Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97111

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие эмоционального развития с точки зрения различных
авторов 6
1.2. Особенности эмоционального развития у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Коллективное творческое дело как средство эмоционального
развития дошкольников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ РАЗВИТИЮ С ПОМОЩЬЮ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
2.1. Исследование уровня эмоционального развития старших
дошкольников 39
2.2. Содержание педагогической деятельности, направленной на
развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективно-творческого дела 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91

Актуальность данного исследования. На протяжении многих лет развитие эмоциональной сферы ребенка считается одной из важных проблем, ведь развитие и становление эмоций у ребенка играет весомую роль в жизни. Эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и естественно, в развитии его мышления. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, мероприятиям, оценки собственных действий и поступков [33].
В дошкольном возрасте в ближайшей зоне развития ребенка оказываются многие аспекты его развития, в том числе эмоциональная сфера, вследствие чего, наиболее результативной будет организация работы с эмоциональной сферой ребенка именно в данном возрасте. Ребенок дошкольного возраста впечатлителен и в наибольшей степени открыт для усвоения различного опыта, социальных и культурных ценностей, а также начинает стремиться к осознанию своего места в окружающем мире. При помощи эмоций ребенок воспринимает и реагирует на происходящее в действительности, анализирует события, явления, людей, а также себя самого. При этом эмоции ребенка яркие и выразительные, легко отражаются на лице, в позе, жестах, в поведении в целом.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста так как, для старших дошкольников характерно соответствующее проявление эмоций и управление ими. Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального становления. В структуру эмоциональных процессов к семилетнему возрасту входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Одним из эффективных условий эмоционального развития является коллективно-творческая деятельность. Плюсы КТД заключаются в коллективно-ориентированном подходе; педагогическую ситуацию легче создать коллективными стараниями, а не в одиночку; наличие взаимного контроля действий, как детей, так и педагогов. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, всем на радость и пользу.
Старший дошкольный возраст это лучшая пора для эмоционального развития ребенка, эмоции становятся богаче и разнообразнее. От простых эмоций, это испуг или радость, у ребенка бывают замечены сложные чувства, он сердится, восхищается, удивляется, ликует, печалится и даже тоскует. Меняется проявление эмоциональных реакций. В данном возрасте усваивается язык эмоций - оттенки переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестикуляции, интонаций.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создавать условия для эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста и ориентацией системы дошкольного образования направленной в основном на овладение дошкольниками знаний умений и навыков;
- между необходимостью развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективно-творческой деятельности и недостаточностью разработанностью методического обеспечения позволяющего целенаправленно изучать этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа литературы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие у ребенка старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коллективно-творческое дело,
способствующее эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможности коллективно-творческого дела как средства эмоционального развития старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить проблему эмоционального развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Провести диагностику эмоционального развития дошкольников.
3. Создать и выполнить комплекс занятий, нацеленных на эмоциональное развитие дошкольников посредством коллективной творческой деятельности.
В организации исследования были применены методы: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
База исследования ГКОУ СО «Корзуновский детский дом - школа» Свердловская область, Ачитский район, д. Корзуновка. В опытно-поисковой работе принимало участие 16 детей-дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Коллективно-творческое дело как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически изучить проблему эмоционального развития в современной психолого-педагогической литературе.
2. Провести диагностику эмоционального развития дошкольников.
3. Создать и выполнить комплекс занятий, нацеленных на эмоциональное развитие дошкольников посредством коллективной творческой деятельности.
Рассматривая коллективное творческое дело, понимаем, что основная часть всех задач решается на уровне подготовки и организации дела. А для этого при подготовке творческого дела следует особенное внимание уделять процессу организации.
КТД - одно из эффективных воспитательных средств, способов организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива педагогов и воспитанников.
Анализ теоретических источников показал такие результаты, что мы пришли к выводу, что эмоции имеют важнейшее значение для людей. Проанализировав литературные источники по проблеме исследования, мы выявили, что эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста рассматривается, как сказал С.Л. Рубинштейн эмоция - особая субъективная форма существования, и, по словам С.Л. Рубинштейна мы можем для себя уяснить, что за эмоциями стоят потребности. Эмоции легче выявить тогда, когда потребности не удовлетворены. То есть эмоции сопровождают все, что человек совершает и испытывает.
Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
У С.И. Ожегова в «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение понятия эмоциональное развитие - это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [16].
Человек знакомый с состоянием и обилием впечатлений, способен правильно рассудить окружающую действительность. Регулировать свое эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.
Дошкольный возраст - значительный этап воспитания, потому что в этом возрасте происходит становление личности ребенка. Собственно поэтому и эмоциональная сфера развивается с детства. Общение взрослых и сверстников отличаются эмоциональной коммуникативной яркостью. Взрослый человек по отношению к ребенку остается как образец действия, источник оценки и получения новой информации. Общение дошкольника со сверстниками состоит в широком диапазоне и разнообразии коммуникации. Они спорят, настоятельно просят, выражают обиду, кокетничают, фантазируют, сравнивают, вместе играют и т.д. Задачей для воспитателя является помощь ребенку наладить общение друг с другом, учить понимать других. Систематическая работа воспитателя в развитии эмоциональной сферы в этот период развития, поможет им овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние, строить взаимоотношения и воспитывать чувство эмпатии.
Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, также способствует развитию эмоциональной сферы, творческому развитию. Характерной чертой коллективной творческой деятельности есть особая эмоциональная обстановка радости, общего нового совместного достижения, что само по себе объединило детей.
Мы в своей работе использовали 3 методики диагностики детей.
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Угадай эмоцию», В.Г. Щур «Лесенка», «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
В исследовании принимало участие 16 детей. По результатам диагностического этапа были сделаны следующие выводы:
С помощью методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Угадай эмоцию» мы выявили, что в группе с высоким уровнем эмоционального развития 19% (3 ребенка). Эти дети безошибочно понимают эмоции людей по выражению лица, позе, эмоциям, жестам, правильно описывают действия и поступки людей. Со средним уровнем развития 38% (6 детей), такие дети не всегда правильно называют эмоции, изображенные на картинке, не очень хорошо понимают настроение людей и оценивают их поступки. С низким уровнем эмоционального развития 43% (7 детей), дети этой группы не справились с заданием, не называли эмоции правильно, не понимают настроение людей, не смогли описать их действия.
В.Г. Щур «Лесенка», данная методика позволяет выявить уровень самооценки ребенка. Результаты диагностики показали, что в группе было выявлено 25%(4 детей) с низким уровнем самооценки, 25% (4 детей) со средним уровнем и 50% (8 детей) с высоким уровнем самооценки. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети со средним уровнем обдумывали задание, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Дети с высоким уровнем самооценки в результате раздумий и колебаний ставят себя на высокую ступеньку, называют себя хорошими и красивыми.
«Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что высокий уровень тревожности показали 12%(2 ребенка) проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок Средний уровень
тревожности 88% (14 детей) проявлялся в рисунках, моделирующих
отношения ребенок - взрослый.
Анализ результатов по трем методикам показал, что 3 детей (19%) имеют высокий уровень развития, 9 детей (56%) средний уровень развития, 4 ребенка (25%) имеют низкий уровень развития. Таким образом, по результатам исследования, дети с высоким уровнем развития эмоционально развиты. Им присущ положительный эмоциональный фон, повышенный фон эмоциональной возбудимости часто сопровождаются высокой двигательной активностью. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.
Это составило основание для работы, которая направлена на развитие эмоциональной сферы детей. Необходимо повысить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективного творческого дела. Для этого нужно разработать комплекс занятий по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Подводя итог, можно отметить, что коллективное творческое дело - форма организации воспитательной работы, которая предоставляет заботу о своем коллективе, друг о друге. Совершается совместно с воспитателями и воспитанниками. Самое главное это участие ребёнка, его самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему оно называется и коллективным и творческим. Представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач [24].
Итак, коллективно-творческое дело является эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольников.


1. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 172-177.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 414 с.
3. Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности [Текст] / Г.И. Батурина // Учёные записки Ивановского педагогического института. - Иваново, 1973. - Т. 54 : Диалектика познания и сознания. - С. 34-41.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] : норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 140 с.
6. Буре, Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] / Р. С. Буре // Дошкольная педагогика. - 2007. -- № 8. - С. 9-11.
7. Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас // Психология эмоций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 3-28.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3: Проблемы развития психики. - 368с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10. Гессе, Г. Игра в бисер [Текст]: роман / Г. Гессе; пер. с нем. С. К.
Апта. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 448 с.
11. Даренская, Л. Воспитание культуры общения [Текст] / Л. Даренская // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 66-70.
12. Девятова, Т. Н. Этапы диагностирования навыков взаимопомощи в коллективном творчестве старших дошкольников [Текст] / Т. Н. Девятова // Мониторинг качества образования в период детства : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. Ф. Яфальян. - Екатеринбург, 2005. - Вып. 3. - С. 22­26.
13. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир [Текст] : программа и метод. рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 165 с.
14. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст]: эмоц. развитие детей дошкол. возраста / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 20-27.
15. Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии [Текст]: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. - М.: Юристъ, 1996. - 631 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ