Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №97096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Актуальные проблемы образования детей с особыми
возможностями здоровья 7
1.2. Особенности познавательно-исследовательской деятельности
детей с особыми возможностями здоровья 11
1.3. Анализ нормативно-правовых документов и образовательных
программ в контексте формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья 17
1.4. Содержание и формы психолого-педагогической работы по
формированию познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников с особыми возможностями здоровья 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 31
2.1. Изучение познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников с особыми возможностями здоровья на подготовительном этапе эмпирического исследования 31
2.2. План работы по формированию познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников с особыми возможностями
здоровья 43
2.3. Итоги работы по теме исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [43] говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Нынешняя система образования уходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации всевозможными методами. Педагог пробуждает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, одобряет любознательность.
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, радость и чувство достоинства от достигнутых успехов. Необходим специфический подход, учитывающий естественное желание ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира. Это не что иное, как исследовательское обучение. Основу которого, образует познавательно-исследовательская деятельность детей, нацеленная на развитие у них умений и навыков научного поиска, на воспитание подлинного деятеля. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть не зависимой, почти не регламентированной какими-либо внешними направлениями или временем. Ребёнок шести, семи лет обязан уметь решать такие сложные задачи, как: видеть проблему и ставить вопросы, высказывать предположения и строить планы по их проверке, доказывать и делать выводы. Только исследовательский метод может помочь ребёнку дошкольного возраста решить выше очерченные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребёнка и современным требованиям согласно ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО), в том числе ФГОС ДО для детей с ОВЗ. Используя исследовательский метод, можно пробуждать и укреплять познавательную активность, интеллектуально-творческие возможности личности ребёнка, повышать качество его исследовательских способностей.
Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в разы эффективнее, если дети дошкольного возраста демонстрируют свою познавательную активность и стабильно заняты познавательно-исследовательской деятельностью.
Сложность формирования опыта познавательно-исследовательской деятельности исследовалась в различных трудах психологов и педагогов. А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её применения у старших дошкольников. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк определяли познавательную деятельность, как естественное желание детей дошкольного возраста к познанию. На сегодняшний день сменились стандарты ФГОС ДО. Вместо познавательной деятельности, задача педагогов дошкольного образования - организация познавательно-исследовательской деятельности. Проблема формирования опыта познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на всех уровнях развития образования является одной из актуальных, потому как считается условием развития познавательно­исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема исследования обусловлена присутствием следующего противоречия: между потребностью практики в технологиях психолого­педагогической работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ и не богатой разработкой этого направления в специальной педагогике и психологии.
Проблема исследования состоит в создании педагогических условий организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Всё вышеописанное обусловило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья».
Цель исследования: организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс организации познавательно­
исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Предмет исследования: познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Подвергнуть анализу проблему организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в психолого-педагогической литературе.
2. Сформировать основные критерии диагностики познавательно­-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и подобрать диагностические методики.
3. Выполнить диагностику познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать план по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая база исследования: МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 7 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников», город Красноуфимск. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
Исследование литературы помогло установить теоретические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данные аспекты заключаются в нижесказанном.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется усиленное развитие высших психических функций (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, речи). Способов умственной деятельности (умение анализировать, обобщать, сравнивать). Формируется такая ителлектуально- психологическая черта личности, как любознательность. Складываются такие умения, как давать определения понятиям, классифицировать, структурировать полученный материал наблюдать, видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи и т.д. В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность выделяется в специальную деятельность детей со своими познавательными мотивами. Такими как, осмысленное намерение понять, как устроены вещи, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, узнать новое о мире. Что даёт активизацию процесса познания, внося исследовательский, творческий характер, передавая ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает логической последовательностью: любознательностью, любопытством, и собственно исследовательской деятельностью. Познавательно-исследовательская
деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста имеет те же действия, что и научно-исследовательская деятельность и подразумевает поиск правды через вовлечение в исследовательскую деятельность.
Имеются разнообразные способы, методы, пути, организации познавательно-исследовательской деятельности для развития познавательно - исследовательских навыков. Организация познавательно-исследовательской деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста имеет практико­-ориентированный характер с учётом потребностей и интересов личности ребёнка. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников содействует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих умений, вдобавок формируются навыки самостоятельного поиска, исследовательские умения, совершаются открытия и освоение нового. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ не просто допустима, она непременно нужна. В первую очередь, это связано с персональными особенностями свойственными всем детям с ОВЗ (у них наблюдается не полный уровень познавательной активности, незрелость мотивационной сферы недостаточность внимания, сниженный самоконтроль, общая познавательная пассивность). Вследствие чего, поиск и использование активных форм, приёмов и методов обучения (а именно такой и является познавательно-­исследовательская деятельность) является одним среди необходимых средств увеличения результативности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога. Сложности, ровно, как и необходимость использования познавательно-исследовательской деятельности, связаны, главным образом, с индивидуальными особенностями детей с ОВЗ. Вследствие чего, познавательно-исследовательскую деятельность необходимо строить с учётом специфических (т.е. наиболее легкодоступных) для тех или иных детей дошкольного возраста с ОВЗ образовательных направлений.
Результаты вторичной диагностики свидетельствуют о положительной динамике детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
• повышение степени выраженности познавательной активности;
• повышение степени выраженности познавательной мотивации, её силы и устойчивости;
• повышение уровня развития любознательности и поисковой активности;
• повышение уровня напряжённости познавательной деятельности;
• повышение речевого развития (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, умение правильно строить свою речь, следить за логикой высказывания);
• проявление самостоятельности, инициативности, развитие коммуникабельности и т. д.;
• знание детей о живой и не живой природе.
Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы. Таким образом, задачи исследования реализованы полностью, цель достигнута.
В ходе констатирующего исследования установлено, что преимущественно дети с ОНР обладают средним уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности. У некоторых детей не хватает мотивации для выполнения всех заданий познавательной направленности. Напряжённость познавательной деятельности хоть и на среднем уровне, но очень близка к низкому уровню. У одного ребёнка отсутствует интерес и низкий уровень любознательности по причине того, что он увлекается играми на компьютере и планшете.
Таким образом, в ходе констатирующего исследования была выявлена необходимость в проведении целенаправленной работы по развитию познавательной активности. Была проведена консультация для родителей на тему «Организация детского исследования в домашних условиях». Было рекомендовано, акцентировать внимание родителей детей на том, что познавательная деятельность ребёнка должна быть разнообразной. Ребёнок не должен становиться потребителем компьютерных игр, телевизионных передач и мультфильмов. Чтобы развиваться и далее, ребёнок должен узнавать много нового об окружающем мире из реальной жизни, в том числе и путём собственного поиска и исследований.
На формирующем этапе были поставлены цели и задачи, составлен план проведения занятий, а также проведены занятия с ноября по декабрь 2017 года. Отличительной особенностью первого направления работы (проведение занятий исследовательской направленности) является включение в познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОНР различных форм исследовательской деятельности, так, что познание ребёнка происходит через результаты проводимых им опытов, исследований с различными веществами и предметами окружающего мира.
Вторым направлением работы явилось проведение различных форм исследовательской деятельности (опыты, наблюдения, исследования и т.д.), проводилась специальная деятельность по исследованию. С этой целью был создан клуб «Маленький гений». Для исследований в созданном клубе была отделена зона группового пространства под так называемый Центр познавательно-исследовательской деятельности (детская лаборатория для опытов и наблюдений).
Результаты такой деятельности превзошли ожидания. Показатели контрольного эксперимента значительно улучшились, поскольку не осталось в группе детей с низким уровнем развития познавательно-исследовательской деятельности. Такая продуктивная исследовательская работа позволила очень хорошо раскрепостить детей с ОНР, казалось даже, что никаких проблем, связанных с речью у них нет, напротив, познавая мир, они старались рассказать об этом друг другу и взрослым. Ребёнок с низким уровнем любознательности настолько увлёкся процессами исследования и опытами, что стал находить информацию о новых исследованиях и придумывать сам опыты и демонстрировать их остальным детям и взрослым, активно рассказывая какие процессы в них происходят.
Таким образом, предположение о том, что активное использование исследований, опытов и наблюдений позволит повысить уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, подтвердилось.


1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
2. Анищенкова, Е.С. Диагностика и развитие дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. - М.: Рид Групп, 2011. - 80 с.
3. Баталина, Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С.13-18.
4. Волкова, Е.В., Микерин, С.Л. Играем в ученых [Текст] / Е.В. Волкова, С.Л. Микерин - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 256с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / сост. Л.М. Семенюк. - М.: Воронеж, 2013.-399 с.
6. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010. - 192с.
8. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. Емельянова // Журнал ребенок в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 23-26.
9. Здравствуй, мир! Пособие по познавательному развитию детей 6­7 лет. В 4 частях. Часть 4 [Текст] / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2017. - 357 с.
10. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В.
Зеньковский. - Екатеринбург : Школа Пресс, 2015. - 192 с.
11. Кислинская, Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников [Текст] / Т.А. Кислинская. - М.: Скрипторий, 2017. - 352 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2014. - 416 с.
13. Корепанова, М.В. Комплексные занятия в подготовительной
группе: познавательное развитие, развитие речи, обучение грамоте,
окружающий мир [Текст] / М.В. Корепанова. - М.: ИЛ, 2017. - 803 с.
14. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 12.
15. Куликовская, И.Э, Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование,
старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская. - М.:
Педагогическое общество России, 2013. - 80 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ