ФОРМИРОВАНИЕ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие ролевого поведения в психологии 7
1.2. Психологическая характеристика игровой деятельности детей
дошкольного возраста 12
1.3. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры у
дошкольников 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Психолого-педагогическая диагностика ролевого поведения у старших
дошкольников 29
2.2. Практика формирования ролевого поведения у старших дошкольников
в играх 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие ролевого поведения в психологии 7
1.2. Психологическая характеристика игровой деятельности детей
дошкольного возраста 12
1.3. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры у
дошкольников 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Психолого-педагогическая диагностика ролевого поведения у старших
дошкольников 29
2.2. Практика формирования ролевого поведения у старших дошкольников
в играх 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
Дошкольное детство - это наиболее важный возрастной этап, предопределяющий дальнейшее развитие личностных качеств и коммуникативных способностей ребенка. Освоение игровой деятельности становится исходной основой для раскрытия индивидуального творческого потенциала растущей личности, реализованной в игре, как самоценности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) прописано, что необходимо обеспечить решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей и детей со взрослыми и построить образовательновоспитательный процесс в соответствующих возрасту формах работа с детьми [51].
Основной формой работы с дошкольниками и ведущей деятельностью для них является игра, причем в дошкольном возрасте основным видом игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Развитие игровой деятельности дошкольников направлено на достижение целей овладения первоначальными идеями социального характера. В игровой деятельности дошкольники осваивают различные социальные роли и формируют модели ролевого поведения, что является одним из самых значимых аспектов дальнейшей успешной социализации ребенка .
Формирование ролевого поведения у дошкольников является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Игровая деятельность детей широко представлена в трудах Д.Б. Эльконина. Вопросы влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на формирование и развитие личности рассмотрены в трудах Л.С. Выготского, Г.И. Григоренко, Р.И. Жуковской, С.В. Коноваленко, А.П. Усовой и других авторов.
В то же время анализ практики дошкольных образовательных учреждений в сфере формирования ролевого поведения дошкольников свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и недостаточным вниманием к организации деятельности по формированию ролевого поведения у детей дошкольного возраста.
Целью исследования является теоретическое обоснование и описание практики формирования ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в играх.
Объектом исследования игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предметом исследования педагогические условия формирования ролевого поведения у старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и темой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать описание понятия ролевого поведения в психологии.
2. Рассмотреть психологическую характеристику игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия формирования ролевой игры у дошкольников.
4. Осуществить психолого-педагогическую диагностику ролевого поведения у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования ролевого поведения у старших дошкольников в играх.
База исследования: исследование было организовано на базе Филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Криулинский детский сад» №3 - Саранинский детский сад в п. Сарана Красноуфимского района Свердловской области. Исследование было проведено в старшей группе «Веселый улей»; в исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные научные позиции российской психологии и педагогики о развитии личности (Л. С. Выготский, З. М. Богуславская), об игре как о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, опрос).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) прописано, что необходимо обеспечить решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей и детей со взрослыми и построить образовательновоспитательный процесс в соответствующих возрасту формах работа с детьми [51].
Основной формой работы с дошкольниками и ведущей деятельностью для них является игра, причем в дошкольном возрасте основным видом игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Развитие игровой деятельности дошкольников направлено на достижение целей овладения первоначальными идеями социального характера. В игровой деятельности дошкольники осваивают различные социальные роли и формируют модели ролевого поведения, что является одним из самых значимых аспектов дальнейшей успешной социализации ребенка .
Формирование ролевого поведения у дошкольников является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Игровая деятельность детей широко представлена в трудах Д.Б. Эльконина. Вопросы влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на формирование и развитие личности рассмотрены в трудах Л.С. Выготского, Г.И. Григоренко, Р.И. Жуковской, С.В. Коноваленко, А.П. Усовой и других авторов.
В то же время анализ практики дошкольных образовательных учреждений в сфере формирования ролевого поведения дошкольников свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и недостаточным вниманием к организации деятельности по формированию ролевого поведения у детей дошкольного возраста.
Целью исследования является теоретическое обоснование и описание практики формирования ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в играх.
Объектом исследования игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предметом исследования педагогические условия формирования ролевого поведения у старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и темой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать описание понятия ролевого поведения в психологии.
2. Рассмотреть психологическую характеристику игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия формирования ролевой игры у дошкольников.
4. Осуществить психолого-педагогическую диагностику ролевого поведения у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования ролевого поведения у старших дошкольников в играх.
База исследования: исследование было организовано на базе Филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Криулинский детский сад» №3 - Саранинский детский сад в п. Сарана Красноуфимского района Свердловской области. Исследование было проведено в старшей группе «Веселый улей»; в исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные научные позиции российской психологии и педагогики о развитии личности (Л. С. Выготский, З. М. Богуславская), об игре как о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, опрос).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и описание практики формировании ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в играх.
Для достижения поставленной цели было дано описание понятия ролевого поведения в психологии; рассмотрена психологическая характеристика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; определены педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников; организована психолого-педагогическая диагностика ролевого поведения у старших дошкольников; описана практика формирования ролевого поведения у старших дошкольников.
На основании проведенного исследования, в соответствии с поставленной целью и задачами, было выяснено следующее.
Ролевое поведение - это поведение индивида, проявляющееся в зависимости от поставленных задач, выполняемых в соответствии с ожиданиями других. Основными условиями ролевого поведения считаются приемлемость и ясность самой роли.
Ролевое поведение определяется правилами, которые составляют основную роль. Ролевое поведение формируется в процессе всей жизнедеятельности человека и начинается еще с дошкольного детства. Самые первые социальные роли и соответствующие модели ролевого поведения ребенок получает и усваивает в игре.
Играя, ребенок осознает, что деятельность требует выполнения определенных обязанностей и предоставляет ряд прав: обязанности накладываются игровой ролью, а права регулируются взаимоотношениями с товарищами. Благодаря этому дошкольник учится согласовывать свои действия, ориентироваться на сверстников, вести себя в соответствии с
общей ситуацией игры, подчиняться требованиям партнеров, полагаться на свои возможности.
Формирование ролевого поведения детей в игровой деятельности целесообразно осуществлять по следующим направлениям: влияние на сюжет и содержание игры; учет при распределении ролей интересов и возрастных возможностей детей; выявление особенностей ролевого поведения в процессе реализации игровых образов; формирование умений соблюдать правила игры; постепенное повышение уровня взаимодействия детей в игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования проведена психолого-педагогическая диагностика. База исследования: исследование было организовано на базе Филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Криулинский детский сад» №3- Саранинский детский сад в п. Сарана Красноуфимского района Свердловской области. Исследование было проведено в старшей группе «Веселый улей». В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики была использована методика, разработанная Калининой Г.Г. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, согласно концепции Д.Б. Эльконина.
По результатам диагностики выявлено, что уровень сформированности навыков сюжетно-ролевой игры среди детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне, что является, на наш взгляд, недостаточным.
По результатам диагностики уровня развития игровых навыков старших дошкольников, пришли к выводу, что необходимо организовать такую практику работы, назначением которой будет формирование ролевого поведения, активизация игровой деятельности детей.
В практике формирования ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста описаны принципы формирования ролевого поведения, методы и средства, представлены структура и необходимое содержание ролевой игры. Также нами предложено годовое календарно-тематическое планирование ролевых игр, направленных на формирование ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста. В качестве примера приведены фрагменты таких ролевых игр как «Автомастерская», «Библиотека», «Школа».
Итак, изучение теории и практики формирования ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника, формирования его ролевого поведения. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их.
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Для достижения поставленной цели было дано описание понятия ролевого поведения в психологии; рассмотрена психологическая характеристика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; определены педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников; организована психолого-педагогическая диагностика ролевого поведения у старших дошкольников; описана практика формирования ролевого поведения у старших дошкольников.
На основании проведенного исследования, в соответствии с поставленной целью и задачами, было выяснено следующее.
Ролевое поведение - это поведение индивида, проявляющееся в зависимости от поставленных задач, выполняемых в соответствии с ожиданиями других. Основными условиями ролевого поведения считаются приемлемость и ясность самой роли.
Ролевое поведение определяется правилами, которые составляют основную роль. Ролевое поведение формируется в процессе всей жизнедеятельности человека и начинается еще с дошкольного детства. Самые первые социальные роли и соответствующие модели ролевого поведения ребенок получает и усваивает в игре.
Играя, ребенок осознает, что деятельность требует выполнения определенных обязанностей и предоставляет ряд прав: обязанности накладываются игровой ролью, а права регулируются взаимоотношениями с товарищами. Благодаря этому дошкольник учится согласовывать свои действия, ориентироваться на сверстников, вести себя в соответствии с
общей ситуацией игры, подчиняться требованиям партнеров, полагаться на свои возможности.
Формирование ролевого поведения детей в игровой деятельности целесообразно осуществлять по следующим направлениям: влияние на сюжет и содержание игры; учет при распределении ролей интересов и возрастных возможностей детей; выявление особенностей ролевого поведения в процессе реализации игровых образов; формирование умений соблюдать правила игры; постепенное повышение уровня взаимодействия детей в игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования проведена психолого-педагогическая диагностика. База исследования: исследование было организовано на базе Филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Криулинский детский сад» №3- Саранинский детский сад в п. Сарана Красноуфимского района Свердловской области. Исследование было проведено в старшей группе «Веселый улей». В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики была использована методика, разработанная Калининой Г.Г. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, согласно концепции Д.Б. Эльконина.
По результатам диагностики выявлено, что уровень сформированности навыков сюжетно-ролевой игры среди детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне, что является, на наш взгляд, недостаточным.
По результатам диагностики уровня развития игровых навыков старших дошкольников, пришли к выводу, что необходимо организовать такую практику работы, назначением которой будет формирование ролевого поведения, активизация игровой деятельности детей.
В практике формирования ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста описаны принципы формирования ролевого поведения, методы и средства, представлены структура и необходимое содержание ролевой игры. Также нами предложено годовое календарно-тематическое планирование ролевых игр, направленных на формирование ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста. В качестве примера приведены фрагменты таких ролевых игр как «Автомастерская», «Библиотека», «Школа».
Итак, изучение теории и практики формирования ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника, формирования его ролевого поведения. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их.
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.





