ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Актуальные проблемы образования детей с особыми
возможностями здоровья 7
1.2. Особенности познавательно-исследовательской деятельности
детей с особыми возможностями здоровья 11
1.3. Анализ нормативно-правовых документов и образовательных
программ в контексте формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья 17
1.4. Содержание и формы психолого-педагогической работы по
формированию познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников с особыми возможностями здоровья 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 31
2.1. Изучение познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников с особыми возможностями здоровья на подготовительном этапе эмпирического исследования 31
2.2. План работы по формированию познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников с особыми возможностями
здоровья 43
2.3. Итоги работы по теме исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [43] говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Нынешняя система образования уходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации всевозможными методами. Педагог пробуждает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, одобряет любознательность.
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, радость и чувство достоинства от достигнутых успехов. Необходим специфический подход, учитывающий естественное желание ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира. Это не что иное, как исследовательское обучение. Основу которого, образует познавательно-исследовательская деятельность детей, нацеленная на развитие у них умений и навыков научного поиска, на воспитание подлинного деятеля. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть не зависимой, почти не регламентированной какими-либо внешними направлениями или временем. Ребёнок шести, семи лет обязан уметь решать такие сложные задачи, как: видеть проблему и ставить вопросы, высказывать предположения и строить планы по их проверке, доказывать и делать выводы. Только исследовательский метод может помочь ребёнку дошкольного возраста решить выше очерченные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям согласно ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО), в том числе ФГОС ДО для детей с ОВЗ. Используя исследовательский метод, можно пробуждать и укреплять познавательную активность, интеллектуально-творческие возможности личности ребёнка, повышать качество его исследовательских способностей.
Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в разы эффективнее, если дети дошкольного возраста демонстрируют свою познавательную активность и стабильно заняты познавательно-исследовательской деятельностью.
Сложность формирования опыта познавательно-исследовательской деятельности исследовалась в различных трудах психологов и педагогов. А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её применения у старших дошкольников. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк определяли познавательную деятельность, как естественное желание детей дошкольного возраста к познанию. На сегодняшний день сменились стандарты ФГОС ДО. Вместо познавательной деятельности, задача педагогов дошкольного образования - организация познавательно-исследовательской деятельности. Проблема формирования опыта познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на всех уровнях развития образования является одной из актуальных, потому как считается условием развития познавательноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема исследования обусловлена присутствием следующего противоречия: между потребностью практики в технологиях психологопедагогической работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и не богатой разработкой этого направления в специальной педагогике и психологии.
Проблема исследования состоит в создании педагогических условий организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Всё вышеописанное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья».
Цель исследования: организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс организации познавательно
исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Предмет исследования: познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Подвергнуть анализу проблему организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в психолого-педагогической литературе.
2. Сформировать основные критерии диагностики познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и подобрать диагностические методики.
3. Выполнить диагностику познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать план по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая база исследования: МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 7 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников», город Красноуфимск. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Исследование литературы помогло установить теоретические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данные аспекты заключаются в нижесказанном.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется усиленное развитие высших психических функций (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, речи). Способов умственной деятельности (умение анализировать, обобщать, сравнивать). Формируется такая ителлектуально- психологическая черта личности, как любознательность. Складываются такие умения, как давать определения понятиям, классифицировать, структурировать полученный материал наблюдать, видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и т.д. В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность выделяется в специальную деятельность детей со своими познавательными мотивами. Такими как, осмысленное намерение понять, как устроены вещи, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, узнать новое о мире. Что даёт активизацию процесса познания, внося исследовательский, творческий характер, передавая ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает логической последовательностью: любознательностью, любопытством, и собственно исследовательской деятельностью. Познавательно-исследовательская
деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста имеет те же действия, что и научно-исследовательская деятельность и подразумевает поиск правды через вовлечение в исследовательскую деятельность.
Имеются разнообразные способы, методы, пути, организации познавательно-исследовательской деятельности для развития познавательно - исследовательских навыков. Организация познавательно-исследовательской деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста имеет практико-ориентированный характер с учётом потребностей и интересов личности ребёнка. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников содействует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих умений, вдобавок формируются навыки самостоятельного поиска, исследовательские умения, совершаются открытия и освоение нового. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ не просто допустима, она непременно нужна. В первую очередь, это связано с персональными особенностями свойственными всем детям с ОВЗ (у них наблюдается не полный уровень познавательной активности, незрелость мотивационной сферы недостаточность внимания, сниженный самоконтроль, общая познавательная пассивность). Вследствие чего, поиск и использование активных форм, приёмов и методов обучения (а именно такой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним среди необходимых средств увеличения результативности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога. Сложности, ровно, как и необходимость использования познавательно-исследовательской деятельности, связаны, главным образом, с индивидуальными особенностями детей с ОВЗ. Вследствие чего, познавательно-исследовательскую деятельность необходимо строить с учётом специфических (т.е. наиболее легкодоступных) для тех или иных детей дошкольного возраста с ОВЗ образовательных направлений.
Результаты вторичной диагностики свидетельствуют о положительной динамике детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
• повышение степени выраженности познавательной активности;
• повышение степени выраженности познавательной мотивации, её силы и устойчивости;
• повышение уровня развития любознательности и поисковой активности;
• повышение уровня напряжённости познавательной деятельности;
• повышение речевого развития (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, умение правильно строить свою речь, следить за логикой высказывания);
• проявление самостоятельности, инициативности, развитие коммуникабельности и т. д.;
• знание детей о живой и не живой природе.
Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы. Таким образом, задачи исследования реализованы полностью, цель достигнута.
В ходе констатирующего исследования установлено, что преимущественно дети с ОНР обладают средним уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности. У некоторых детей не хватает мотивации для выполнения всех заданий познавательной направленности. Напряжённость познавательной деятельности хоть и на среднем уровне, но очень близка к низкому уровню. У одного ребёнка отсутствует интерес и низкий уровень любознательности по причине того, что он увлекается играми на компьютере и планшете.
Таким образом, в ходе констатирующего исследования была выявлена необходимость в проведении целенаправленной работы по развитию познавательной активности. Была проведена консультация для родителей на тему «Организация детского исследования в домашних условиях». Было рекомендовано, акцентировать внимание родителей детей на том, что познавательная деятельность ребёнка должна быть разнообразной. Ребёнок не должен становиться потребителем компьютерных игр, телевизионных передач и мультфильмов. Чтобы развиваться и далее, ребёнок должен узнавать много нового об окружающем мире из реальной жизни, в том числе и путём собственного поиска и исследований.
На формирующем этапе были поставлены цели и задачи, составлен план проведения занятий, а также проведены занятия с ноября по декабрь 2017 года. Отличительной особенностью первого направления работы (проведение занятий исследовательской направленности) является включение в познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОНР различных форм исследовательской деятельности, так, что познание ребёнка происходит через результаты проводимых им опытов, исследований с различными веществами и предметами окружающего мира.
Вторым направлением работы явилось проведение различных форм исследовательской деятельности (опыты, наблюдения, исследования и т.д.), проводилась специальная деятельность по исследованию. С этой целью был создан клуб «Маленький гений». Для исследований в созданном клубе была отделена зона группового пространства под так называемый Центр познавательно-исследовательской деятельности (детская лаборатория для опытов и наблюдений).
Результаты такой деятельности превзошли ожидания. Показатели контрольного эксперимента значительно улучшились, поскольку не осталось в группе детей с низким уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности. Такая продуктивная исследовательская работа позволила очень хорошо раскрепостить детей с ОНР, казалось даже, что никаких проблем, связанных с речью у них нет, напротив, познавая мир, они старались рассказать об этом друг другу и взрослым. Ребёнок с низким уровнем любознательности настолько увлёкся процессами исследования и опытами, что стал находить информацию о новых исследованиях и придумывать сам опыты и демонстрировать их остальным детям и взрослым, активно рассказывая какие процессы в них происходят.
Таким образом, предположение о том, что активное использование исследований, опытов и наблюдений позволит повысить уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, подтвердилось.
1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
2. Анищенкова, Е.С. Диагностика и развитие дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. - М.: Рид Групп, 2011. - 80 с.
3. Баталина, Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С.13-18.
4. Волкова, Е.В., Микерин, С.Л. Играем в ученых [Текст] / Е.В. Волкова, С.Л. Микерин - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 256с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / сост. Л.М. Семенюк. - М.: Воронеж, 2013.-399 с.
6. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010. - 192с.
8. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. Емельянова // Журнал ребенок в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 23-26.
9. Здравствуй, мир! Пособие по познавательному развитию детей 67 лет. В 4 частях. Часть 4 [Текст] / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2017. - 357 с.
10. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В.
Зеньковский. - Екатеринбург : Школа Пресс, 2015. - 192 с.
11. Кислинская, Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников [Текст] / Т.А. Кислинская. - М.: Скрипторий, 2017. - 352 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2014. - 416 с.
13. Корепанова, М.В. Комплексные занятия в подготовительной
группе: познавательное развитие, развитие речи, обучение грамоте,
окружающий мир [Текст] / М.В. Корепанова. - М.: ИЛ, 2017. - 803 с.
14. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 12.
15. Куликовская, И.Э, Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование,
старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская. - М.:
Педагогическое общество России, 2013. - 80 с...