ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Патриотическое воспитание дошкольников: исторический обзор
проблемы в нашей стране 6
1.2. Особенности патриотического воспитания дошкольников 19
1.3 Педагогические условия патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении 34
Выводы по 1 главе 42
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОНЫТНО-НОИСКОВОЙ РАБОТЫ В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 46
2.1. Изучение начального уровня патриотического воспитания
дошкольников 46
2.2. Работа воспитателя по формированию чувства патриотизма у
детей 6 - 7 лет 52
2.3. Анализ результатов диагностического исследования уровня
развития патриотического воспитания 68
Выводы по 2 главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений воспитательной работы в современном обществе должно быть патриотическое воспитание, основной целью которого является, формирование у детей и молодёжи качеств патриотизма.
В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальным заказом общества на воспитание патриотизма сформулирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года. Основной целью Программы является «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного образования» [17, с. 34]. Новая система образования в нашей стране ориентирована на воспитание гражданина и патриота, которая является одной из ключевых задач российского образования.
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его многовековым корням, к таким вечным понятиям, как семья, родство, родина. Патриотические чувства заложены в процессе жизни человека в определенной социо-культурной среде. Ведь местом рождения ребенка является, прежде всего, его семья, его дом, улица, родной город (село). Поэтому детские сады являются первым звеном в системе образования в нашей стране, и они должны сформировать основную идею мира, дать ребенку знания о себе как о гражданине своего Отечества. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно быть создание таких условий для воспитания и обучения, в которых духовно - нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников будет осуществляться не только в процессе усвоения базовых знаний, но и через ознакомление с региональным компонентом. Предполагается, что в связи с обращениями к особенностям культуры и быта дети осознают свою принадлежность к культурной и природной среде, понимают степень своей ответственности за ее сохранение и совершенствование.
Каждый город (село) имеет свои особенности исторического развития, особенно культуры и природы, которые составляют феномен, который формирует у каждого человека интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства.
Одним из важнейших звеньев патриотического воспитания является знакомство детей с историей своего народа, воспитание любви и гордости за землю, на которой мы живем.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить
педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить возможности дошкольного воспитания для патриотического воспитания дошкольников;
• обосновать критерии патриотического воспитания детей дошкольного возраста и в соответствии с ними подобрать диагностические методики;
• провести диагностику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
• провести работу по выявлению условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
• организованные партнерские отношения дошкольного
образовательного учреждения с семьей на основе принципа, учета этнокультурных особенностей семейного воспитания детей;
• создана предметно пространственная, развивающаяся среда, обогащенная педагогическими средствами патриотического воспитания детей;
• вовлечение родителей (законных представителей) и детей в культурно-досуговую деятельность ДОО как основы воспитания у детей чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и социальной активности.
Теоретической основой исследования труды учёных: Е.А. Казаевой, Л.В. Куцаковой, М.Б. Зацепиной, Л.Е. Никоновой, А.Г. Гогоберидзе,
Л.А. Пеньковой, И.А. Лыковой, Л.А. Юченковой, Е.И. Касаткиной,
И.Ю. Блясовой, Н.Г. Капустиной, Л.И. Михеева, Л.А. Кондрыкинской и других.
Методы исследования: анализ педагогической литературы,
наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, научно-исследовательская работа.
База исследования: исследовательская деятельность осуществлялась в МБОУ СОШ 6 ГДО 2.
В соответствии с целями и задачами данного исследования нами были изучены теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На основании анализа научной литературы нами выявлено, что патриотическое воспитание детей является целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка.
Целю воспитания патриотизма у детей является формирование у них желания совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя следующие задачи:
• воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо создание педагогических условий, которые обеспечивали бы эффективную организацию патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Этими условиями будут являются: ведущая роль педагога, активная познавательная позиция ребенка, предметный мир.
В ходе исследовательской работы были выявлены и систематизированы средства и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Средствами патриотического воспитания старших дошкольников являются окружающая среда, разнообразная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду).
Чтобы, средства работали эффективно их необходимо сочетать с методами и приемами воспитания.
С.А. Козлова выделяет две группы методов патриотического воспитания старших дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей); формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
В работе с детьми необходимо использовать разнообразные организационные формы. Они могут быть массовыми (праздники, утренники, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки и др.), групповыми (уроки, кружки, экскурсии, игры-путешествия, беседы, упражнения в поступках и др.), индивидуальными (дежурный, санитар, журналист и др.), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах и др.
В соответствии с целями и задачами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определено содержание проводимой в детском саду соответствующей работы.
С целью проверки общей гипотезы, процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при реализации педагогических условий. Была организована специальная исследовательская работа, которая проводилась в общеобразовательном учреждении МБОУ СОШ 6 ГДО 2.
Анализ накопленных теоретических, практических материалов, нам позволил обосновать педагогические условия эффективности
патриотического воспитания старших дошкольников они заключались в следующем: систематическая работа педагога по сплочению детского
коллектива, воздействие на сознание детей с использованием разнообразных средств, для формирования патриотических представлений, понятий, организация игровой деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность, совместная работа семьи и педагогов в данном направлении, осуществление индивидуального подхода в процессе игровой деятельности и воспитания.
На основании исследования был сделан вывод, уровень патриотической воспитанности старших дошкольников по сравнению с констатирующим этапом вырос.
В процессе исследования трудно было охватить все стороны данной проблемы. Для этого требуется дальнейшее изучение данной проблемы, которая заключается в преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения, а так же изучение этого вопроса в системе дополнительного образования. Более глубокого и разностороннего изучения ждут проблемы индивидуального подхода в этом важном аспекте воспитательного процесса.
1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст] / под ред. Н. В. Алёшиной. - М. : УЦ «Перспектива», 2011. - 245 с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / под ред. Н. В. Алёшиной. - М. : ЦГЛ, 2005. - 246 с.
3. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов [Текст] / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 39-42.
4. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. - 2013. - № 1. - С. 16-24.
5. Анищенко, О. А. Дошкольное детство: наука - практике [Текст] / О. А. Анищенко. - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2014. - 102 с.
6. Антонова, Т. В. Народные праздники в детском саду [Текст] : методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Т. В. Антонова, М. Б. Зацепина. - М. : Мозайка - Синтез, 2012. - 148 с.
7. Арапова-Пискарёва, Н. А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М. : 2004.
8. Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст] / О. Н. Баранникова. - М. : Аркти, 2010. - 203 с.
9. Березина, Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны [Текст] / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. 2011. - № 9. - С. 16-23.
10. Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у младших школьников? [Текст] / К. С. Болдина // Воспитание школьников. - 2000. - № 3. - С. 23-25.
11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Л. Р. Болотина. - М. : Академия, 2002. - 237 с.
12. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 9. - С. 82-89.
13. Буткевич, В. В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов [Текст] / В. В. Буткевич. - Минск: НИО, 2012. - 280 с.
14. Виноградова, Е. Б. Развитие познавательного интереса к родному краю у старших дошкольников [Текст] / Е. Б. Виноградова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 10. - С. 34-37.
15. Воротынцева, О. Как научить детей любить Родину [Текст] / О. Воротынцева // Предшкольное образование. - 2009. - № 2 - С. 34-36...