрастающего поколения, механизмов стимулирования личностного развития молодежи.
В области музыкальной психологии педагогики музыкального образования эта проблема имеет достаточно широкое распространение. В работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, А. Д. Артоболевской, Д. Б. Кабалевского, В. И. Петрушина, К. В. Тарасовой, Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр и др. широко освещена проблема развития творческой активности обучающихся, обозначаются психолого-педагогические условия их творческого развития, выявляются необходимые для этого методы и приемы.
Развитие творческого потенциала подростка может быть более быстрым и эффективным средствами освоения им массового эстрадного музыкального материала. Эстрадный вокал - вид музыкально исполнительской деятельности, который сочетает в себе многие виды деятельности: актёрское мастерство, вокальное(эстрадное и джазовое) исполнительство, хореографию и т.д.
Эстрадное исполнительство является одним из ведущих видов деятельности в системе дополнительного музыкального образования, а также во внеучебной деятельности общеобразовательных школ. Это один из самых доступных видов музыкального исполнительства. Из-за
доступности, распространенности и массовости эстрадный вокал стал привлекательным способом самовыражения подростков, а занятия этим видом музыкального исполнительства способствуют их вовлеченности в разнообразную музыкально-творческую деятельность.
Однако ситуация, сложившаяся в системе дополнительного образования показывает, что воспитательная функция этой системы реализуется далеко не полностью. Цель развития у детей творческих способностей, творческой активности и самостоятельности декларируется в рабочих учебных программах, но на практике реализуется недостаточно. В сфере дополнительного образования обучение ведется стихийно, без учета актуальных потребностей подростков и возможностей их творческой реализации. Кроме того, в педагогических исследованиях не достаточно изучена роль и влияние занятий эстрадным вокалом на творческое развитие подростка.
Отсюда возникает противоречие между теоретической разработанностью проблемы развития творческой активности обучающихся в области педагогики и психологии искусства и отсутствием методического обеспечения данного процесса применительно к занятиям эстрадным вокалом в ДШИ.
Анализ научной литературы, а также состояния современной практики обучения детей эстрадному вокалу в системе дополнительного образования актуализирует проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития творческой активности подростков в классе эстрадного вокала ДШИ.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Развитие творческой
активности подростков в классе эстрадного вокала в детской школе искусств».
Цель данной работы: выявить и теоретически обосновать эффективные пути и средства, способствующие развитию творческой активности подростков в классе эстрадного вокала в ДШИ.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на занятиях эстрадного вокала в ДШИ.
Предметом исследования являются приемы и методы развития творческой активности подростков в классе эстрадного вокала ДШИ.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности подростков в классе эстрадного вокала будет успешным, если:
- в основе данного процесса будет лежать деятельностный подход,
- будут применяться методы «мозгового штурма»,импровизации, прием удивления.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «творческая активность личности» в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему развития творческой активности обучающихся в педагогике искусства.
3. Выявить возможности занятий эстрадным вокалом в развитии творческой активности подростков.
4. Провести диагностику уровня развития творческой активности подростков в классе эстрадного вокала в ДШИ.
5. Выявить и теоретически обосновать методы и приемы, способствующие развитию творческой активности подростков в классе эстрадного вокала в ДШИ.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
идеи деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеи о творческом развития учащихся в процессе музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.); теоретические положения музыкальной психологии о сущности музыкально-творческой деятельности (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов,
Г.М. Цыпин и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация педагогического опыта); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос,
интервьюирование, опытная работа).
Структура и объем курсовой работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава раскрывает теоретические аспекты формирования творческой активности подростков в классе эстрадного вокала ДШИ. Вторая глава рассматривает методические аспекты формирования творческой активности подростков в классе эстрадного вокала ДШИ.
Изучение различных источников литературы привело к выводу, что в системе дополнительного образования концепция воспитания творческой активности представлена довольно размыто.
Методологическим основанием исследования явились теории и положения творческого развития и занятий эстрадным вокалом. Такие занятия должны базироваться на психологическом комфорте, чувстве свободы выбора и услышанности ученика. В качестве средств развития творческой активности обучающегося взято вокально-эстрадное творчество, которое является наиболее популярным видом музыкального искусства. Эстрадное искусство является доступным для обучающихся подросткового возраста по причине разнохарактерности. Приходя в студию эстрадного вокала, ученики понимают причину своего прихода, а выбор современного эстрадного материала, приходящийся по вкусу обучающегося, отражающий его собственные переживания, помогает избежать ситуации нежелания учить какое-либо произведение.
Развитие творческой активности подростков в классе эстрадного вокала ДШИ является актуальной на сегодняшний день, так как творческая составляющая деятельности детей является основой их будущего развития. Развитие навыков творческой активности подразумевает развитее личности с нескольких сторон, формирует познавательную и экспериментальную интеллектуальную составляющую. С точки зрения психологии творчески развитый человек обладает смелым, непредвзятым взглядом на вещи, может слышать позицию другого человека, и аргументировано вступать в ситуации когда необходимо принять какое либо решение.
Развитие творческой активности крайне важно и эффективно именно в подростковом периоде, когда подросток наиболее сильным образом стремится быть услышанным и замеченным. В подростковом возрасте сильно развивается психо-эмоциональная сфера, которая напрямую связана с художественной и музыкальной деятельностью. На занятиях эстрадным вокалом наилучшим образом можно реализовать свою потребность в творческой самореализации при помощи воплощения и проживания образов наиболее близких для обучающегося.
1. Абдуллин Э. Б. Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М.: Прометей, 2013. 35 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.
3. Артоболевская А. Д. личность ученика, в обучении.
Хрестоматия маленького пианиста. М.: Сов. Композитор, 1991. 98 с.
4. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979, 151 с.
5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. 144 с.
6. Банников В. Н. Банникова М. А. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся. Педагогическое образование и наука, № 3, 2008. 86с
7. Безрукова В. С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: СИПИ, 1994. 340 с.
8. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2009. 192 с.
9. Белкин A. C. Педагогика детства. (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург: Сократ, 1995. 15 с.
10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
11. Большая психологическая энциклопедия; М.: Эксмо, 2007. 544 с.
12. Бондарь М. А. Творческая активность школьников в детской общественнойорганизации. [Текст] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2016, №21 (242). Выпуск 31. С. 168-173.
13. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 364 с.
14. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2001 (б). № 3. С. 17 — 26.
15. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Педагогический поиск, 1999. 144 с.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
...