ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность понятия «социально-психологическая готовность к
школе» 7
1.2. Особенности социально-психологической готовности к школе
детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Формы взаимодействия ДОО с семьей для формирования
социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 47
2.1. Диагностика социально-психологической готовности детей
старшего дошкольного возраста к школе 47
2.2. Описание хода работы по реализации форм взаимодействия ДОО
с семьями воспитанников с целью формирования социально- психологической готовности детей к школьному обучению 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
Актуальность исследования. Изменения, которые произошли за последние годы в сфере дошкольного образования, заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на формирование социально-психологической готовности детей к школе, а высокие требования жизни, организации воспитания и обучения детей, предполагают более активное взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников. Отсюда следует, что эта проблема в современном обществе приобретает особую значимость.
Одним из принципов дошкольного образования, подчеркнуто в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, что является тесное сотрудничество с семьей. Также разработаны требования, в соответствии с которыми Образовательная Организация обязана создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, вовлекать их во все сферы организации и оказывать семьям помощь и поддержку в вопросах воспитания, образования и оздоровления детей дошкольного возраста.
С целью формирования в ребенке компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, семья и дошкольная образовательная организация, должны стать основными социальными институтами воспитания, способными решить проблему тесного взаимодействия ДОО и семьи.
Необходимость решения этой проблемы обуславливается той ролью, которая принадлежит семье в социально-психологическом развитии, становление личности и последующей социализации дошкольника.
С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольной организации и в семье. От ее решения, в тоже время, зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Проблема социально-психологической готовности к обучению в школе рассматривалась многими зарубежными и отечественными учеными,
методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.Г. Эльконин и др.). Как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Г.Б. Яскевич и др.), одним из важнейших компонентов готовности к школьному обучению, является достаточный уровень сформированности произвольности в общении с взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Выше сказанное определяет значимость семейного воспитания в процессе социально-психологического развития ребенка и говорит о важности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Нельзя недооценивать роль семьи в развитии и воспитании ребенка. О роли современной семьи в воспитании личности дошкольника рассказывается в трудах Л.Н. Конягиной, А.Н. Леонтьева, О.В. Лобза, Т.В. Лушпарь и др., подчеркивается ее приоритет в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
В тоже время, методы эффективного взаимодействия детского сада и семьи были раскрыты в трудах таких авторов как Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Н. Григорьева, Р.П. Дешеулина, Е.С. Евдокимова, Л.В. Загик. При этом, важным фактором, влияющим на данное взаимодействие, является ожидания педагогов и родителей по отношению друг к другу.
В последнее время появились новые перспективные формы взаимодействия ДОО с семьей, предполагающие активное участие родителей в педагогическом процессе и социально-психологической готовности к школе, но, несмотря на это, работа чаще ограничивается одним-двумя направлениями из всего комплекса педагогических разработок по совершенствованию взаимодействия дошкольного образования с семьей. Причем, семья, при таком узком взаимодействии, как показывает практика, является лишь объектом воздействия, что не позволяет полноценно использовать ресурс семейного воспитания.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью создать условия для формирования социально-психологической готовности к школе у старших дошкольников и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение детьми предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью формировать социально-психологическую
готовность у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего
целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы ДОО была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень социально-психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии ДОО с семьей.
Все вышеизложенное обусловило актуальность темы исследования: «Формы взаимодействия ДОО с семьей в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - формирование социально-психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста к школе.
Предмет исследования - формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, способствующие формированию социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель данной работы заключается в выявлении форм работы ДОО с семьей, способствующих формированию социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику социально-психологической готовности к школе у воспитанников старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс мероприятий по реализации форм взаимодействия ДОО и семьи, направленных на формирование социально-психологической готовности к школе.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Страна чудес», г. Новоуральск, Свердловской области. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста и их родители.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 66 источников и приложений.
В ходе исследования по теме «Формы взаимодействия ДОО с семьей» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику социально-психологической готовности к школе у воспитанников старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс мероприятий по реализации форм взаимодействия ДОО и семьи, направленных на формирование социально - психологической готовности к школе.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Сущность понятия «социально-психологическая готовность» дано понятие «социально-психологической готовности» разных авторов (Л.И. Божович [8], Е.Е. Кравцова [33], М.И. Лисина [37], В.С. Мухина [39], Е.О. Смирнова [54] и другие).
Социально-психологическая готовность к обучению в школе это - определенный уровень социальных умений, включающий умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развитие всех функций, без которых обучение невозможно; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию [5].
В параграфе «Особенности социально-психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста» показана структура социальнопсихологической готовности к школе. Рассмотрев ее составляющие, мы делаем следующий вывод, что она является важным компонентом воспитания и обучения дошкольников в ДОО и семье.
Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляют будущему школьнику.
Эти требования заключаются в необходимости ответственного и положительного отношения к школьному обучению, принятие позиции школьника; произвольного управления своим поведением и умение подчиняться правилам и интересам группы, требованиям учителя. А также, способностью договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний; установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной и значимой деятельностью.
В параграфе «Формы взаимодействия ДОО с семьей для формирования социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению» показано, что для формирования социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, мы выделили следующие эффективные формы взаимодействия ДОО с семьей:
• информационно-аналитические (анкетирование «Готовность ребенка к школе рассматривается как...»; «Почтовый ящик»; беседа и др.);
• познавательные (круглый стол «На пути к школе»; дискуссия «Семья на пороге школьной жизни»; общие родительские и групповые собрания; вечера вопросов и ответов «У меня есть вопрос»; педагогические беседы «Причины неврозов у первоклассников»; семинары-практикумы; дни добрых дел, дни открытых дверей; исследовательские проекты «Реки нашего города» и др.);
• досуговые формы (праздничные мероприятия «Здравствуй, школа!»; выставки работ родителей и детей «Мои увлечения»; семейные вернисажи; совместные походы и экскурсии «Поход выходного дня»);
• письменные (еженедельные записки об успехах ребенка «Мои достижения»);
• наглядно-информационные (информационно-ознакомительные «Сайт организации»; видеофильмы «Одни день группы»; информационнопросветительские «Стенгазета группы» и др.).
Для диагностики уровня формирования социально-психологической готовности к школе старших дошкольников нами использовались следующие методики: методика «Определение мотивов учения», разработанная М.Р. Гинзбургом; методика «Формирования внутренней позиции школьника», разработанная Л.А. Венгером; диагностика самооценки ребенка, проективная методика «Лесенка успеха», адаптированный вариант Е.В. Меттус.
Диагностическое исследование уровня развития социальнопсихологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста показало, что девять детей (45%) имеют высокий уровень сформированности, одиннадцать детей (55%) - средний уровень сформированности. Уровней формирования «ниже среднего» и «низкий» выявлено не было.
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнения на формирование социально-психологической готовности к школе у старших дошкольников (предложены родителям на родительской встрече, в виде листовок-памяток и в папке-передвижке), а также разработаны и внедрены формы взаимодействия ДОО с семьей.
У детей, в достаточной мере, сформированы социальные и учебные мотивы, они понимают общественную значимость учения и стремятся к социальной роли школьника.
Также у детей сформирована и внутренняя позиция школьника, которая определяется как система потребностей и стремлений детей, связанных со школой, они хотят учиться и потому, что стремятся занять определенную позицию в обществе людей - позицию, открывающую доступ в мир взрослости. Возникает интерес к собственно познавательным задачам, что способствует успешной адаптации детей к условиям школьного обучения.
У дошкольников старшего возраста активно формируется и самооценка, она регулирует поведение детей, является одним из важных мотивов деятельности, в значительной степени определяет и активность личности.
Разработанный комплекс мероприятий позволит повысить педагогическую культуру родителей в вопросе формирования социальнопсихологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. Повысится и профессиональная компетентность педагогов ДОО в вопросе взаимодействия с семьей по формированию социальнопсихологической готовности к школе. Повысится самооценка у детей, сформируется внутренняя позиция школьника, а также сформируются социальные и учебные мотивы учения.
Повышение уровня социально-психологической готовности к школе позволит предотвратить различные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка, его мотивационную сферу, коммуникативные навыки и желание учиться.
Итак, можно говорить о том, что разнообразные формы взаимодействия ДОО с семьей обеспечат относительно высокие и устойчивые результаты в формировании социально-психологической готовности к школе старших дошкольников. Следовательно, цель и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.
1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази. - СПБ. : Питер, 2009. - 668 с.
2. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М. : Педагогика, 2000. - 206 с.
3. Бабаева, Т. И. Готовность к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская школа [Текст] / Ред. доктор пед. наук, профессор М. В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т. И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З. А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. - СПБ. : Детство-Пресс, 2005. - 254 с.
4. Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе [Текст] / Т. И. Бабаева // Педагогический альманах «Детство». - 1998. - № 1. - С. 240264.
5. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 466 с.
6. Березина, Т. А. Взаимодействие детского сада и семьи как условие реализации программы «Детство» [Текст] / Педагогика детства : Петербургская научная школа / ред. доктор пед. наук, профессор М. В. Крулехт и др. - СПБ. : 2005. - 123 с.
7. Бига, Букари Алассан. Взаимодействие детского сада и семьи как фактор совершенствования подготовки детей 5-6 лет к школе [Текст] : автореф. дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПБ., 1993. - 19 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 352с.
9. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе воспитания [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Пресс-центр, 2006. - 269 с.
10. Венгер, Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М. : Ювента, 2001. - 32 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - М. : Эгмонд, 2014. - 64 с.
12. Волков, Б. С. Детская психология: Педагогическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПБ. : Питер, 2009. - 240 с.
13. Воронина, О. И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / О. И. Воронина. - СПБ. : Питер, 2009. - 126 с.
14. Воспитатели и родители [Текст] / под ред. Л. В. Загик, В. М. Ивановой. - М. : Просвещение, 2005. - 192 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 671 с...