ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Значение санитарно-гигиенических навыков в социальном развитии
детей дошкольного возраста 2
1.2. Динамика развития санитарно-гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Педагогические условия формирования санитарно-гигиенических
навыков у детей среднего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО
ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 27
2.1. Педагогическая диагностика сформированности санитарногигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Практика формирования санитарно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста 38
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Санитарно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет огромное значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей крепкими и здоровыми. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это значительно предохраняет их от заболевания.
Освоение гигиенической культуры поведения является часть общей социализации ребенка, которые облегчают освоение ребенком социальных ролей. Санитарно-гигиенические навыки также являются необходимой частью навыков самообслуживание ребенка, которые являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.
Проблема формирования у дошкольников навыков
самообслуживания занимались: С.В. Петерина, Л. Каплан, Г.М. Лямина, Г, Ю. Афонькина и др. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
По мнению таких ученых, как С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина и других авторов, актуальность данной темы определена возросшим интересом к воссозданию культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и формированию санитарно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Вопросом воспитания у дошкольников навыков самообслуживания занимались С.В. Петерина, Л.И Каплан, Г.М Лямина, Г.А Урунтаева, Ю.А. Афонькина и психологи и педагоги ещё в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций. Для того, чтобы воспитание санитарно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольной образовательной организации необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Для привития санитарно-гигиенических навыков педагоги чаще всего применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые методы и приемы, а ведь содержание санитарно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Однако в настоящее время, выявлено противоречие между необходимостью формирования санитарно - гигиенических навыков у детей 3-4 лет посредством фольклора и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Следовательно, проблема исследования заключается в исследовании эффективных педагогических условий формирования у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков. Поэтому, целью нашего исследования стало: теоретически обосновать и проверить педагогические условия, формирования у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков.
Объект исследования: воспитание санитарно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования санитарно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
- определить значение санитарно-гигиенических навыков в социальном развитии детей дошкольного возраста;
• описать динамику развития санитарно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
• обосновать педагогические условия формирования санитарногигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста;
• провести педагогическую диагностику сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста;
• составить рекомендации и реализовать педагогические условия формирования у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков;
• провести сравнительный анализ результатов педагогической диагностики.
Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение);
эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование).
Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Ромашка», село Знаменское городской округ Сухой Лог. В исследовании приняли участие 20 воспитанник (возрастная группа 4-5 лет).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема формирования санитарно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет на сегодняшний день остается актуальной. Этой проблеме уделяется достаточно внимания со стороны отечественных педагогов и психологов (С.Г. Якобсон, А.Н. Леонтьев, Л.В. Загик, Л. Воюева, О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, М.А. Бесова, В.В. Попова, Л.И. Романова и др.). Формирование у дошкольников санитарно-гигиенических навыков рассматривается как составная часть воспитания культуры поведения, потому что именно дошкольный возраст является фундаментом для формирования правил поведения, усвоения внутреннего нравственного смысла поступков, основой для приобретения знаний о моральных нормах, которые в последствии при определенных условиях становятся мотивами его поведения.
Санитарно-гигиенические навыки у детей скоро становятся прочными, если они постоянно закрепляются в различных ситуациях. Очень важно, чтобы детям было интересно овладевать санитарно-гигиеническими навыками, чтобы дошкольники могли лицезреть результаты своих действий.
Недостаточное внимание к построению в детском саду единой оздоровительно-развивающей среды для детей ведет именно к тому, что ребенок не может развиваться гармонично. У детей с недостаточно развитыми санитарно-гигиеническими навыками страдает культура деятельности, культура общения.
На основе анализа теоретических положений, мы сделали вывод, что основой в формировании у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков являются эффективные педагогические условия.
Чтобы повысить уровень сформированности у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков, нами были выделены и реализованы на практике следующие педагогические условия: организация группового пространства с учетом санитарно-гигиенических требований; организация практического опыта детей относительно навыков опрятности и гигиены одежды; организация практического опыта детей относительно навыков приема пиши и поведения за столом (культуры еды).
Данные условия были реализованы поэтапно. На первом этапе формирования у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков мы организовали групповое пространство с учетом санитарно-гигиенических требований. На втором и третьем этапах формирования у детей 4 -5 лет санитарно-гигиенических навыков мы организовали две серии упражнений практического опыта с целью формирования у детей: санитарно-гигиенических навыков опрятности и гигиены одежды; санитарногигиенических навыков приема пиши и поведения за столом.
В результате проведенной поэтапной работы по формированию у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков мы заметили следующие изменения: у детей сложилось положительное отношение к выполнению санитарно-гигиенических навыков и отрицательное отношение к нарушению санитарно-гигиенических норм; дети овладели нормами культуры еды и научились соблюдать опрятность и гигиену одежды.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить позитивную динамику санитарно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет. Показатель высокого уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков повысился на 15%, показатель среднего уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков повысился на 10%, показатель низкого уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков снизился на 25%.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретически обоснованные и апробированные в образовательной деятельности педагогические условия способствуют повышению уровня сформированности у детей 4-5 лет санитарно-гигиенических навыков у дошкольников и могут быть реализованы воспитателями в дошкольных образовательных организациях.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы.
1. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова . - М. : Дошкольное воспитание, 2009. - 52 с.
2. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Белокурова, Г. В. В Царстве вежливых наук [Текст]/ Г. В. Белокурова. - М.: Тольятти, 2003. - 142 с.
4. Белостоцкая, Е. М. Виноградова, Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 [Текст] : - М. : Просвещение, 2014. - 273 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А. К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.
6. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст]: / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : ЮВЕНТА, 2001. - 174 с.
7. Буре, Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственноволевых качеств в детском саду [Текст] / Р. С. Буре. - М. : 1986. - 82 с.
8. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы» [Текст]: Под ред. Н. Е. Вераксы - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 56 с.
9. Воспитание и обучение в детском саду [Текст]: / Под ред. А. В.Запорожца и Т. А. Марковой. - М. : 1986. - С. 204 -221.
10. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Воронеж, МОДЭК, 2012.
11. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок [Текст] / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М. : Педагогика-Пресс, 1993.
12. Горбачева, В. А. Формирование поведения в детском саду [Текст] / В. А. Горбачева. - М., 1997. - 264 с.
13. Гусев, И. Е. Этикет от А до Я [Текст] / И. Е. Гусев. Минск, 2009. - 168 с.
14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: / В. И. Логинова, Т. И. Ноткина. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и Л. М. Гурович. СПб - М. : Детство Пресс, 2013. - 224 с.
15. Дорохов, А. А. Как себя вести [Текст] / А. А Дорохов. - М., 1997. - 216 с...